Секрет правильных вопросов как спросить, чтобы получить результат

Опубликовано в №2 от 26.04.19
Майкл Вилкинсон – человек, который собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может каждый. Майкл написал отличную книгу: «Секреты фасилитации». В прошлом номере мы уже публиковали краткий конспект первых пяти секретов.
В этом – основные идеи главы второй «Секрет задавания вопросов».

Фасилитатор ведет встречу в конструктивном русле, следит за энергией группы, вовлекает каждого, ведет команду к результату, помогает договориться и принять решение. Но он не навязывает свое мнение, не давит и не влияет на мнение людей.
Один из эффективных инструментов фасилитатора – хорошие вопросы, потому что они дают хорошие ответы.

Майкл Вилкинсон

один из самых авторитетных специалистов по фасилитации в мире. Основатель и генеральный директор The Facilitation Company. Автор популярного курса
• Правильный фокусирующий вопрос поможет сформулировать главную цель встречи и прийти к результату.
• Правильная формулировка вопроса даст много ответов.
• Правильные слова в вопросах дадут нужную энергию.
• Уместное использование вопросов направит группу в нужное русло.
• Грамотная реакция на ответы поможет группе не сбиться с курса.
• Тактичная подсказка идеи в виде вопроса позволит группе считать идею своей.

BCC_19_April_014_web.pdf - Adobe Acrobat Pro DC.jpgНачальный вопрос
Это как выстрел стартового пистолета.
Его следует формулировать на языке, привычном аудитории, адресовать слушателям. Он должен быть ориентирован на действие. И главное: начальный вопрос всегда открытый.

Удачный начальный вопрос рождает образы ответов, которые участники могут тут же описать.

Делай раз: Сформулируйте начальный вопрос.
Делай два: Начните его с фразы, позволяющей создать образ: «Вспомните о...», «Представьте себе...», «Подумайте...».
Делай три: добавьте пару фраз, образ, чтобы помочь участникам визуализировать ответ.

Например, вопрос «Чему вы хотите научиться на тренинге?» может звучать так: «Представьте себе, что вы занимаетесь фасилитацией своего самого страшного кошмара – собрания, где обсуждаются все ваши профессиональные слабости как фасилитатора, то, в чем вы не добиваетесь успехов. Подумайте о тех вещах, которые вам нужно делать эффективнее, о навыках, которые вы хотели бы улучшить, о техниках, которые сделают вас более профессиональным фасилитатором и помогут избежать подобных кошмаров в будущем. Итак, чему бы вы хотели научиться в результате наших занятий?»


3.jpgРеагирующие вопросы
После начального вопроса участники обычно начинают говорить. Ответы могут быть самыми разными: от логичных и правильных, до совершенно неуместных. Мы помним, что фасилитация – это про доброжелательность и готовность выслушать мнение каждого, каким бы оно ни было. Чтобы помочь группе лучше проработать все комментарии, нужны реагирующие вопросы.

Майкл Вилкинсон выделяет 6 типов таких вопросов, в зависимости от сложившейся ситуации:

• Сказанное кажется ерундой: «Почему это так важно?» – люди задумываются
• Вы поняли сказанное, другие нет: «Думаю, вы говорите о...» – помогает расшифровать
• Вы не поняли и другие тоже: «Это важно, потому что…?» – мотивирует уточнить
• Группа проглядела решение: «Существуют ли решения в области...» – направляет мысль
• Замечание не имеет отношения к повестке: «Хорошее замечание. Внесем в повестку другого собрания?» – возвращает разговор к теме дня
• Работа зашла в тупик: «Мы обсудили то-то? Что еще следует сделать, чтобы...» – двигает дальше
Секретные слова:

МОЖНО – «Что можно сделать...» снимает ограничения, позволяет генерить идеи.

СТОИТ – «Что стоит сделать...» подразумевает готовность к действию, но еще не предполагает ответственности. Хорошо использовать до того, как группа взяла обязательства.

НЕОБХОДИМО – «Что необходимо сделать...» фокусирует на самом важном, сужает круг обсуждаемых тем.

БУДЕТ – «Что будет сделано...» наделяет обязательствами.



BCC_19_April_014_web.pdf - Adobe Acrobat Pro DC2.jpgКак подсказать идею
Бывает, фасилитатор видит идею, понимает, что она хороша, но группа никак не приходит к ней. Подсказать можно и нужно, только так, чтобы группа приняла идею за свою.
Для этого прекрасно подходит вопрос в форме: «Что насчет...?» Увидели благосклонную реакцию? Не останавливайтесь, развивайте тему. «Какие преимущества вы видите у этой идеи?» - отличный вопрос, побуждающий рассуждать и озвучивать идеи. Зафиксируйте эффект того, что группа придумала идею сама, вопросом «Какими словами мне это записать?».

Все просто? А теперь тренируйтесь!

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Исторический скан - пошаговая инструкция метода

27 ноября 6017

«Исторический скан» - это инструмент вовлечения команды, который помогает подготовиться к будущему через путешествие по событиям прошлого, прорисовать в деталях прошлые события для того, чтобы построить общую историю, благодаря которой у...

Фасилитация для лидера

Как транслировать правила игры так, чтобы их выполняли и о них не забывали

27 ноября 2220

«Где можно ознакомиться с регламентами Вашей компании?», - этот вопрос мы часто задаем во время проведения диагностики. В ответ слышим, что они хранятся в пыльном шкафу, общих папках или далеком разделе корпоративного портала SharePoint....

Фасилитация для лидера

Мы нарушили главные правила

27 ноября 5809

Как фасилитация расширяет ролевой репертуар лидера и помогает компаниям становиться осознаннее.

Фасилитация для лидера

ОРИП - гармоничный поиск решений

27 ноября 7860

Когда нужно найти правильное решение, а команда буксует и не может его увидеть; когда ребенок в растерянности, и ему нужно мягко помочь; когда есть проблема, которая превращает тысячи мыслей в голове в невнятную кашу - скорой помощью мож...

Фасилитация для лидера

Фасилитация в семье. Не манипуляции, а гармоничная и целостная жизнь

27 ноября 6159

- Использую ли я фасилитацию в семье? Осознанно нет. Это скорее стало моим стилем жизни, образом мышления, отношением к действительности и к людям: экологично, с уважением, из добра и с интересом. Я выработала навык больше задавать вопро...

Фасилитация для лидера

ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды

27 ноября 3294

Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.