О себе
Я получил медицинское образование, работал фельдшером скорой помощи и одновременно помогал супруге в школе, незаметно втягиваясь в педагогическую работу. В этой школе я поставил свой первый спектакль.
Важно было научиться понимать, что делать на сцене, чтобы действие стало важнее слов. Долго я считал, что все умею сам, но в 1992 году, несмотря на конкурс, поступил в Щукинское училище на режиссуру к В.А. Эуферу. В 1997 г. я получил диплом режиссера и вернулся в школу, где проработал 16 лет. Там я видел лица ребят, испытавших счастье творчества, открывших себя и друг друга в совместной работе.
В настоящее время основными направлениями для меня являются:
Московский педагогический театр подростков.
Выросший из трудового лагеря Детский творческий лагерь LIS CAMP, куда 5 раз в году мы организуем смены.
Московский педагогический театр подростков
С 1985 года это был театр «Фантазия», но 4 года назад, когда родилась новая концепция, пришлось заменить название. Оно не очень удачное, но нам важно было подчеркнуть, что главные люди тут – подростки от 12 лет.
Ключевое в театре – действие. А в связи с гражданской направленностью у нас свой, особенный репертуар:
Спектакль TERRA INCOGNITA по мотивам произведения У. Голдинга «Повелитель мух» мы возобновили с новым составом после перерыва. В нем речь идет о том, что культура не передается по наследству и нужно потрудиться, чтобы стать человеком. Сюжет Голдинга мы адаптировали, добавили новые смыслы, историю любви, важную для подростков.
Проект «Уроки истории» рассказывает о блокаде Ленинграда, судьбах детей в период Великой Отечественной войны, о Сталинградской битве и битве за Москву, об эвакуации и коллективизации.
«Право на жизнь» – это пример личного мужества и противостояния преступлениям нацистов.
Спектакль «Неотправленные письма» – инсценировка по мотивам документальной повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо» и повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Здесь мы вывели особняком историю каждой девушки.
От того, с чем соприкасается подросток, зависит многое. Я не верю в воспитание, самое главное – это опыт счастья. Счастье творчества – главная позитивная база, которая останется с человеком на всю жизнь и станет для него источником сил, когда он осознает, что:
Я хороший.
Люди рядом – хорошие.
Мир –тоже хороший.
Инициативность, ответственность, самостоятельность – то, что, по Д.Б. Эльконину, нужно дать подростку. Но инициатива должна быть обязательно реализована, иначе подрастающий человек теряет интерес к деятельности. С ним не надо играть в самостоятельность, когда нам удобно, но, когда он признает себя самостоятельным, – пусть научится брать на себя ответственность за свои поступки.
Подросток должен иметь право на что-то, от чего-то – иметь возможность отказаться. Этим принципам мы следуем и в нашем лагере ЛиС.
LIS CAMP
ЛиС – Люди и События – под таким девизом существует этот проект.
«Ясно Поле»
География ЛиСа – от Болгарии до Беларуси, но теперь мы решили осесть и расположились в экопарке «Ясно Поле» – красивейшем месте на границе Тульской и Московской областей. Здесь мы нашли: 1. Экологию отношений и 2. Экологию педагогики. «Ясно Поле» – это живой, добрый Дом и вкусная еда.
Структура
В этом пространстве размещается наш лагерь, способный перевоплощаться в театр, олимпийский стадион, киностудию, научную лабораторию…
Что нам важно здесь? Взаимодействие и взаимообязательства.
21 день в большом лагере – это 21 событие. Мы собираем в бригады примерно равное количество девочек и мальчиков со сходным потенциалом, выясняя его из анкет, которые заполняют родители.
В совместной деятельности происходит формирование бригады, и потом от нее идет инициатива. Дети самоопределяются, показывают, кто они, берут на себя преобразование пространства. Например, «мы живем в СССР» или «терпим крушение в Африке». В Крыму мы даже возили с собой генератор, готовясь к встрече с Моррой. Вот такой был момент мистерии.
Педагоги – мужчина и женщина –становятся для ребят архетипическими папой и мамой и должны быть авторитетными. Часто это те, кто уже прошел наш лагерь. В младшем ЛиСе мы берем педагогов начальных классов, которые знают, что такое психология 8-летних.
