После каждого этапа (мозговой штурм, визуальная история, анализ Уолта Диснея, анализ разрыва, SWOT-анализ, анализ силового поля, POEMS-анализ или любого другого) попросите участников взять половинки А4 или стикеры (половинки я рекомендую больше, т.к. их размер позволяет чётко и понятно записать достаточное количество информации) и записать свои предложения по поводу того, что надо сделать. 1 лист - 1 идея. Писать печатными буквами фломастером темного цвета (черный, синий, коричневый). Пока без критической оценки. И, возможно, даже не только то, что готовы сделать сами. Все предложения. Отвечаем на вопрос: "Что надо сделать?"
Записали? На этом этапе соберите сами все идеи, прикрепите их на флип-чарт. Прочитайте. Не критикуйте. Просто обсудите те возможности, которые дают записанные инициативы и вопросы, которые они вызывают.
Рис.1. Пример листа с идеями
Таких листов к концу мероприятия может быть много. В нашей практике бывали сессии и тренинги, когда их было 6 и даже 8. Важно, чтобы они всегда были на видном месте. Например, висели на стене с помощью бумажного малярного скотча. Нумеруйте листы, чтобы помнить, на каком этапе были сделаны записи.
Рис.2. Пример листов с идеями к концу тренинга или сессии
При планировании тренинга или сессии оставьте минут 30-40 на работу по формированию плана действий и распределение ответственности. Алгоритм формирования плана мы с Вами сейчас рассмотрим подробно. Распределения ответственности будет посвящена наша следующая статья.
Шаг 1. Предложите всем подойти к листам с идеями, которые заполнялись в течение всего мероприятия (см. Рис.2). Дайте 5 минут всем, чтобы молча индивидуально перечитать их, обдумать и выделить то, что необходимо сделать в самое ближайшее время, оценить реалистичность и важность действий.
Шаг 2. Дайте каждому участнику по 5 маленьких стикеров (например, таких, как на рис.3 оранжевого и зеленого цвета).
Рис.3. Пример стикеров, которые можно использовать для голосования
Попросите отметить стикерами 5 самых важных действий (оранжевые стикеры) и 5 самых срочных действий (зеленые стикеры). Важно: сначала дождитесь, пока все примут решение, куда прикрепить стикеры. Как только все приняли решение (я обычно прошу поднять руку тех, кто готов голосовать), можно одновременно подойти и прикрепить стикер рядом с тем решением, которому отдан голос.
Шаг 3. Подведите итоги голосования. Например, это может выглядеть как на рис.4.
Рис.4. Итоги голосования
Шаг 4. Лидеров рейтинга выпишите на отдельный лист - лист Действий (см. Рис.5).
Рис.5. Лист Действий
Теперь вы готовы перейти к распределения ответственности.
Читайте все статьи цикла:
2. Как вовлечь
3. Как научиться договариваться
Фасилитация для лидера
Мы нарушили главные правила
Как фасилитация расширяет ролевой репертуар лидера и помогает компаниям становиться осознаннее.
Фасилитация для лидера
Онлайн-протоколирование
Вам, наверняка, приходилось хотя бы один раз (для многих, конечно, гораздо чаще, если не постоянно) участвовать в совещании, которое проходило примерно следующим образом. В ходе совещания издается множество указаний и ...
Фасилитация для лидера
Философия фасилитации
Данная статья является переводом статьи Билла Степлза. The Philosophy of Facilitation Для Korea HRD Magazine. Март 12, 2012
Фасилитация для лидера
Опишите бизнес-процессы быстро и понятно, помогите сотрудникам их соблюдать
Бизнес-процессы есть в каждой компании. Но не в каждой компании они выполняются так, как хотелось бы. Почему? Давайте разберемся.
Фасилитация для лидера
Семь шагов к быстрому поиску решения в группе
Фасилитация для лидера
ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды
Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.