Билл Степлз говорит, у каждого из нас есть четыре уровня восприятия информации: уровень фактов, уровень эмоций, уровень интерпретаций (говоря простым языком – «что я могу с этим сделать?»), уровень принятия решения. Так вот когда информация присутствует на всех четырёх уровнях, человек способен принять взвешенное решение – именно то, которое будет «его» решением – понятным, «родным», которое будет ему, что называется, «отзываться». Вместе с тем, когда на каком-то уровне человеку «недодают» информации, когда ее не хватает для полной осмысленности, согласитесь, складывается ощущение, что кто-то хитрит, а нам что-то «впаривают». Я сама таким образом нередко проверяю рекламные предложения.
Каждый раз, составляя письмо, готовя встречу или документ, необходимо проверить: удалось ли четко, полноценно, логично и честно донести всю необходимую информацию.
Итак, первый уровень – объективный, когда мы излагаем только факты без эмоций. Например, представьте, что идет промежуточная встреча проектной команды или ретроспектива проекта. Оценить результаты нужно вместе. Задаем простой вопрос: что было сделано? Называем конкретные полученные результаты и действия, которые были для этого предприняты. Далее - берем желтые стикеры. Пишем свои должности, прикрепляем на линию времени. В данный момент перед нами просто факты – без оценки. Обращу ваше внимание, на этом уровне очень важно отследить, чтобы не было места оценкам, эмоциям, надо только собрать факты.
Цель сейчас – привести людей на объективный уровень.
Я несколько раз проверяла: если людям просто начать задавать вопросы, зачастую включаются эмоции. Вследствие этого теряется какая-то информация: внезапно могут начать что-то осуждать, хотя на объективном уровне оказалось, что выполнено все хорошо.
Следующий уровень – рациональный. Чтобы стать рациональными, человеку необходимо выплеснуть эмоции. Значит, это уровень эмоций.
Если мы говорим о подведении итогов в проектном управлении, задавайте вопросы: в чем мы молодцы? Что мы сделали профессионально, что нам сейчас приятно вспоминать в нашем проекте? Что вызывает разочарование? В чем мы не проявили профессионализм? Что нас расстроило?
Третий уровень - уровень интерпретаций.
Здесь мы уже обсуждаем, что можно сделать с полученной информацией. Например, какие уроки можно извлечь? Условно: два месяца мы реализуем проект, впереди ещё два месяца. Имея все озвученные факты и результаты, – какие уроки мы можем извлечь?
Наконец, четвёртый уровень – непосредственно принятие решения. Что мы продолжаем делать? Что мы прекращаем делать? Что давно пора начать делать? Что мы сделаем в ближайшее время? В какие сроки?
Слово экспертам
Корпоративная память
Не всякая информация — благо. К такому парадоксальному выводу все чаще приходят лица, принимающие решения. Почему? Разумеется, ценность сведений о предпочтениях потребителей, о конкурентах и событиях, влияющих на рынок и многом другом п...
Слово экспертам
Виктория Ирбаиева - дизайнер перемен
Прямая, знающая себе цену, обладающая хорошим чувством юмора, Виктория Ирбаиева рассказала, как смогла реализовать детскую мечту стать дизайнером, о том, как подбирает сотрудников, работает с клиентами и обратной связью. В fashion дизайн...
Слово экспертам
Как говорить с подростком
На каком языке говорить с подростками, как научиться понимать их, как заслужить их доверие и помочь им раскрыться? Вадим Злотников, режиссер, педагог, художественный руководитель Московского педагогического театра подростков», автор прое...
Слово экспертам
Как все успевать и получать результат с удовольствием
Еще со школы рабочее место много для меня значит. Это мир, где нет мелочей, где каждая деталь продумана и оптимальна. Высокая загрузка и необходимость быстро переключаться и много писать и читать приучили меня к управлению энергией и про...
Слово экспертам
Обзор приложений на платформе Android для построения диаграмм и блок-схем
Слово экспертам
В чём ценность сертификации ICA?
"Методы фасилитации в группе" - это обучение передовым техникам вовлечения, достижения договорённостей, командной работы и энергетизации сотрудников, пробуждения креативности для тренеров, коучей, консультантов, фасилитаторов, ...