Виктория Бехтерева
со-основатель проекта "Бизнес со смыслом" и консалтинговой компании "Правила игры"Тут возможно создание от 3 до 5 вариантов сценариев.
Что еще более важно: результат сценарного планирования нужно обсуждать регулярно, сверять часы, корректировать курс. Это живой инструмент.
Сравните фокусирующие вопросы.
Стратегическое планирование:
? «Что есть сейчас?» ? «К чему мы хотим прийти через Х лет?» ? «Как мы к этому придем исходя из сегодняшней реальности?» |
Сценарное планирование:
? «Какие сценарии возможны?» ? «Как мы можем использовать их для развития?» ? «Как мы поймем, что сценарий начал осуществляться?» |
Такое планирование проходит в два этапа:
1. Форсайт – описание будущего через тренды текущей реальности глазами человека, который в нем уже словно живет.
2. Сессия сценарного планирования – создание возможных гибких вариантов развития событий и сценариев собственного поведения в этой картине.
Давайте подробнее разберем технологии проведения.
Технология Форсайт. Как провести
Форсайт – описание картины будущего на основе прогнозов авторитетных экспертов. Совместное создание самосбывающихся пророчеств*. Взгляд далеко вперед. Раньше Форсайт проводили на 40-50-100 лет вперед. Минимальным горизонтом планирования считается 20-25 лет. Хотя иногда Форсайты проводят и на 10 лет. Мир стал быстрее.
*самосбывающиеся пророчества – это значит, мы сами эти пророчества создаем. Если мы всем сердцем верим в будущее, которое увидели на основе реальных существующих трендов, оно точно осуществится.
ШАГ 0. Подготовка
Пригласите внешних экспертов, которые объективно и широко видят реальность.
Кто это?
Футурологи. Следует обращаться к тем, чьи прогнозы вызывают доверие.
Люди-сканеры. Обычно это предприниматели. Они ловят и чувствуют тренды. Их бизнесы часто опережают время либо создаются на старте тренда и успешно взлетают на этой волне.
НАПРИМЕР: Дамир Халилов начал развивать SMM-маркетинг, когда про соцсети знали единицы. Дмитрий Кибкало в период самоизоляции открыл кибер-школу для детей.
Эксперты, которые следят за трендами и авторитетны в вашей сфере деятельности.
Можно пригласить их на сессию и поговорить прямо в процессе. Можно провести интервью заранее или найти прогнозы в открытых источниках и подготовить по ним материалы к сессии.
Для онлайн-работы важно удобное программное обеспечение. Мы рекомендуем:
Доски Trello
Интеллект-карты
Miro
ШАГ 1: Сбор мнений
Подготовка списка вопросов, по которым будут опрашиваться эксперты и участники Форсайта.
Обязательные вопросы:
Что будет с обществом? Какие социальные тренды есть сегодня? Как они влияют на нашу компанию?
Какие экономические тренды мы видим?
Какие политические тренды мы видим?
Какие технологические тренды мы видим?
Что сейчас непонятно?
Дополнительные вопросы могут быть ориентированы на узкую сферу деятельности или тот сектор жизни человека, который интересует вашу компанию.
Советуем попросить всех экспертов и участников сессии заранее подумать над этими вопросами и внести свои ответы в единую базу знаний. Например, на доску Trello. Это ускорит работу в процессе сессии.
ВАЖНО:
Фиксировать авторство каждой идеи.
Во-первых, чтобы уточнить детали, если понадобится.
Во-вторых, авторитетность источника имеет значение.
В-третьих, мнение того, кто экспертнее в данном конкретном вопросе, имеет приоритет над остальными.
Не брать во внимание банальные тренды.
Не критиковать. Не оценивать. Все ответы правильные. Чем больше разных картин мира появится, тем больше шансов увидеть, каков мир на самом деле.
По ходу сессии вести протокол в удобном и визуально очевидном формате.
ШАГ 2: Эмоциональные реакции
После того, как будет собрано мнение каждого эксперта, нужно собрать эмоциональные реакции на каждый тренд. Из этих реакций тоже могут родиться тренды.
НАПРИМЕР: Иван говорит, что через 10 лет на дорогах будут ездить преимущественно беспилотные автомобили + Инна Сергеевна категорически не верит. = Тренд: «Большой технологический разрыв между странами и регионами».
На этом шаге участников встречи можно опрашивать по кругу, пока не закончатся мысли.
Каждую мысль следует фиксировать.
ШАГ 3: Написание сценариев
Теперь нужно посмотреть на получившийся мир своими глазами. Продолжаем фантазировать, но уже про себя. Здесь можно включить медитативные методики. Предложить людям закрыть глаза и подумать вот над чем:
«Представьте, что вы проснулись в своей кровати в 2040 году. Выбрались из постели, оделись и пошли на работу. Что вы видите вокруг? Каков этот мир?
О чем вы мечтаете?
Что покупаете?
Как покупаете?
Чем занимаетесь?
Как принимаете решение?
Где и с кем живете?»
На эти вопросы должен ответить каждый участник группы. Все ответы также важно записать в разные тематические столбцы.
На этом творческая часть завершена.
Здесь можно сделать перерыв или завершить первую часть работы. Этап мозгового штурма окончен.
В результате у вас может появиться несколько вот таких досок.
