- Открытие бизнеса было достаточно импульсивным решением, может, поэтому все получилось не сразу?
- Мне было всего 25 лет, когда я решила открыть свою собственную небольшую клинику. У меня была специальность врач-стоматолог, но не было ни нормального бизнес-плана, ни четкого видения моего бизнеса, ни финансовых целей и стратегического планирования, ни стремления к дальнейшему открытию новых филиалов. Я просто хотела сама принимать пациентов, и чтобы им было классно и уютно в моей клинике. Я взяла на работу несколько таких же молодых-зеленых, как сама, сотрудников, и дело у нас сразу пошло неплохо. Мы за два месяца вышли на самоокупаемость и даже небольшую прибыль. Но на этом рост остановился. Оборот увеличивался не больше, чем на 10% в год. Казалось, все усилия уходят в черную дыру. А усилий в бизнес вкладывалось очень много. Во-первых, я сама постоянно находилась в клинике, и мне искренне хотелось превосходить ожидания пациентов. Нужно открыть клинику в 6 утра, чтобы клиент смог закончить лечение перед отъездом в отпуск? Не вопрос – сама приезжала, открывала, лечила. Услышала, что сын наших пациентов любит кока-колу, но не любит чистить зубы? Запомнила, сбегала в аптеку и на следующем приеме подарила им детскую зубную пасту со вкусом кока-колы. С кем-то налаживались неформальные дружеские отношения, и, конечно, их друзья и знакомые тоже приходили к нам лечиться. А еще мы уделяли особенное внимание детям. Администраторы запоминали любимые мультфильмы, распечатывали индивидуальные раскраски с их любимыми сюжетами, дарили почетные грамоты и медали за храбрость.
Потом мы придумали позиционировать себя первой в Казани стоматологией, которая специализируется на лечении беременных. На самом деле отличие стоматологии для беременных от обычной стоматологии заключается только в специальной, безопасной для беременных анестезии и, возможно, в чуть более мягком и терпеливом подходе к лечению, но фишка в виде правильного позиционирования сработала. Моего энтузиазма, эйфории от того, что все круто, хватило почти на весь первый год. Уже через 9 месяцев после старта первого филиала я открыла вторую клинику. Но постепенно ко мне приходило понимание, что лично присутствовать в клинике по 10-12 часов 7 дней в неделю меня уже не так сильно вдохновляет. Я не очень успешно совмещала и прием пациентов, и функции руководителя, постоянно решала какие-то мелкие проблемы. Мне приходилось ежедневно напоминать сотрудникам делать, как мне казалось, очевидные вещи, а большую часть моего общения с подчиненными составляли замечания и придирки. Я жила с ощущением, что без моего контроля никто толком не работает, и это было не очень приятное чувство. Главный вопрос, который меня волновал первые 4 года существования клиник, –«Почему все сотрудники не могут относиться к пациентам с таким же искренним гостеприимством и желанием превзойти их ожидания, как я сама, собственник клиники?». Найм управляющих филиалами и делегирование им оперативных задач тоже не привели к желаемым результатам.
- А что больше всего повлияло на переход в бирюзовый спектр?
- Постепенный переход к самоуправлению начался с хруста в моем сознании. Я все чаще стала думать: а вдруг сотрудники все-таки могут? А что, если создать такие условия, чтобы они чувствовали себя на работе так, как будто это их собственный бизнес? Как это сделать? Конечно, не обошлось и без внешних, к сожалению, неприятных факторов. В 2014 году мы открыли третий филиал, и в это время резко вырос курс доллара, подорожали стоматологические материалы, увеличились наши расходы. Быстро выйти на самоокупаемость не удалось. Клиники едва сводили концы с концами. Тогда одна из управляющих предложила абсурднейшее, на мой взгляд, решение: сократить рабочее время, мотивируя это тем, что таким образом мы снизим расходы на заработную плату. А то, что, сделав это, мы будем упускать входящие звонки и возможность принять новых пациентов, она не взяла во внимание. В тот момент я приняла эмоциональное, немного нелогичное решение вообще упразднить должность управляющего филиалом, и, на удивление, результаты работы улучшились. Но мне снова пришлось решать все оперативные вопросы, только теперь сразу в трех филиалах. Естественно, я снова ничего не успевала. Постепенно я перестала позволять сотрудникам переадресовывать мне решение вопросов, находящихся в их компетенции, а начала лишь советовать и направлять. Я не обучалась внедрению самоуправления, не читала книг по этой тематике. Я интуитивно, поэтапно пробовала давать больше свободы и отслеживала результаты, в том числе и финансовые. И они меня радовали. Я видела, как сотрудники сами начали внедрять в работу новые интересные фишки. Они придумали надевать пациентам во время приема 3D очки, чтобы демонстрировать фильмы в формате виртуальной реальности. И главное, так же, как и я сама при открытии первой собственной клиники, сотрудники начали превосходить ожидания пациентов в таких мелочах, которые не пропишешь ни в одной должностной инструкции. Например, одна из администраторов делает в свободное время на работе в электровафельнице венские вафли и угощает ожидающих приема пациентов.
