Стремление найти баланс между работой и личной жизнью, расставить приоритеты оказывает большое влияние не только на жизнь женщин, но и на жизнь мужчин. В разных культурах и традициях эти приоритеты отличаются. Раньше выбор делался в соответствии с традициями и обычаями, передаваемыми от родителей к детям с помощью мифов и сказаний. Мифы помогали понять роль женщины, ее предназначение и цель жизни, мальчиков учили расстановке приоритетов и базовым умениям.
Современное общество утратило тесную связь мифологии и жизни. Как много сказок, помогающим мальчику понять свое предназначение и адаптироваться к реальности вы можете вспомнить? Какие былины учат девочек делать выбор между семьей и карьерой?
Мы продолжаем воспитывать детей на историях, которые помогали сформировать поведение наших предков. Историях, которые учат делать выбор в ситуациях, которые не просто изменились, они все чаще мешают адаптироваться в современной среде. Тема эта занимает меня уже долгие годы, она достойна отдельной книги, а в этой статье я позволю себе пройти вместе с вами по пути управления поведением и поддержки выбора в бизнес-среде.
Какие истории вы рассказываете новым сотрудникам? Как они помогают им найти своё место в компании, разобраться в том, что принято, а что не принято?
Вот уже более 8 лет я изучаю профессиональное выгорание, его причины и предпосылки. За это время мне удалось проанализировать самые разные профессии: врачей и полицейских, инженеров и менеджеров по продажам, воспитателей и учителей, конструкторов и психиатров, менеджеров и собственников бизнеса, логистов и миротворцев...
И выводы, которые всё больше кристаллизуются позволяют мне утверждать, что профессиональное выгорание имеет очень низкую связь с видом деятельности. Оно связано с пониманием ценности этой деятельности.
Мне встречался водитель, который 45 лет работал на одном и том же заводе. Он возил разных людей и получал огромное удовольствие от своей работы, не мыслил себя ни в какой другой организации, гордился продукцией завода. Я знаю директора по развитию, который в течение 10 лет сменил 8 мест работы и сейчас ищет девятое. Он быстро начинает скучать и постоянно меняет сферу деятельности, не ассоциируя себя с компанией, в которой работает.
При этом я знаю компании с очень непростыми условиями труда, не самыми высокими зарплатами, но при этом сотрудники с большой любовью и теплом рассказывают о своём месте работы. А ещё я знаю компании с очень высоким зарплатами, крутым современным офисом и очень высокой текучкой.
Подумайте о тех историях, которые помогают каждому сотруднику понять своё место в компании, свою роль в достижении её целей и реализации миссии. Например, в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" мне ещё не встречался ни один человек, который был бы равнодушен к книгам. Мне кажется, одним из критериев принятия человека на работу там является проверка на наличие страсти к чтению. Я слышу от них множество историй о том, как чтение помогло им в той или иной ситуации. Это очень сильная связь.
Когда вы общаетесь с сотрудником таможни в аэропорту, вы воспринимаете его как мужчину 30 лет с голубыми глазами или как таможенника? Когда вы смотрите на дворника, который подметает улицу, вы видите перед собой дворника или молодого человека 20 лет? Придя на приём к стоматологу, вы рассказываете о причине своего беспокойства женщине 35 лет с красивой улыбкой или врачу-стоматологу?
Если нам важно получить профессиональную консультацию или решить конкретную задачу, то мы в первую очередь обращаемся к представителю конкретной организации, к профессионалу.
Как много обрядов посвящения есть в вашей организации?
Есть ли обряд принятия компанию?
Есть ли обряд посвящения лучшего специалиста в менеджеры?
Обряд прохождения испытательного срока?
Как проходит увольнение сотрудников?
Как они берут на себя новые функции?
В некоторых традициях есть обряды становления мальчика мужчиной, перехода от девочки к женщине. Это очень важные ритуалы. В культурах, в которых они есть, не встретить мужчину, который и в 40 остаётся ребёнком. Инициатива - это очень важный процесс смены роли. Помните сказку о царевне лягушке? Это очень яркая история перехода от девочки к женщине. Такие истории помогают принять на себя новые функции, взглянуть иначе на свою жизнь и её приоритеты.
Когда я работала в Первом доме консалтинга "Что делать консалт", сотрудники, прошедшие испытательный срок, получали именную кружку, ежедневник и значок. В другой известной мне компании такому специалисту оплачивается деловой костюм и портфель. А как у вас происходит посвящение в сотрудники компании?
