На форуме «Бизнес со смыслом 2019. Перерождение. Светлая сторона силы» у нас состоялся увлекательный разговор о современном русском менеджменте. Возможно ли самоуправление в России или лучше все держать в ежовых рукавицах? Мы пригласили в качестве экспертов людей с разным управленческим опытом. Кроме того, что они руководят своими успешными бизнесами, они помогают настраивать бизнес-процессы другим компаниям, консультируют и глубоко погружаются во многие организации России. Так какой же он - менеджмент по-русски глазами наших экспертов.
Вячеслав Летуновский, писатель, бизнес-тренер
Максим Батырев, бизнес-тренер, автор трилогии «45 татуировок».
Борис Дьяконов, импресарио банка «Точка»
Вячеслав Летуновский: Есть такая тенденция: наши жены хотят свободы, как на Западе, и жить как за каменной стеной, как на Востоке. С ответственностью и послушанием у них как-то не очень. Это очень трудно совместить.
А предприниматели мечтают, чтобы все само работало, сотрудники самоорганизовывались, и при этом хотят все контролировать. Эта диалектика вертикали и горизонтали звучит очень остро, и она свойственна нашей природе, потому что мы и ни Восток и ни Запад. Мы очень отличаемся своей ментальностью.
Борис Дьяконов: Я четыре года жил в Штатах и там очень страдал первые 1,5 года от ощущения собственной охренительности, пока не понял, что именно оно мне очень мешает в жизни. Это наша черта. В каждом регионе люди любят задавать вопрос: «А чем мы отличаемся от других?». Ничем.
Текущий постсоветский архетип - это архетип тюремный. У вас есть сидевшие знакомые? Какие они? Сидевшие друзья, после того как они вышли, - они боятся проявлять эмоции? Они открыто смотрят или так, чуть-чуть исподлобья? Они проявляют инициативу? Отвечают развернуто или односложно? У них улыбка и дружелюбность или... Подозрительный взгляд. Я сейчас перечислил все принципы, по которым русских узнают за границей, независимо от того, как они одеты.
Максим Батырев: Менеджмент - это само по себе такое насилие небольшое. Морковка спереди, морковка сзади... Мне однажды сказали: самая лучшая морковка внутри, надо только понять, как она туда попала. Есть пословица, которая определяет, для чего нужен менеджмент: кот из дома мыши в пляс.
Свобода приводит к тому, что люди расслабляются, становятся хищниками, начинают придумывать серые схемы, хакать систему. Они должны придумывать проект вместе, принимать решения, но все-таки кто-то в конце должен их ограничивать.
В своей компании я практикую принципы проектного управления, самоорганизованные команды. Но я убежден, что продажи - это армия, и там все жестко, как и на производствах. В остальных подразделениях это возможно.
Как бороться с недоверием инвесторов об эффективности обучения?
Максим Батырев: Зачастую эти обучения действительно неэффективно проходят. Люди куда-то ходят, тратят деньги компании, и ничего не меняется. Нужно создать модель: 50/50. Половину оплачиваешь сам, половину компания. Но если ты после этого обучения что-то улучшишь, придумаешь проект, принесешь пользу благодаря новым знаниям, то компания компенсирует всю сумму. Потому что это обучение прошло эффективно и полезно для компании.
Борис Дьяконов: Если вы вернетесь и причините пользы на цену, которая в 10 раз выше, чем билетик на тренинг, мне кажется, вопрос отпадет.
Если бы вы наняли или не наняли на работу друг друга, то за что?
Борис Дьяконов: Максима - за достижительность, нацеленность на результат и здравый смысл: у него есть талант снимать лапшу с ушей. Вячеслава - за подход через положительные качества, идею строить бизнес на сильных сторонах. Это про возможности на что-то опираться.
Вячеслав Летуновский: Я бы Бориса нанял за связи, которые у него есть. Максима поставил бы в точки прорыва.
Максим Батырев: Бориса - за его мышление. Я каждый раз слушаю его на Форуме и записываю инсайты. Вячеслава - потому что я люблю людей патриотов.
Возможно ли самоуправление в России, сколько нужно на это времени?
Максим Батырев: Есть опыт компании «Контур». 30 лет существуют на рынке, растут на 20% в год. У них есть огромный департамент разработки. Они все самоуправляемые. Но в отделе продаж - армия, дресс-код.
Есть компания, которая вдохновилась и волевым решением гендиректора начала строить самоуправление. Его через год уволили, потому что он все испортил. Все эволюционно. Люди не сопротивляются тому, в чем сами принимают участие.
Как вы относитесь к штрафам?
Борис Дьяконов: Еще когда в «Точке» был жесткий менеджмент, я использовал два штрафа: либо лишение на 1 рубль как публичное порицание, либо на 100%. Сейчас есть системы премирования, штрафов нет вообще.
Максим Батырев: Штрафы это возможность не соблюдать правила за деньги. Я не позволю сотрудникам покупать меня. Получается, я говорю, что у меня самая хорошая компания, но, ребята, вот вам прейскурант на нарушения. Русские люди очень ранимые. А штраф - это обида. Он не будет хорошо работать. Я против штрафов, но я за увольнение.
Вячеслав Летуновский: Увольнение - это слишком круто. Я против штрафов, как и ТК РФ. Мы премируем сотрудников. Но здесь прозвучала формула про морковку: я за 3 спереди 1 сзади.
Хотите узнать про самоуправление больше? У нас есть емкий и максимально практичный курс. Жмите картинку.