Билл Степлз говорит, у каждого из нас есть четыре уровня восприятия информации: уровень фактов, уровень эмоций, уровень интерпретаций (говоря простым языком – «что я могу с этим сделать?»), уровень принятия решения. Так вот когда информация присутствует на всех четырёх уровнях, человек способен принять взвешенное решение – именно то, которое будет «его» решением – понятным, «родным», которое будет ему, что называется, «отзываться». Вместе с тем, когда на каком-то уровне человеку «недодают» информации, когда ее не хватает для полной осмысленности, согласитесь, складывается ощущение, что кто-то хитрит, а нам что-то «впаривают». Я сама таким образом нередко проверяю рекламные предложения.
Каждый раз, составляя письмо, готовя встречу или документ, необходимо проверить: удалось ли четко, полноценно, логично и честно донести всю необходимую информацию.
Итак, первый уровень – объективный, когда мы излагаем только факты без эмоций. Например, представьте, что идет промежуточная встреча проектной команды или ретроспектива проекта. Оценить результаты нужно вместе. Задаем простой вопрос: что было сделано? Называем конкретные полученные результаты и действия, которые были для этого предприняты. Далее - берем желтые стикеры. Пишем свои должности, прикрепляем на линию времени. В данный момент перед нами просто факты – без оценки. Обращу ваше внимание, на этом уровне очень важно отследить, чтобы не было места оценкам, эмоциям, надо только собрать факты.
Цель сейчас – привести людей на объективный уровень.
Я несколько раз проверяла: если людям просто начать задавать вопросы, зачастую включаются эмоции. Вследствие этого теряется какая-то информация: внезапно могут начать что-то осуждать, хотя на объективном уровне оказалось, что выполнено все хорошо.
Следующий уровень – рациональный. Чтобы стать рациональными, человеку необходимо выплеснуть эмоции. Значит, это уровень эмоций.
Если мы говорим о подведении итогов в проектном управлении, задавайте вопросы: в чем мы молодцы? Что мы сделали профессионально, что нам сейчас приятно вспоминать в нашем проекте? Что вызывает разочарование? В чем мы не проявили профессионализм? Что нас расстроило?
Третий уровень - уровень интерпретаций.
Здесь мы уже обсуждаем, что можно сделать с полученной информацией. Например, какие уроки можно извлечь? Условно: два месяца мы реализуем проект, впереди ещё два месяца. Имея все озвученные факты и результаты, – какие уроки мы можем извлечь?
Наконец, четвёртый уровень – непосредственно принятие решения. Что мы продолжаем делать? Что мы прекращаем делать? Что давно пора начать делать? Что мы сделаем в ближайшее время? В какие сроки?
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
От доски к Trello
Одной из ключевых задач нашей команды является эффективная организация работы над сложными проектами. В последнее время количество человек в команде постоянно увеличивалось, поэтому актуальным вопросом был выбор удобных инструментов для ...
Слово экспертам
SCRUM и майнд-менеджмент
Что такое SCRUM. Ключевые понятия. Сценарий первой встречи проектной группы по SCRUM. Области применения SCRUM
Слово экспертам
Мозговой штурм по методу «Галерея идей»
Этот способ проведения мозгового штурма позволяет провести мероприятие быстро и весело, и он обычно очень нравится участникам. Метод применим в группах от 6 до 150 человек. Этот способ особенно удобен, когда необходимо за ограниченный пе...
Слово экспертам
Этика коммуникаций II. Золотые правила субординации
Слово экспертам
Как быть счастливым на работе
Мировые исследования компании Gallup, миллионы респондентов из разных уголков планеты. Итог: 87% людей не любят свою работу. 17% людей работу ненавидят. То есть дело, которым они занимаются каждый день по 8-10 часов, - это послед...
Слово экспертам
Мир, как зеркало, или что такое психологическая тень
“Тень” - это один из фундаментальных механизмов работы психики человека. Я не знаю, почему это так работает, и как это сформировалось. У всего в природе есть своя роль. Мне было бы интересно в этом разобраться, но речь пойдет не об этом....