Быстрый анализ ситуации

Опубликовано в № от 26.01.23
Анализ силового поля (Force-Field Analysis) - это структурированный метод,  позволяющий взглянуть со стороны на две противостоящие силы в конкретной ситуации.

1.  Польза-выгода метода

С его помощью можно проанализировать все факторы,  действующие в ситуации.  Особая ценность в возможности определить все барьеры и препятствия. Мне нравится, как этот метод помогает достичь понимания того, как эти силы влияют на компанию или проект.

Цели метода:

прояснить доступные ресурсы

прояснить барьеры и препятствия

сбалансировать оценку текущей ситуации 

На выходе вы получите возможность проанализировать ситуацию и выявить проблемы, требующие решения. Этот инструмент помогает группам более эффективно принимать решения за счёт одновременного взгляда на позитивные и негативные силы, имеющие влияние.

2. Алгоритм проведения

Шаг 1. Сформулируйте тему, ситуацию или проект. Например, Первая российская конференция по майнд-менеджменту.

Шаг 2. Помогите коллегам (группе) понять цель дискуссии. Например, организовать и провести конференцию в Москве на 500 участников с 5-ю российскими и 4-мя иностранными спикерами

Шаг 3. Разместите на листе лист флип-чарта горизонтально и проведите в центре вертикальную линию (Рис.1) 

 анализ силового поля

Рис.1

Используйте часть слева для определения всех сил (ресурсов, способностей, отношений) которые помогают достичь цели. Для этого я рекомендую использовать наш любимый Алгоритм майнд-менеджмента: раздать каждому участники желтые клейкие стикеры и попросить записать все помогающие силы, которые приходят в голову в течение 5 минут. Попросите каждого выйти и назвать записанное, а затем прикрепить к флип-чарту. Далее каждый участник аналогично зачитывает и крепит свои идеи к левой стороне флип-чарта. Идеи не повторять. (Рис. 2)

анализ силового поля 

Рис.2

Шаг 4.  На правой стороне флип-чарта пришла пора записать все силы, которые усложняют достижение цели (барьеры, проблемы, недостатки и т.п.). Раздайте каждому участнику красные клейкие стикеры и попросите в течение 5 минут записать все идеи. Далее действуйте по алгоритму из п.2 (Рис.3) 

 анализ силового поля

Рис.3

Шаг 5. Когда все элементы выявлены и обсуждены, предложите участникам приоритезировать силы, выбрав те, которые необходимо проработать в первую очередь (например,  каждый участник может проголосовать только за три красных стикера). Подсчитайте количество голосов и переходите к проработке плана действий по нейтрализации барьеров. 

3. Где используется 

На старте любого проекта, на стратегической сессии, перед началом проработки плана действий. 


Подробнее о том, какие виды командной работы нужны на каждом этапе развития организации читайте в статье Какие виды командной работы нужны на каждом этапе развития организации.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Сергей Бехтерев: «Мы помогаем сделать компанию управляемой»

26 января 1577

«Много работаем, а результатов не видим»... «Ни на что не хватает времени»... «Все управленческие усилия уходят, как вода в песок»... Так или примерно так описывают менеджеры состояние своих организаций, обращаясь за помощью в консалтинг...

Слово экспертам

Моя система планирования 2.0 или как все успевать, когда у вас много проектов

26 января 1772

Автор статьи: Андрей Зинкевич, Специалист по привлечению и удержанию клиентов. Автор трех бесплатных книг Конвейер клиентов. Как привлекать и удерживать клиентов, Секреты клиентоориентированности и Прибыльные интернет-проекты .

Слово экспертам

Майнд-менеджмент руководителя на iPad. Волшебная палочка менеджера: Evernote для личных и бизнес целей

26 января 1682

Инструкция от Виктории Бехтеревой

Слово экспертам

Ценности и бизнес

26 января 1712

Артем Агабеков – основатель компании «Фабрика Окон» и сооснователь агентства performance-маркетинга Adventum. В 29 лет он основал собственный бизнес, потому что в других компаниях не находил подходящую по духу среду, где хотел бы работат...

Слово экспертам

Подборка книг от Байрама Аннакова, основателя компании Empatika

26 января 1531

Слово экспертам

Правила игры - история компании

26 января 1771

“Правилам игры” в июне исполнилось 5 лет. Беседуем с Сергеем и Викторией Бехтеревыми о том, как начинался их бизнес со смыслом,  заглядываем в будущее, осмысливаем ценности компании. Узнаем, как устанавливать правила игры в биз...