Фасилитация в семье. Не манипуляции, а гармоничная и целостная жизнь

Опубликовано в № от 25.09.22
- Использую ли я фасилитацию в семье? Осознанно нет. Это скорее стало моим стилем жизни, образом мышления, отношением к действительности и к людям: экологично, с уважением, из добра и с интересом. Я выработала навык больше задавать вопросов. Слушать.

Ведь фасилитация – это не инструмент манипуляции окружающими. Фасилитация пригодится там, где тебе важны другие люди, интересны их взгляды, где ЭГО уступает место принятию и любопытству.  

Виктория Бехтерева

автор курса «Фасилитация для лидера», со-основатель сообщества «Бизнес со смыслом»

Как можно использовать фасилитацию в семье?


Например, заменить некоторые привычные речевые обороты.
«Ты не прав!»
на
«Почему ты так думаешь?»

«Я знаю как лучше!»
На
«Я думаю так, а как думаешь ты?».

В сложные моменты мы способны спокойно обсудить, выслушать, понять из какой роли мы говорим те или иные вещи. Мы больше друг друга спрашиваем, чем наставляем и отчитываем. Фасилитация в семье точно изменила нас к лучшему. Обогатила. Сблизила.


 Именно этому я учу на моем курсе «Фасилитация для лидера». Конечно, мы фокусируемся на бизнесовых задачах. Но освоение фасилитации не происходит без развития, расширения картины мира и понимания, что каждый видит мир через свои очки, у кого-то они розовые, у кого-то желтые, а у кого-то чёрные.
И это не хорошо и не плохо, это интересно! И фасилитация даёт возможность не ограничиваться очками своего цвета, а увидеть мир в очках коллеги и расширить своё представление о мире изменения картины мира. Люди получают навык, и он становится частью жизни.

1920x480.jpg

Мои дети, Иван и Ника, перенимают этот навык. Ведь они всегда копируют родителей, учатся на нашем примере. Недавно была интересная история. Бабушка подарила нашему сыну Ивану крупную сумму денег. Иван в магазине достает свой кошелек, а оттуда тысячные купюры торчат во все стороны. Я говорю: «Ваня, может лучше часть денег оставлять дома. Кошелек могут украсть, Ты можешь его потерять…». На что он поднимает на меня недоумевающий взгляд и отвечает: «Мама, как ты можешь так говорить? Какую реальность представишь, такой она и будет. Если в моем мире будет допущение, что кошелек могут украсть, его украдут. Зачем ты допускаешь это в мой мир».

Крыть нечем.

Инструменты фасилитации, которые я регулярно использую с детьми

1.ОРИП – метод сфокусированного обсуждения

Отлично помогает ребенку и родителям в обсуждении любых проблем.

Метод заключается в последовательном задавании 4-х типов вопросов.

Сначала факты: «Что произошло?», «Как это было?», «Что сказали? Сделали?».

Потом эмоции: «Что ты чувствовал в этот момент?», «Каково тебе было?», «Что расстроило?», «Что обрадовало?».

Далее интерпретация: «Метафорой чего это может быть?», «О чем это говорит?».

И, наконец, принятие решения: «Как можно изменить?», «Как ты поступишь?», «Что можно сделать?».

Во время такой беседы ребенок успокаивается, начинает рассуждать, думать, рефлексировать и учится принимать осознанные решения в жизни.

 

2. Обсуждение ожиданий друг от друга

Я каждый день спрашиваю детей: «Как прошел твой день? Чему ты научился (-лась)? Что понравилось? Что еще хочешь? А что ты можешь для этого сделать?».

А примерно раз в неделю мы обсуждаем ожидания друг от друга:

«Что ты от меня ждешь?», «Что бы ты хотел, чтобы я делала иначе?»

То есть я уточняю, что ждут от меня Иван и Ника.  И, в свою очередь, проговариваю, что я жду от него. Это хороший способ видеть картины мира друг друга и договариваться о важных вещах. 


За навыками фасилитатора и новым взглидом на привычные вещи приходите на курс "Фасилитация для лидера". Он проходит только раз в год. Старт в последнюю среду сентября. 

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды

25 Сентября 1160

Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 2. Вовлеките каждого в совместную работу.

25 Сентября 1374

ВОВЛЕЧЕНИЕ ориентировано на то, чтобы каждый член команды был включен в процесс совместной работы, радел за результат, делился своими знаниями и опытом, помогал другим и стремился сделать все, что от него зависит для достижения общей цел...

Фасилитация для лидера

Секреты фасилитации от Майкла Вилкинсона

25 Сентября 5685

Майкл Вилкинсон, наш американский Учитель, друг и партнер, — признанный мастер вовлечения и увлечения. Он не дает расслабиться и отвлечься, его выступления на конференциях запоминаются надолго, на его тренингах и сессиях участвует каждый...

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 5. Распределите ответственность

25 Сентября 1076

Продолжаем создавать команду единомышленников и переходим к пятому этапу, который вызывает больше всего вопросов и отговорок. Об этом этапе часто забывают. РАСПРЕДЕЛИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ надо обязательно. Причём важно продолжать это делать...

Фасилитация для лидера

Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»

25 Сентября 1100

Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Фасилитация для лидера

Как провести Форсайт и сценарное планирование в своей компании

25 Сентября 11601

Сейчас не время заниматься стратегией – это говорят все эксперты. И вот почему. Стратегическое планирование начинается с оценки реальности, все остальное исходит из того, что есть сейчас. Но опираться на нестабильную и неопределенную ...