Секрет правильных вопросов как спросить, чтобы получить результат

Опубликовано в №2 от 26.04.19
Майкл Вилкинсон – человек, который собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может каждый. Майкл написал отличную книгу: «Секреты фасилитации». В прошлом номере мы уже публиковали краткий конспект первых пяти секретов.
В этом – основные идеи главы второй «Секрет задавания вопросов».

Фасилитатор ведет встречу в конструктивном русле, следит за энергией группы, вовлекает каждого, ведет команду к результату, помогает договориться и принять решение. Но он не навязывает свое мнение, не давит и не влияет на мнение людей.
Один из эффективных инструментов фасилитатора – хорошие вопросы, потому что они дают хорошие ответы.

Майкл Вилкинсон

один из самых авторитетных специалистов по фасилитации в мире. Основатель и генеральный директор The Facilitation Company. Автор популярного курса
• Правильный фокусирующий вопрос поможет сформулировать главную цель встречи и прийти к результату.
• Правильная формулировка вопроса даст много ответов.
• Правильные слова в вопросах дадут нужную энергию.
• Уместное использование вопросов направит группу в нужное русло.
• Грамотная реакция на ответы поможет группе не сбиться с курса.
• Тактичная подсказка идеи в виде вопроса позволит группе считать идею своей.

BCC_19_April_014_web.pdf - Adobe Acrobat Pro DC.jpgНачальный вопрос
Это как выстрел стартового пистолета.
Его следует формулировать на языке, привычном аудитории, адресовать слушателям. Он должен быть ориентирован на действие. И главное: начальный вопрос всегда открытый.

Удачный начальный вопрос рождает образы ответов, которые участники могут тут же описать.

Делай раз: Сформулируйте начальный вопрос.
Делай два: Начните его с фразы, позволяющей создать образ: «Вспомните о...», «Представьте себе...», «Подумайте...».
Делай три: добавьте пару фраз, образ, чтобы помочь участникам визуализировать ответ.

Например, вопрос «Чему вы хотите научиться на тренинге?» может звучать так: «Представьте себе, что вы занимаетесь фасилитацией своего самого страшного кошмара – собрания, где обсуждаются все ваши профессиональные слабости как фасилитатора, то, в чем вы не добиваетесь успехов. Подумайте о тех вещах, которые вам нужно делать эффективнее, о навыках, которые вы хотели бы улучшить, о техниках, которые сделают вас более профессиональным фасилитатором и помогут избежать подобных кошмаров в будущем. Итак, чему бы вы хотели научиться в результате наших занятий?»


3.jpgРеагирующие вопросы
После начального вопроса участники обычно начинают говорить. Ответы могут быть самыми разными: от логичных и правильных, до совершенно неуместных. Мы помним, что фасилитация – это про доброжелательность и готовность выслушать мнение каждого, каким бы оно ни было. Чтобы помочь группе лучше проработать все комментарии, нужны реагирующие вопросы.

Майкл Вилкинсон выделяет 6 типов таких вопросов, в зависимости от сложившейся ситуации:

• Сказанное кажется ерундой: «Почему это так важно?» – люди задумываются
• Вы поняли сказанное, другие нет: «Думаю, вы говорите о...» – помогает расшифровать
• Вы не поняли и другие тоже: «Это важно, потому что…?» – мотивирует уточнить
• Группа проглядела решение: «Существуют ли решения в области...» – направляет мысль
• Замечание не имеет отношения к повестке: «Хорошее замечание. Внесем в повестку другого собрания?» – возвращает разговор к теме дня
• Работа зашла в тупик: «Мы обсудили то-то? Что еще следует сделать, чтобы...» – двигает дальше
Секретные слова:

МОЖНО – «Что можно сделать...» снимает ограничения, позволяет генерить идеи.

СТОИТ – «Что стоит сделать...» подразумевает готовность к действию, но еще не предполагает ответственности. Хорошо использовать до того, как группа взяла обязательства.

НЕОБХОДИМО – «Что необходимо сделать...» фокусирует на самом важном, сужает круг обсуждаемых тем.

БУДЕТ – «Что будет сделано...» наделяет обязательствами.



BCC_19_April_014_web.pdf - Adobe Acrobat Pro DC2.jpgКак подсказать идею
Бывает, фасилитатор видит идею, понимает, что она хороша, но группа никак не приходит к ней. Подсказать можно и нужно, только так, чтобы группа приняла идею за свою.
Для этого прекрасно подходит вопрос в форме: «Что насчет...?» Увидели благосклонную реакцию? Не останавливайтесь, развивайте тему. «Какие преимущества вы видите у этой идеи?» - отличный вопрос, побуждающий рассуждать и озвучивать идеи. Зафиксируйте эффект того, что группа придумала идею сама, вопросом «Какими словами мне это записать?».

Все просто? А теперь тренируйтесь!

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

ОРИП - гармоничный поиск решений

30 июня 10408

Когда нужно найти правильное решение, а команда буксует и не может его увидеть; когда ребенок в растерянности, и ему нужно мягко помочь; когда есть проблема, которая превращает тысячи мыслей в голове в невнятную кашу - скорой помощью мож...

Фасилитация для лидера

Чек-лист выработки консенсуса

30 июня 3923

Идея Майкла Уилкинсона в переводе Вероники Мартыновой. Что мы подразумеваем, когда говорим, что достигли консенсуса? В чем причины несогласия друг с другом? Как обнаружить источник разногласия и прийти к соглашению? Чек-лист выработки к...

Фасилитация для лидера

Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»

30 июня 5485

Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Фасилитация для лидера

Анализ силы корпоративной культуры с помощью лестницы правил игры

30 июня 3730

Культура съест стратегию на завтрак. А какова культура в вашей компании? Этот инструмент поможет быстро это понять.

Фасилитация для лидера

ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды

30 июня 7719

Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.

Фасилитация для лидера

Почему договоренности по итогам совещаний (сессий) не выполняются

30 июня 3893

На совещаниях и сессиях мы часто достигаем договоренности, которые всем по душе, но также часто эти договоренности не выполняются. Почему? Разбираемся в этой статье.