Фасилитация в семье. Не манипуляции, а гармоничная и целостная жизнь

Опубликовано в № от 25.05.23
- Использую ли я фасилитацию в семье? Осознанно нет. Это скорее стало моим стилем жизни, образом мышления, отношением к действительности и к людям: экологично, с уважением, из добра и с интересом. Я выработала навык больше задавать вопросов. Слушать.

Ведь фасилитация – это не инструмент манипуляции окружающими. Фасилитация пригодится там, где тебе важны другие люди, интересны их взгляды, где ЭГО уступает место принятию и любопытству.  

Виктория Бехтерева

автор курса «Фасилитация для лидера», со-основатель сообщества «Бизнес со смыслом»

Как можно использовать фасилитацию в семье?


Например, заменить некоторые привычные речевые обороты.
«Ты не прав!»
на
«Почему ты так думаешь?»

«Я знаю как лучше!»
На
«Я думаю так, а как думаешь ты?».

В сложные моменты мы способны спокойно обсудить, выслушать, понять из какой роли мы говорим те или иные вещи. Мы больше друг друга спрашиваем, чем наставляем и отчитываем. Фасилитация в семье точно изменила нас к лучшему. Обогатила. Сблизила.


 Именно этому я учу на моем курсе «Фасилитация для лидера». Конечно, мы фокусируемся на бизнесовых задачах. Но освоение фасилитации не происходит без развития, расширения картины мира и понимания, что каждый видит мир через свои очки, у кого-то они розовые, у кого-то желтые, а у кого-то чёрные.
И это не хорошо и не плохо, это интересно! И фасилитация даёт возможность не ограничиваться очками своего цвета, а увидеть мир в очках коллеги и расширить своё представление о мире изменения картины мира. Люди получают навык, и он становится частью жизни.

1920x480.jpg

Мои дети, Иван и Ника, перенимают этот навык. Ведь они всегда копируют родителей, учатся на нашем примере. Недавно была интересная история. Бабушка подарила нашему сыну Ивану крупную сумму денег. Иван в магазине достает свой кошелек, а оттуда тысячные купюры торчат во все стороны. Я говорю: «Ваня, может лучше часть денег оставлять дома. Кошелек могут украсть, Ты можешь его потерять…». На что он поднимает на меня недоумевающий взгляд и отвечает: «Мама, как ты можешь так говорить? Какую реальность представишь, такой она и будет. Если в моем мире будет допущение, что кошелек могут украсть, его украдут. Зачем ты допускаешь это в мой мир».

Крыть нечем.

Инструменты фасилитации, которые я регулярно использую с детьми

1.ОРИП – метод сфокусированного обсуждения

Отлично помогает ребенку и родителям в обсуждении любых проблем.

Метод заключается в последовательном задавании 4-х типов вопросов.

Сначала факты: «Что произошло?», «Как это было?», «Что сказали? Сделали?».

Потом эмоции: «Что ты чувствовал в этот момент?», «Каково тебе было?», «Что расстроило?», «Что обрадовало?».

Далее интерпретация: «Метафорой чего это может быть?», «О чем это говорит?».

И, наконец, принятие решения: «Как можно изменить?», «Как ты поступишь?», «Что можно сделать?».

Во время такой беседы ребенок успокаивается, начинает рассуждать, думать, рефлексировать и учится принимать осознанные решения в жизни.

 

2. Обсуждение ожиданий друг от друга

Я каждый день спрашиваю детей: «Как прошел твой день? Чему ты научился (-лась)? Что понравилось? Что еще хочешь? А что ты можешь для этого сделать?».

А примерно раз в неделю мы обсуждаем ожидания друг от друга:

«Что ты от меня ждешь?», «Что бы ты хотел, чтобы я делала иначе?»

То есть я уточняю, что ждут от меня Иван и Ника.  И, в свою очередь, проговариваю, что я жду от него. Это хороший способ видеть картины мира друг друга и договариваться о важных вещах. 


За навыками фасилитатора и новым взглидом на привычные вещи приходите на курс "Фасилитация для лидера". Он проходит только раз в год. Старт в последнюю среду сентября. 

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 2. Вовлеките каждого в совместную работу.

25 мая 2222

ВОВЛЕЧЕНИЕ ориентировано на то, чтобы каждый член команды был включен в процесс совместной работы, радел за результат, делился своими знаниями и опытом, помогал другим и стремился сделать все, что от него зависит для достижения общей цел...

Фасилитация для лидера

Как транслировать правила игры так, чтобы их выполняли и о них не забывали

25 мая 1843

«Где можно ознакомиться с регламентами Вашей компании?», - этот вопрос мы часто задаем во время проведения диагностики. В ответ слышим, что они хранятся в пыльном шкафу, общих папках или далеком разделе корпоративного портала SharePoint....

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 1. Интерес

25 мая 1842

Фундамент любой команды - ИНТЕРЕС. Для того, чтобы выйти из зоны комфорта, а командная работа - это всегда выход из "теплого уютного болота" человеку важно понимать, зачем ему это нужно. В данный момент у него/нее голова забит...

Фасилитация для лидера

World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения

25 мая 2588

алифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быс...

Фасилитация для лидера

Фасилитация будущего

25 мая 1795

Так получилось, что в Америке и Европе фасилитация развивается аж с 50-х годов прошлого века. В бизнесе она активно используется с 80-х. В Россию же наука фасилитация пришла не так давно, до сих пор остается «зверем невиданным» и не стал...

Фасилитация для лидера

Ретроспектива. Как провести.

25 мая 7680

Большинство людей не любят подводить итоги. Даже привычные к ретроспективе scrum-команды нет-нет да забывают об этом. Почему? Подведение итогов - это трудно. Трудно эмоционально. Требует много времени и энергии. К тому же ты не знаешь, ч...