Почему владельцам бизнеса выгодно жить без директоров

Опубликовано в №2 от 26.04.19
Француз. 18 лет назад он приехал в Россию посмотреть. И остался. Предпринимательство — это его образ мысли, образ жизни. В разное время он тонко чувствовал рынок, находил интересные бизнес-решения. Его история – это череда стартапов, каждый из которых был по-своему успешен. Его компании всегда строились по классической системе управления. Вертикальная иерархия, должностные обязанности, KPI. А потом вмешался случай, стечение обстоятельств, которое открыло новый путь.

Николя Шавро

основатель компаний Ascott group, Bon gout, P.S.Box, Ai1ST systems trader, Togezzer
Компания Ascott в кризисный период за 6 месяцев потеряла всех руководителей по разным обстоятельствам (ген.директора, отдел маркетинга, ком.директора, директора по производству и логистике), а новые директора не приживались. И Николя перестал их искать.
Он принял несколько неординарных для классического бизнеса решений.  
Компания Ascott:
20 лет,
40% рынка,
200 сотрудников в 55 регионах.
Собственные бренды,
производство и прямая сеть дистрибуции.  

   – В кризис мы полностью потеряли маркетинг. Передали его в коммерческий отдел. Они всегда ругались, что маркетологи все делают неправильно. Вот я и сказал им: ругаете? Всегда знаете, как надо было лучше? Вот вам возможность сделать самим. Если нужно, давайте пройдем обучение. И оказалось, так можно. 


Люблю найти одно правило, которое решает много проблем. Например: «не делай, если не знаешь зачем». Сначала пойми. 


Мы не могли найти директора по логистике, тогда решили, что команда сама разберется. Есть показатели, вот и идите к ним. Мы везде отслеживаем KPI. Это базовые вещи.
И так случилось в каждом направлении. Мы теряли директоров один за другим. Нужно было очень сильно верить в бирюзу в этой ситуации.
Мы взяли за ключевой ориентир три ключевых KPI, и каждый человек в команде, принимая решения, ориентируется на них.
• Уровень сервиса – свыше 99,9%
• Отсутствие роста себестоимости
• Стоимость доставки по Москве – не более 1,5%, в регионах – не более 2%

Я сказал: «Если не можете договориться, звоните мне». Ни разу не позвонили.
Теперь у нас есть генеральный директор, который отвечает только за стратегию.
Мы создали советы по направлениям (коммерческий, финансовый, менеджерский, HR, совет по производству и логистике). Правила просты:
• принимая решения, если один против, значит НЕТ.
• Каждый должен побыть председателем по 1 месяцу, чтобы примерить на себя эту роль, а потом проводятся выборы.
• У нас нет штрафов, но есть премии.

После всех перемен у нас появилась новая задачка: куда поставить амбиции. Раньше все просто: «хочу стать генеральным директором». А теперь нет должностей. К чему стремиться? Мой ответ – к истинному лидерству. Это человек, который смотрит шире, видит проблему, готов взяться за ее решение и затягивает других в этот процесс. Так формируются настоящие, «живые» лидеры.

Что из этого получилось?

Команды саморегулируются:
Совет лидеров «ушел» из компании тех, кто не показывал результат и не разделял культуру. Кто-то под социальным давлением ушел сам, потому что в коллективе иначе никак.
Результативных людей стали перемещать в те участки, где не хватало их помощи. В компании не стало сотрудников или отделов, у которых нет дел и это умалчивается.

Люди без руководителей создают больше ценности:
Список задач сокращается с огромной скоростью, потому что оставшиеся люди знают, что и как нужно делать, а сопротивление ушло.
Для них не нужны дисциплинарные меры. Они между собой договариваются по-человечески.
В компании много инициативы, запускается больше продуктов и новых процессов – это делают люди по собственному желанию.
Если людям не нравятся правила, их переписывают, как надо, а не нарушают.

Рождаются лидеры другого качества:
Вместо амбиций движения по карьерной лестнице людьми движет желание быть лидером, за которым идет коллектив.
Рождаются лидеры другого качества. Они признанные, а не назначенные – и поэтому за ними идут.
У собственника компании становится меньше дел и необходимости контролировать!
Управленческая информация более качественная. Собственник узнает все, как есть, без фальши.