Продумайте, какие инициативы позволят сотрудникам компании осознать изменения и перейти в новое качество. Продумайте, какие предметы и символы могут в этом помочь. Проработайте ритуалы принятия ответственности.
Помните, как происходит инаугурация президента? А обряд посвящения в рыцари английской королевой?
Это не просто дань традициям и "пережитки прошлого". Это важные обряды перехода в новый статус (принятия ответственности) и передачи атрибутов. Сюда же относятся и парик судьи, головной убор магистра, форма офицера, оружие солдата. Какие еще атрибуты вы вспоминаете? Все они имеют чёткую ассоциативную связь с некими правами и функциями обладателя. Например, когда мы видим полицейского мы сразу понимаем его статус и полномочия.
Представьте себе мужчину средних лет, с легкой сёдиной. На нём идеально сшитый тёмно-синий костюм из дорогой шерсти. В руке дорогой портфель и шляпа. Как вы думаете, это CEO крупной компании или курьер? Как показывают многочисленные исследования, большинство опрошенных считают такого мужчину заслуживающим доверие и финансово обеспеченным.
Посмотрите ролик ниже. Там очень чётко показана связь статуса и внешнего вида. Эксперт одет в рубашку с коротким рукавом и без галстука. Руководитель проекта в рубашке и галстуке. Менеджер в рубашке, галстуке и пиджаке.
Определите атрибуты, которые будут отличать менеджеров компании (например, более жесткие требования к дресс-коду). Продумайте символы, которые будут выделять сотрудников, демонстрирующие желательное поведение. Например, специальный значок, ежедневник или кружка сотрудникам, которые имеют наибольший процент выполненных в срок поручений, реализующих все проекты вовремя и т.п.
Выделите нарушителей. Например, те, кто чаще всего опаздывает, должны поставить на свой стол специальный кубок с надписью "Мне стыдно".
Подробнее о важности дресс-кода: Этика коммуникаций I. Дресс-код
Мир становится всё более интернациональным. Вчера мы вернулись с международной конференции в Мадриде, где очень это почувствовали. Францию представляла женщина, которая родилась и выросла в Панаме. Испанская делегация была самая многочисленная, но в ней не было ни одного урождённого испанца. Там были люди из Марокко и Мексики, Перу и Португалии. Все они живут и работают в Мадриде и Барселоне.
Такая интернациональность имеет много достоинств, но и сложностей в управлении таким коллективом тоже много. Ведь у людей разных культур разное понимание о пределах дозволенного и разные табу, разные ценности и разные традиции. А это значит, что и команду из них создать сложнее.
Что делать? При работе с ценностями компании тщательно проработать ценностное ядро, которое будет интернациональным. Быть внимательными к управлению идеологией. Причём, совсем не обязательно искать только общие ценности. Они могут быть и близкими.
Наши другие статьи о ценностях и мифах организации:
Зачем компании нужны ценности?
Зачем нужно управлять корпоративной историей?
Когда я бываю в Италии и Испании, не могу не обращать внимания на любовь местных жителей к общению. Иногда мне кажется, что у них рот просто не закрывается. Даже полицейские и гвардейцы всё время говорят с кем-то или по телефону. Они часто стоят кучками и оживлённо жестикулируют. В ресторанах создается впечатление, что говорят все одновременно. При этом продолжительность жизни в этих странах высокая. А питание нельзя назвать очень здоровым. Современные итальянцы и испанцы едят много мяса, пьют много кока-колы, мало занимаются спортом. В чём секрет? Есть мнение, что в общении.
Как бизнес-консультанты мы работаем с разными организациями, и культура общения в них тоже разная.
Опыт показывает, что в компаниях излишне ориентированных на семейные отношения много скрытых конфликтов, подсиживаний и подковёрных игр. А это, как вы понимаете, мешает работе и снижает управляемость.
Излишнее увлечение тренингами командообразования тоже не приводит ни к чему хорошему. По нашему опыту в таких компаниях или сотрудники объединяются против руководства, или образуются "враждующие" группировки, и отделы начинают дружить друг против друга. Как ни странно, особенно часто мы встречаем такое в женских коллективах.
Общением надо управлять. И общих рецептов здесь нет. Всё зависит от специфики компании и её стратегических ориентиров. Определите, какое поведение сотрудников и уровень взаимоотношения позволит достичь целей компании. Исходя из этого определите уровень формализации общения. В компаниях, в которых есть понятные правила взаимодействия, - ниже текучка, ниже выгорание, выше лояльность к компании.