*Это реальная доска Форсайт сообщества "Бизнес со смыслом"
Второй этап работы - сессия сценарного планирования - проходит вдумчиво и спокойно.
Сессия сценарного планирования. Как провести.
Это аналитическая часть. Между Форсайтом и сессией сценарного планирования может пройти несколько дней или даже недель.
Этот этап работы можно построить по двум методам.
Метод Уолта Диснея
Суть: все участники делятся на три группы в соответствии со своими жизненными установками:
Оптимистичные – люди, которые во всем видят возможности.
Пессимистичные – люди, которые склонны оценивать риски и видят угрозы.
Реалисты – люди, которые видят реальную картину.
Каждая группа работает автономно и разрабатывает сценарий развития событий на ближайшие 3-5 лет на базе тех трендов, которые появились в результате Форсайта.
В результате у команд должно получиться три стартовых сценария:
Радужный.
Печальный.
Реалистичный.
Какой-то из них точно реализуется.
Метод «Исторический скан»
На доске или стене размечается хронологическая прямая. На ней нужно зафиксировать идеи команды о том, какие события могут произойти в ближайшие 3-5 лет.
Можно опрашивать людей по кругу или попросить каждого заполнить доску, а потом сгруппировать карточки с похожими мыслями.
Это нужно проделать трижды:
1. Какие события произойдут в мире.
2. Какие события произойдут в России.
3. Какие события произойдут в нашей компании.
Для этого этапа больше всего подходит доска Miro.
ВАЖНО:
«Низший» сценарий всегда вписывается в «высший». Компания - в Россию, Россия - в мир.
Все участники высказываются по кругу. Одно высказывание - одна мысль. Пока не кончатся идеи.
Далее строим блок-схему.
Блок-схему можно строить от событий (см. рис. 1) или от трендов (см. рис. 2).
В любом случае сначала важно голосованием выбрать 3-5 самых значимых событий или трендов:
в которые большинство верит,
либо в которых большинству хочется поучаствовать.
Далее на основе получившихся схем можно:
Расписать план действий на ближайшую перспективу.
Придумать продукт.
Выбрать вектор развития компании.
Так у группы появляется несколько возможных сценариев. То есть несколько вариантов будущего, которые люди сами начнут создавать.
НАПРИМЕР:
Дано: сессию проводит команда транспортной компании пассажирских перевозок.
Тренд: созданы и успешно протестированы беспилотные автомобили, эта сфера будет развиваться.
Что может произойти в мире: беспилотников на дорогах станет больше, чем управляемых людьми машин.
Что может произойти в России: такси и грузоперевозки станут беспилотными.
Что может произойти в нашей компании:
Оптимистичный сценарий. Вкладываемся в развитие этой отрасли и первыми переводим парк машин на этот транспорт. Создаем гарантированные, безопасные перевозки. Захватываем первую волну пассажиров новизной.
Пессимистичный сценарий. Не вытягиваем финансово переход на новую технику, отстаем от рынка. Теряем бизнес.
Реалистичный сценарий. Работаем как есть, следим за рынком, готовимся к возможному переходу на беспилотники, когда это станет необходимо.
Работа после сессии
Сценарное планирование – это гибкая методика. События могут развиваться по любому из созданных сценариев, поэтому нужно постоянно «сверять часы».
Раз в две недели смотреть, что из сценария сбылось, а где нужно скорректировать план.
Раз в месяц следует корректировать свой сценарий, сопоставляя его с реальностью.
Прорабатывать конкретные действия на короткие спринты.
Если требуют обстоятельства, менять все кардинально!
В идеале следует сохранить результат сессии на общедоступном ресурсе. Сделать на его основе красивые визуальные инфографики и выслать всем участникам сессии, чтобы им было легко и приятно работать с этим материалом.
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 5. Распределите ответственность
Продолжаем создавать команду единомышленников и переходим к пятому этапу, который вызывает больше всего вопросов и отговорок. Об этом этапе часто забывают. РАСПРЕДЕЛИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ надо обязательно. Причём важно продолжать это делать...
Фасилитация для лидера
Фасилитация будущего
Так получилось, что в Америке и Европе фасилитация развивается аж с 50-х годов прошлого века. В бизнесе она активно используется с 80-х. В Россию же наука фасилитация пришла не так давно, до сих пор остается «зверем невиданным» и не стал...
Фасилитация для лидера
Управление ожиданиями как быстро и качественно получить обратную связь
Давайте для начала договоримся о понятиях. Ожидания – это то, что разные составляющие системы (отделы, команды, люди) ожидают друг от друга. Почти все конфликты на работе происходят по двум причинам: либо человек не делает то, ч...
Фасилитация для лидера
Секрет правильных вопросов как спросить, чтобы получить результат
Майкл Вилкинсон – человек, который собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может каждый. Майкл написал отличную книгу: «Секреты фасилитации». ...
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 1. Интерес
Фундамент любой команды - ИНТЕРЕС. Для того, чтобы выйти из зоны комфорта, а командная работа - это всегда выход из "теплого уютного болота" человеку важно понимать, зачем ему это нужно. В данный момент у него/нее голова забит...
Фасилитация для лидера
Секреты управления непродуктивными ситуациями
Продолжаем путешествовать по страницам книги Майкла Вилкинсона «Секреты фасилитации». Ее автор собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может к...