Метод фокусированного обсуждения

Опубликовано в № от 15.03.25
Метод фокусированного обсуждения в проектном управлении – практика, которую лучше всего применять для построения встреч, подведения итогов совещаний или проектов, для разрешения и обсуждения конфликтных ситуаций. Я сама его применяю для подготовки писем и коммерческих предложений, построения телефонных переговоров, встреч.

метод сфок. обсуждения.jpg

Билл Степлз говорит, у каждого из нас есть четыре уровня восприятия информации: уровень фактов, уровень эмоций, уровень интерпретаций (говоря простым языком – «что я могу с этим сделать?»), уровень принятия решения. Так вот когда информация присутствует на всех четырёх уровнях, человек способен принять взвешенное решение – именно то, которое будет «его» решением – понятным, «родным», которое будет ему, что называется, «отзываться». Вместе с тем, когда на каком-то уровне человеку «недодают» информации, когда ее не хватает для полной осмысленности, согласитесь, складывается ощущение, что кто-то хитрит, а нам что-то «впаривают». Я сама таким образом нередко проверяю рекламные предложения.

Каждый раз, составляя письмо, готовя встречу или документ, необходимо проверить: удалось ли четко, полноценно, логично и честно донести всю необходимую информацию.

Итак, первый уровень – объективный, когда мы излагаем только факты без эмоций. Например, представьте, что идет промежуточная встреча проектной команды или ретроспектива проекта. Оценить результаты нужно вместе. Задаем простой вопрос: что было сделано? Называем конкретные полученные результаты и действия, которые были для этого предприняты.  Далее - берем желтые стикеры.  Пишем свои должности, прикрепляем на линию времени. В данный момент перед нами просто факты – без оценки. Обращу ваше внимание, на этом уровне очень важно отследить, чтобы не было места оценкам, эмоциям, надо только собрать факты.

Цель сейчас – привести людей на объективный уровень.  

Я несколько раз проверяла: если людям просто начать задавать вопросы, зачастую включаются эмоции. Вследствие этого теряется какая-то информация: внезапно могут начать что-то осуждать, хотя на объективном уровне оказалось, что выполнено все хорошо.

Следующий уровень – рациональный. Чтобы стать рациональными, человеку необходимо выплеснуть эмоции. Значит, это уровень эмоций.

Если мы говорим о подведении итогов в проектном управлении, задавайте вопросы: в чем мы молодцы? Что мы сделали профессионально, что нам сейчас приятно вспоминать в нашем проекте? Что вызывает разочарование? В чем мы не проявили профессионализм? Что нас расстроило?

Третий уровень - уровень интерпретаций.

Здесь мы уже обсуждаем, что можно сделать с полученной информацией. Например, какие уроки можно извлечь? Условно: два месяца мы реализуем проект, впереди ещё два месяца. Имея все озвученные факты и результаты, – какие уроки мы можем извлечь?

Наконец, четвёртый уровень – непосредственно принятие решения. Что мы продолжаем делать? Что мы прекращаем делать? Что давно пора начать делать? Что мы сделаем в ближайшее время? В какие сроки?

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Правила в компании

15 марта 4911

Правила как нормы поведения есть в любой компании. Но вот отношение к правилам на разных этапах развития по спирали совершенно разное.

Слово экспертам

Этика коммуникаций II. Золотые правила субординации

15 марта 7478

Слово экспертам

Социократия 3.0. Метод построения самоуправляемых компаний

15 марта 8953

Самоуправление в компаниях — одна из наиболее горячих и резонансных тем последних лет в мире бизнеса. Самоуправление позволяет уменьшить зависимость работы всей компании от скорости обработки информации и принятия решений отдельными людь...

Слово экспертам

10 важных аспектов публичного выступления

15 марта 4218

Публичное выступление - сложное мастерство, которое не многим удается. Apple - известный бренд, глава и сотрудники которого умеют позиционировать себя и свою продукцию, а в соответствии трендам им почти нет равных.

Слово экспертам

Учи.ру с удовольствием

15 марта 3321

Учиться, учиться и еще раз учиться… - думаете, это скучно? Создатели платформы Учи.ру позаботились о том, чтобы превратить образовательный процесс в увлекательную игру с пользой для детей и взрослых. Марианна Капущак, методист Учи.ру, ра...

Слово экспертам

Как распределить ответственность между командой менеджеров за управление организацией

15 марта 3825

Часто нам приходится работать с ситуациями, когда каждое подразделение в организации считает, что оно свою работу делает хорошо, только вот "костюмчик не сидит" - Клиент не доволен скоростью или качеством производимого всеми по...