Кроме того, есть бригадир – главный помощник педагога, и есть командир – он имеет право приходить на педсовет и участвовать в планировании дня.
К 16 годам у ребят появляется осознание, что они – взрослые. А раз так – бери ответственность на себя: выбирай себе малышей, которых будешь курировать. Теперь ты добровольно соглашаешься потратить свое время на другого человека. Ведь для малышей помпед – это надежда и опора. Потом мы проводим целый обряд посвящения в помпеды и приручения малышей по мотивам истории о Маленьком принце. Лис как герой тоже участвует в этом обряде. Ребята встают друг напротив друга и по шажочку движутся навстречу.
Если нет контакта между выбранным малышом и помпедом – ситуацию прорабатывают взрослые педагоги. В результате возникают глубокие связи, и отношения поддерживаются даже после окончания лагеря.
Творческие дела, которыми занимаются ребята в лагере, – это игры, драматизации, спектакли. Высшей стадией являются мистерии. Это своеобразная инициация, когда инсайт накрывает и детей и взрослых. Как в греческом театре – чтоб Полис почувствовал себя народом, ценности надо всегда пережить совместно.
Когда дети устают друг от друга и наступает кризис, мы организуем экскурсии, походы, играем в спортивные, массовые игры. Например, устраиваем цирк. Или лирические вечера – готовимся, выбираем место, устанавливаем микрофон. потом я произношу несколько вводных слов, и под фоновую музыку происходит волшебство. Говорят, дети не любят поэзию – неправда. Они не любят то, что мы им можем навязать. Часто на наших вечерах они читают свои стихи.
Праздник всех нафань, карнавал, обряд очищения, когда мы ходим ночью с фонарями и можно подольше не ложиться спать, – во всем этом участвуют подростки.
Самоуправление
Считается, что подросток не может довести до конца начатое дело. Но лагерь построен на самоуправлении, основанном на деятельности: ребята учатся правильно распределять свое время, участвуют в планировании событий, ставят цели, обсуждают полученный результат, учатся говорить «спасибо» и замечать чужие успехи.
Самоуправление в лагере – это безопасные условия, созданные взрослыми. Но правила игры действуют и для них: никто не может войти к ребенку в комнату без стука, повысить на него голос, не допускается любая форма унижения.
В лагере действуют принципы открытости, нет слежки и доносов. Мы доверяем друг другу, но, если ловим, например, на курении или самостоятельном купании, сразу отправляем домой.
В первые дни, когда дети получают новые знания, в этом обязательно им помогают взрослые, так как они должны научиться:
Доверять
Понимать, что с этим делать
Пережить успех
Так ЛиС помогает детям и подросткам узнать много хорошего про себя, про ближнего и про мир вокруг.
Слово экспертам
Александр Кравцов - интервью о бизнесе и счастье
Есть предположение, что цивилизация дельфинов существует в 50 раз дольше нас, что они счастливее и живут так, как, посмотрев на их, могли бы жить и мы. Я задумался об этом. Раньше, работая над брендом, мы делали телерекламу и занимались ...
Слово экспертам
В поисках миссии и видения компании
Универсальной пилюли, которая на «раз-два» создаст миссию или видение организации, нет. Сколько компаний - столько и мнений. Сколько консультантов - столько алгоритмов. На старте нового трудового года я хочу напомнить о значимости миссии...
Слово экспертам
Как формировать команду
Современный мир развивается так быстро и технологии копируются так просто, что конкурировать уникальным продуктом становится все труднее, а в некоторых нишах вообще невозможно. Успех компаний все больше и больше зависит от людей, которые...
Слово экспертам
Как быстро адаптироваться на новом рабочем месте
Считается, что новому менеджеру необходимо минимум три месяца для того, чтобы начать успешно справляться со своими обязанностями и четко понимать, что от него требуется. Ровно три месяца составляет испытательный срок, по окончании которо...
Слово экспертам
Армен Петросян - жить интересно
Автор статьи: Армен Петросян Основатель проекта "Жить интересно" Автор курса "Стодневка - экспедиция к новому Я"
Слово экспертам
Пошаговый алгоритм проведения SWOT-анализа
Пожалуй, SWOT-анализ — это самый популярный среди российских менеджеров вид анализа. Он используется для прояснения сильных и слабых сторон, возможностей и рисков в стратегическом планировании. Возможности — это все то, что связано с сил...