Чек-лист выработки консенсуса

Опубликовано в № от 10.07.25
Идея Майкла Уилкинсона в переводе Вероники Мартыновой.

Что мы подразумеваем, когда говорим, что достигли консенсуса? В чем причины несогласия друг с другом? Как обнаружить источник разногласия и прийти к соглашению? Чек-лист выработки консенсуса поможет ответить на эти и другие вопросы.

• Договоритесь, что консенсус - это: «Я могу с этим жить и буду это поддерживать».

• Рассматривайте «консенсус пяти пальцев» как способ принятия решения.

• Поймите три причины, по которым люди пропускают пункт обсуждения и возвращаются к нему позднее.

• Используйте процесс информированного большинства для достижения консенсуса по формулировкам утверждений.

Три уровня причин несогласия:

• Уровень 1: недостаток доступной информации

• Уровень 2: разные ценности и опыт

• Уровень 3: внешние факторы

kons.jpg


• Когда возникают разногласия, основанные на внешних факторах (уровень 3), выведите спорный вопрос на более высокий уровень для его решения.

• Используйте уточнение (разграничение) для обращения к разногласию уровня 1:

• Начните с соглашения.

• Определите источник разногласий.

• В ходе обсуждения выделите альтернативы.

• Задайте каждой стороне уточняющие (разграничивающие) вопросы: насколько много, как долго, кто вовлечён, что вовлечено.

• Обобщите информацию.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте достоинства и недостатки для определения источника разногласий уровня 2:

• Выделите достоинства каждой альтернативы.

• Выделите недостатки каждой альтернативы.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте объединение для решения разногласий уровня 2:

• Выберите наиболее значимые достоинства каждой альтернативы.

• Создайте одну или две новые альтернативы, содержащие в себе ключевые достоинства.

• Выделите ведущую альтернативу.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте технику многокритериального анализа, структурированные сравнения и цифры могут помочь команде достичь консенсуса:

• Установите критерии.

• Определите значимость критериев: вначале назовите наиболее/наименее важные из них, а затем все остальные.

• Оцените альтернативы в баллах: вначале выделите самую значимую из них, а затем, относительно неё, распределите баллы между всеми остальными альтернативами.

• Соотнесите значимость с баллами.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Если всё остальное не сработает, двигайтесь дальше!

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Анализ силы корпоративной культуры с помощью лестницы правил игры

10 июля 3752

Культура съест стратегию на завтрак. А какова культура в вашей компании? Этот инструмент поможет быстро это понять.

Фасилитация для лидера

Секреты фасилитации от Майкла Вилкинсона

10 июля 8010

Майкл Вилкинсон, наш американский Учитель, друг и партнер, — признанный мастер вовлечения и увлечения. Он не дает расслабиться и отвлечься, его выступления на конференциях запоминаются надолго, на его тренингах и сессиях участвует каждый...

Фасилитация для лидера

Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»

10 июля 5541

Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Фасилитация для лидера

Опишите бизнес-процессы быстро и понятно, помогите сотрудникам их соблюдать

10 июля 3848

Бизнес-процессы есть в каждой компании. Но не в каждой компании они выполняются так, как хотелось бы. Почему? Давайте разберемся.

Фасилитация для лидера

Фасилитация в семье. Не манипуляции, а гармоничная и целостная жизнь

10 июля 8239

- Использую ли я фасилитацию в семье? Осознанно нет. Это скорее стало моим стилем жизни, образом мышления, отношением к действительности и к людям: экологично, с уважением, из добра и с интересом. Я выработала навык больше задавать вопро...

Фасилитация для лидера

Панель управления: зачем, как и когда

10 июля 7848

В большинстве российских компаний есть правила, прописаны бизнес-процессы и регламенты, но чаще всего они спущены сверху и внедрены по принципу: «Я придумал, а вы выполняйте». Правила навязываются, контролируются, придумываются новые, но...