Все компании к этому придут, потому что это прозрачно и приносит больше эффективности в бизнес. Но это будет не самоуправление, не холакратия, не социократия, – это будет какой-то только вам подходящий путь.

Компания – это живой организм, в ней каждый имеет шанс стать лидером, там вместо соперничества – сотрудничество, вместо контроля – доверие, а люди не рабы, а хозяева.
Они творят, обучаются, помогают друг другу – и в этом счастливы!

Коллективный разум – самый лучший способ повысить эффективность работы, а деньги – показатель эффективности.



Проверьте себя
(тест по материалам выступления Николя Шавро на форуме «Бизнес со смыслом»):

насколько серьезно вы находитесь во власти мифов, тормозящих рост компании.
Согласны с утверждением: +1 балл. Не согласны: 0.

1. Эффективная компания – это такая, где дисциплина на высшем уровне и много контроля
2. Компания, основанная на любви и доверии, – это мир телепузиков
3. Люди ленивые, без руководителя не будут работать
4. Все воруют, с руководителем воруют меньше
5. Я потеряю власть, если у меня не будет ответственных
6. Без руководителя не будет никакой инициативы
7. Люди не умеют договариваться, без руководителя будут конфликты
8. Самоуправление – это хаос, нет, хуже: анархия
9. Эти «интеллигентные штуки» не работают в традиционном бизнесе, только в инновационных IT-компаниях
10. Если в традиционном бизнесе работают такие штуки, значит это сектантский бизнес!

 Если вы – лидер будущего, скорее всего у вас не будет ни одного балла. Если они все-таки есть, не беда. Жизнь – это эволюция. Проникайтесь идеями «живых» бизнесов, примеряйте на себя, пробуйте. Только так можно найти лучший путь.

А #БизнесСоСмыслом всегда готов помочь, ведь мы – #укушенныеСамоуправлением #ЧтобыСчастье.


Хотите узнать про самоуправление больше? У нас есть емкий и максимально практичный курс. Жмите картинку. 

photo_2020-09-28_18-55-00.jpg

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Самоуправление

Даг Киркпатрик: самоуправление - ответственность каждого

1 июля 9887

Даг Киркпатрик: «Самоуправление в организациях важно, потому что нисходящая модель индустриальной эпохи не поспевает за технологиями и нуждается в изменениях. Поскольку самоуправление соответствует естественному поведению человека, оно п...

Самоуправление

Самоуправление в РОСТЕЛЕКОМ

1 июля 9947

Опыт внедрения и адаптации принципов самоуправления в корпоративной среде в рамках только одного подразделения – IT-блока.

Самоуправление

Ташкент. Ресторан. Холакратия. Опыт перехода на самоуправление

1 июля 9062

Есть мнение, что холакратия, как и любое самоуправление, работает только там, где люди достигли высокой степени осознанности. Линейный персонал (строители, продавцы, официанты) не готов жить в этой культуре. Мол, в большинстве св...

Самоуправление

Джеймс Прист: принципы определяют поведение

1 июля 10139

Джеймс Прист - тот, кто придумал Социократию 3.0. Это практическое руководство, методология, коллекция шаблонов, которые, как конструктор лего, создают любые конструкции. Их связывают определенные принципы. Ими может воспользоваться кажд...

Самоуправление

Самоуправляемая организация должна принадлежать сама себе

1 июля 9057

«Семь лет назад я основал компанию, которая производила полезное писание для детей. Мы стремимся влюбить детей в полезную пищу. Потому что это проблема нашего времени. Они любят все, что вредно. Я всегда говорил сотрудникам, что мы работ...

Самоуправление

Как настроить самоуправление в гостиничном бизнесе Опыт Atlas Hotel Managment

1 июля 7610

Возможно ли построить систему управления, в которой ответственен и свободен, если у тебя 80% персонала - сезонные одноразовые работники, приехавшие на заработки? У кого-то получается. В этой статье реальный, проверенный временем кейс.