Чек-лист выработки консенсуса

Опубликовано в № от 16.04.24
Идея Майкла Уилкинсона в переводе Вероники Мартыновой.

Что мы подразумеваем, когда говорим, что достигли консенсуса? В чем причины несогласия друг с другом? Как обнаружить источник разногласия и прийти к соглашению? Чек-лист выработки консенсуса поможет ответить на эти и другие вопросы.

• Договоритесь, что консенсус - это: «Я могу с этим жить и буду это поддерживать».

• Рассматривайте «консенсус пяти пальцев» как способ принятия решения.

• Поймите три причины, по которым люди пропускают пункт обсуждения и возвращаются к нему позднее.

• Используйте процесс информированного большинства для достижения консенсуса по формулировкам утверждений.

Три уровня причин несогласия:

• Уровень 1: недостаток доступной информации

• Уровень 2: разные ценности и опыт

• Уровень 3: внешние факторы

kons.jpg


• Когда возникают разногласия, основанные на внешних факторах (уровень 3), выведите спорный вопрос на более высокий уровень для его решения.

• Используйте уточнение (разграничение) для обращения к разногласию уровня 1:

• Начните с соглашения.

• Определите источник разногласий.

• В ходе обсуждения выделите альтернативы.

• Задайте каждой стороне уточняющие (разграничивающие) вопросы: насколько много, как долго, кто вовлечён, что вовлечено.

• Обобщите информацию.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте достоинства и недостатки для определения источника разногласий уровня 2:

• Выделите достоинства каждой альтернативы.

• Выделите недостатки каждой альтернативы.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте объединение для решения разногласий уровня 2:

• Выберите наиболее значимые достоинства каждой альтернативы.

• Создайте одну или две новые альтернативы, содержащие в себе ключевые достоинства.

• Выделите ведущую альтернативу.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Используйте технику многокритериального анализа, структурированные сравнения и цифры могут помочь команде достичь консенсуса:

• Установите критерии.

• Определите значимость критериев: вначале назовите наиболее/наименее важные из них, а затем все остальные.

• Оцените альтернативы в баллах: вначале выделите самую значимую из них, а затем, относительно неё, распределите баллы между всеми остальными альтернативами.

• Соотнесите значимость с баллами.

• Проверьте уровень консенсуса.

• Если всё остальное не сработает, двигайтесь дальше!

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Анализ силы корпоративной культуры с помощью лестницы правил игры

16 апреля 2319

Культура съест стратегию на завтрак. А какова культура в вашей компании? Этот инструмент поможет быстро это понять.

Фасилитация для лидера

Модерация и фасилитация

16 апреля 3294

Раньше между этими понятиями действительно была разница. Модерация возникла как способ сбора общественного мнения в ситуации, когда стандартные опросы не помогали. Т.е. первично это был инструмент, позволяющий узнать точку зрения каждого...

Фасилитация для лидера

Семь черт отличной фасилитации

16 апреля 2395

Майкл Вилкинсон, CMF, CPF. Управляющий Директор, Leadership Strategies, Inc. Что отделяет отличных фасилитаторов от хороших? Конечно, каждый фасилитатор должен знать об установлении общих правил взаимодействия, использовании правильных и...

Фасилитация для лидера

Семь шагов к быстрому поиску решения в группе

16 апреля 2365

Как договориться в группе, чтобы результат приняли все участники

Фасилитация для лидера

World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения

16 апреля 5099

алифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быс...

Фасилитация для лидера

Мы нарушили главные правила

16 апреля 5879

Как фасилитация расширяет ролевой репертуар лидера и помогает компаниям становиться осознаннее.