Чек-лист выработки консенсуса

Опубликовано в № от 26.03.24
Идея Майкла Уилкинсона в переводе Вероники Мартыновой.

Что мы подразумеваем, когда говорим, что достигли консенсуса? В чем причины несогласия друг с другом? Как обнаружить источник разногласия и прийти к соглашению? Чек-лист выработки консенсуса поможет ответить на эти и другие вопросы.

• Договоритесь, что консенсус - это: «Я могу с этим жить и буду это поддерживать».

• Рассматривайте «консенсус пяти пальцев» как способ принятия решения.

• Поймите три причины, по которым люди пропускают пункт обсуждения и возвращаются к нему позднее.

• Используйте процесс информированного большинства для достижения консенсуса по формулировкам утверждений.

Три уровня причин несогласия:

• Уровень 1: недостаток доступной информации

• Уровень 2: разные ценности и опыт

• Уровень 3: внешние факторы

kons.jpg


• Когда возникают разногласия, основанные на внешних факторах (уровень 3), выведите спорный вопрос на более высокий уровень для его решения.

• Используйте уточнение (разграничение) для обращения к разногласию уровня 1:

• Начните с соглашения.

• Определите источник разногласий.

• В ходе обсуждения выделите альтернативы.

• Задайте каждой стороне уточняющие (разграничивающие) вопросы: насколько много, как долго, кто вовлечён, что вовлечено.

• Обобщите информацию.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте достоинства и недостатки для определения источника разногласий уровня 2:

• Выделите достоинства каждой альтернативы.

• Выделите недостатки каждой альтернативы.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте объединение для решения разногласий уровня 2:

• Выберите наиболее значимые достоинства каждой альтернативы.

• Создайте одну или две новые альтернативы, содержащие в себе ключевые достоинства.

• Выделите ведущую альтернативу.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте технику многокритериального анализа, структурированные сравнения и цифры могут помочь команде достичь консенсуса:

• Установите критерии.

• Определите значимость критериев: вначале назовите наиболее/наименее важные из них, а затем все остальные.

• Оцените альтернативы в баллах: вначале выделите самую значимую из них, а затем, относительно неё, распределите баллы между всеми остальными альтернативами.

• Соотнесите значимость с баллами.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Если всё остальное не сработает, двигайтесь дальше!

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Чем занимается фасилитатор

26 марта 2530

Cтатья Майкла Вилкинсона в переводе Вероники Мартыновой для Правил игры Роль фасилитатора — это роль проводника, помогающего участникам пройти все ступени для достижения цели. Он или она не навязывает своё решение, а напротив, используе...

Фасилитация для лидера

Фасиллитация в России: польза или вред?

26 марта 2381

До сих пор рынок фасилитации в России только зарождается. Нет конкуренции. И это часто ведет к снижению качества услуг. Многие предприниматели и менеджеры понятия не имеют о том, что такое фасилитация. И этим пользуются непрофессионалы.

Фасилитация для лидера

Онлайн-протоколирование

26 марта 3111

Вам, наверняка, приходилось хотя бы один раз (для многих, конечно, гораздо чаще, если не постоянно) участвовать в совещании, которое проходило примерно следующим образом.  В ходе совещания издается множество указаний и ...

Фасилитация для лидера

Фасилитация будущего

26 марта 2341

Так получилось, что в Америке и Европе фасилитация развивается аж с 50-х годов прошлого века. В бизнесе она активно используется с 80-х. В Россию же наука фасилитация пришла не так давно, до сих пор остается «зверем невиданным» и не стал...

Фасилитация для лидера

Секреты фасилитации от Майкла Вилкинсона

26 марта 6412

Майкл Вилкинсон, наш американский Учитель, друг и партнер, — признанный мастер вовлечения и увлечения. Он не дает расслабиться и отвлечься, его выступления на конференциях запоминаются надолго, на его тренингах и сессиях участвует каждый...

Фасилитация для лидера

Управление ожиданиями как быстро и качественно получить обратную связь

26 марта 6545

Давайте для начала договоримся о понятиях. Ожидания – это то, что разные составляющие системы (отделы, команды, люди) ожидают друг от друга. Почти все конфликты на работе происходят по двум причинам: либо человек не делает то, ч...