Какие ценности транслируются в корпоративной газете?
Какие идеи доносят рекламные и информационные буклеты?
Всё ли пространство компании используется оптимально?
Проработайте систему транслирования ценностей компании. Проанализируйте "смертные" грехи и перечень поощряемого поведения. Составьте карту идеологии компании. Используйте стены в коридорах и переговорах, лифт и стены в столовой для транслирования идеологии компании. Включите элементы транслирования идеологии во всю печатную продукцию компании.
Это вопрос не праздный. Мне правда это интересно. Ваш логотип расскажет мне о Вас очень много. Та ли это информация, которой вы хотите и готовы поделиться?
Вы знаете наш логотип?
Это я сфотографировала часть пиджака Сергея Бехтерева. Наш логотип очень помогает нам устанавливать контакт, продавать и доносить наши ценности. Незнакомые люди часто спрашивают о том, что это за значок. На переговорах многие интересуются смыслом символа. В нашем логотипе скрыто 5 глубоких смыслов:
На чём базируется ваша организация?
Что является её фундаментом?
Отражено ли это в логотипе и символах?
Празднование нового года в компании - важнейший ритуал. Ритуал подведения итогов и постановки новых амбициозных целей. Продуман ли ритуал подведения итогов года? Как визуализируются победы и успехи года? Как поощряются герои года? Является ли завершение года поводом для создания новых историй?
Посмотрите внимательно это видео. Александр Суворов - яркий пример менеджера, который умел подводить итоги. Обратите внимание на награждение и порицание. Нам есть чему поучиться у великого полководца.
Что составляет ДНК вашей организации? На чём она базируется? Очень подробно идеи стержневых правил игры компании описаны в замечательной книге Джима Коллинза "Великие по собственному выбору". Почитайте, если ещё не читали.
Что делать? Помнить и транслировать правила игры, которые помогают компании побеждать. Есть разные методы, позволяющие кристаллизовать ДНК компании. Мне нравится построение и анализ визуальной истории компании. Подробнее в статье: Визуальные истории - ключ к новым смыслам.
Из поколения в поколение передаются мифы, былины, сказания. С их помощью предки рассказывают нам о том, что помогло им выжить, учат и наставляют нас.
Корпоративные истории помогают управлять поведением сотрудников компании, поддерживают и учат. Они дают нам массу возможностей создания сильной идеологии и культуры вовлеченности и небезразличия. Все ли возможности используете вы?
Слово экспертам
10 правил хорошей презентации
Если ваши цели – это то, чего вы хотите достичь (что должны услышать, понять, принять, узнать, сделать те, для кого Вы проводите презентацию), то ваша стратегия описывает, как Вы намереваетесь достичь всего этого. С помощью страт...
Слово экспертам
Партнерство – дело тонкое опыт адвоката
Бизнес-партнеры. А они точно вам нужны? Вы уверены? Может, еще раз подумать? Дмитрий Гриц, адвокат, специалист по партнерским соглашениям, рекомендует много и крепко подумать, прежде чем делить бизнес. Профессиональный опыт позволяет ем...
Слово экспертам
Опыт распределенная команда. Как искать, нанимать и вовлекать удаленных сотрудников
Время тотальных перемен в бизнес-процессах, пожалуй, пришло. Глобализация и информатизация мира привели к тому, что невозможное постепенно становится обыденным. Пока одни это настойчиво отрицают, а другие внимательно изучают, есть те, кт...
Слово экспертам
Внедрение проектного управления
Малахов Андрей, Prince2 Practitioner - эксперт-практик в области проектного управления и проектных офисов с 13-летним опытом. Руководил стратегическими проектными офисами в ЮниКредит Банке и банке Ренессанс-кредит. Управлял портфелями до...
Слово экспертам
Дария Бикбаева - интервью о бизнесе и жизни
Дария Бикбаева – уникальный и хорошо знакомый многим человек. Человек мира. Основатель форума Total Soul, автор книги-бестселлера для всех творческих людей мира «Включите сердце и мозги» рассказала о своем успешном опыте создания професс...
Слово экспертам
Личный бренд: из чего состоит образ эксперта в социальных сетях?
В нашем сознании прочно закрепилась связка «продюсер - шоу-бизнес». Чаще всего в нашей стране делали имя музыканты, актеры или политики, но понятие продюсирования гораздо шире. Почему о личном бренде не задумывался фермер, архитектор, бу...