- Как самоуправление помогло справиться с текучкой кадров?
Вдохновленная успехами, я делегировала сотрудникам проведение собеседований и прием на работу новых членов команды. Решение о результате прохождения испытательного срока новым человеком так же принимается командой филиала. Таким образом, у нас почти совсем исчезли конфликты внутри коллектива, потому что сотрудники сами выбирают тех, с кем им комфортнее работать.
Итог - сейчас у нас пять филиалов: четыре стоматологии и один медицинский центр. По 9-13 сотрудников в каждой клинике и ни одной управленческой должности, только врачи, медсестры и администраторы. Выручка в пересчете на одно стоматологическое кресло по сравнению с 2013 годом (до внедрения самоуправления) выросла в 3 раза, текучка кадров стремится к нулю. Я посещаю клиники в среднем раз в месяц. Сейчас вообще на пять месяцев уехала в Крым. Фокус моего внимания сместился с решения текущих проблем на создание ценностей - я сконцентрирована на том, как сделать так, чтобы пациентам и сотрудникам было у нас еще комфортнее и приятнее. На уровень счастья влияют не только яркие события, такие, как праздники или путешествия, но и мелкие повседневные радости. И если визит в нашу клинику будет восприниматься пациентами не как обязательное неприятное мероприятие, а как одна из повседневных радостей, из которых и состоит счастливая жизнь, - мы не зря работаем.
Слово экспертам
Анатолий Морозов: Воспринимать жалобу как «подарок» и проблему как «бриллиант»
Когда на «Мясоперерабатывающем заводе «РЕМИТ» начали внедрять новый инструмент – TWI, обучение на рабочем месте, вскрылось много затруднений. Их требовалось преодолеть, потому что было необходимо менять производственную культуру. Ведь лю...
Слово экспертам
Закладываем фундамент сильной корпоративной культуры: главные функции менеджера
Менеджер. В русском языке за последние 25 лет очень хорошо прижилось это иностранное слово «менеджер». Однако, когда мы (по совету Александра Фридмана) просим во время диагностических интервью с менеджерами компаний перечислить и...
Слово экспертам
Как работает agile на государственном уровне
Agile придумали практичные программисты. Они вовремя поняли, что идеальные продукты создают команды самостоятельных профессионалов, которым не нужны регламенты, руководители-контролеры и четкие последовательные процедуры работы. В этих к...
Слово экспертам
Снова не в школу
1992 год принес России много свободы. Галина Мисютина увидела в ней возможности. Когда вышедший в тот год закон «Об образовании» позволил отступить от жестких правил советской школы, она сразу поняла, что нужно делать. Бывший работник де...
Слово экспертам
Михаил Трутнев про эффективность и гибкость в Ultimate Guitar
Можно ли в самоорганизующихся компаниях, без менеджеров, без жесткой иерархии, совместить гибкость и ежедневную эффективность? Не будет ли потеряна эффективность после ввода новых правил? Михаил Трутнев, исполнительный директор компании ...
Слово экспертам
Кого сейчас оставить в команде: как определить?
Алгоритм, актуальный во все времена. По каким критериям мы принимаем решение о расставании: Отсутствие результата Недостаток компетенций «Кислотность» сотрудника для коллектива – «Достал всех, су№%*ок!» НО! Самый в...