Это единственный мощный способ сделать так, чтобы любая группа людей подробно исследовала любую тему и пришла к ценному результату. Он задействует естественный процесс мышления для того, чтобы сфокусировать энергию отдельного участника или группы на принятии решения и необходимом действии.
Для решения серьезных проблем и задач команду необходимо вывести на сфокусированное, вовлеченное и продуктивное обсуждение. Добиться этого можно с помощью воронки вопросов, построенных по ORID- или ОРИП-модели.
ОРИП-модель - это 4-уровневая модель человеческого поведения, которая учитывает, как люди реагируют друг на друга и на своё окружение, как они учатся, принимают решения и чем руководствуются в действиях.
Что означает аббревиатура ORID (ОРИП)?
Каждый день мы бесчисленное множество раз бессознательно проходим через 4 уровня восприятия и взаимодействия с миром:
O - objective: О - объективный уровень восприятия. Мы можем осознавать или не осознавать это, но мы внутренне воспринимаем информацию, благодаря органам чувств (зрение, слух, вкус, запах, прикосновения).
R - reflective: Р - рефлекторный уровень - наши эмоциональные, интуитивные или инстинктивные реакции представляют собой рефлективный уровень восприятия.
I - interpretive: И - интерпретативный уровень - мы различаем смыслы, придаем значение и учимся, благодаря интерпретации.
D - decisional: мы приходим к умозаключениям любого рода, решению или действию на уровне П - принятия решений.
Воронка вопросов по ОРИП-модели помогает группе уйти с поверхности обсуждения в глубинные смыслы, изучить вопрос и принять обоснованное решение.
Например, вы можете спросить: «Что нам делать с проблемой Х?» - как вы видите, вопрос в такой формулировке апеллирует сразу к уровню принятия решения. Но этот же вопрос вы можете задать другими способами и получить на него более глубокий ответ:
«Что мы знаем об этой проблеме?»
«С какими трудностями мы сталкивались в связи с этой проблемой и что нам удалось достичь?»
«Чему мы научились, исходя из нашего опыта: что может сработать, а что не сработает в работе над этой проблемой?»
В качестве примера приведём воронку вопросов, по которым мы организуем обсуждение нашего любимого видеоролика о пирамидках "Обе белые", который мы часто анализируем на наших тренинг-сессиях вместе с Клиентами.
Покажите это видео своей команде и попросите ответить на следующие вопросы:
Только на одном из 4 уровней тот или иной участник группы в силу своих природных данных чувствует себя сильнее и комфортнее. Таким образом, используя вопросы, построенные относительно специфичного уровня восприятия, мы имеем возможность вовлечь всех и каждого в обсуждение и раскрыть самые сильные стороны отдельных участников.
При использовании ОРИП-модели также вскрываются бессознательные установки, которые в других случаях принимаются по умолчанию. Благодаря этому группа избавляется от стереотипов, а предположения и выводы становятся более осознанными, продуктивными и обоснованными.
Эта модель может применяться к командной работе разных масштабов: как для неформального обсуждения в маленьких группах, так и в больших группах, когда обсуждения длятся днями, неделями и месяцами.
ОРИП-модель может быть использована в качестве связующего звена с любыми другими методами и инструментами: методом Мирового кафе, упражнениями из серии teambuilding, визуальной историей, мозговыми штурмами...
"Мой универсальный принцип таков: какой бы ни была ваша цель в работе с той или иной группой людей, в вашем арсенале всегда есть как минимум 4 ключевых шага к ее достижению. Даже если вам нужно принять решение по очень простому вопросу, 4 вопроса зачастую сработают лучше, чем один," - Мартин Гилбрейт об ОРИП-модели.
Фасилитация для лидера
Семь черт отличной фасилитации
Майкл Вилкинсон, CMF, CPF. Управляющий Директор, Leadership Strategies, Inc. Что отделяет отличных фасилитаторов от хороших? Конечно, каждый фасилитатор должен знать об установлении общих правил взаимодействия, использовании правильных и...
Фасилитация для лидера
Чем занимается фасилитатор
Cтатья Майкла Вилкинсона в переводе Вероники Мартыновой для Правил игры Роль фасилитатора — это роль проводника, помогающего участникам пройти все ступени для достижения цели. Он или она не навязывает своё решение, а напротив, используе...
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 1. Интерес
Фундамент любой команды - ИНТЕРЕС. Для того, чтобы выйти из зоны комфорта, а командная работа - это всегда выход из "теплого уютного болота" человеку важно понимать, зачем ему это нужно. В данный момент у него/нее голова забит...
Фасилитация для лидера
Трансформация организационной культуры с помощью командных сессий
"Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики". Иван Ефремов
Фасилитация для лидера
ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды
Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.
Фасилитация для лидера
Почему договоренности по итогам совещаний (сессий) не выполняются
На совещаниях и сессиях мы часто достигаем договоренности, которые всем по душе, но также часто эти договоренности не выполняются. Почему? Разбираемся в этой статье.