Как формировать команду

Опубликовано в № от 16.04.24
Современный мир развивается так быстро и технологии копируются так просто, что конкурировать уникальным продуктом становится все труднее, а в некоторых нишах вообще невозможно. Успех компаний все больше и больше зависит от людей, которые в ней работают. Именно поэтому стремительно развивается новая для России профессия HR. Для отличного бизнес-результата людей важно понимать, ценить, развивать и мотивировать. «Кадры решают все» - так называется наша постоянная рубрика, которую мы запускаем. В этой рубрике лучшие HR из разных компаний будут делиться профессиональными секретами. Эксперт этого номера - Ирина Королева, исполнительный директор Высшей медицинской школы, учебного центра «ИНВИТРО». Сегодня говорим о том, как формировать командный дух и почему это так необходимо.

Сеть медицинских центров «ИНВИТРО» - бизнес международного масштаба. Эта франчайзинговая сеть оказывает услуги в 6 странах, 628 городах. 1113 медицинских центров, около 9000 сотрудников живут и работают в единой системе корпоративных ценностей. Удерживать единое качество услуг и сервиса, учитывая разрозненность территории и разницу менталитета, - архисложная задача. Это невозможно сделать без формирования командного духа и искреннего уважения к компании у каждого сотрудника. Учебные центры и HR-службы «ИНВИТРО» проделывают огромную работу в этом направлении и накопили богатый опыт.

 - Ирина, давайте начнем с основы основ: по-вашему, что такое команда?

- Для меня это в первую очередь люди. Но если попытаться вывести некий термин, то это группа людей, которые объединены общими целями и ценностями. Я считаю, что в команде ценен каждый человек. И каждый член команды может рассчитывать на поддержку другого в решении задач.

- В компании приходят люди с разными ценностями, какие есть HR-инструменты, помогающие зарядить их командным духом, несмотря на индивидуальности?

- Инструментов существует много разных. Но стоит, пожалуй, начать с главного - это определение ценностей потенциального сотрудника на этапе подбора персонала. Насколько этот конкретный соискатель соответствует ценностям компании. Ценности человека - вещь глубинная, они закладываются обществом и воспитанием в самом раннем возрасте. Изменить их очень сложно. Поэтому важно сразу определить, ваш это человек или нет.

Следующий момент - это диалог между компанией и сотрудниками. Очень важно постоянно держать связь с коллективом, выстраивать коммуникации. Это можно реализовывать по-разному, Например, у нас есть несколько точек коммуникации: единый корпоративный портал, электронные рассылки, дайджесты в электронном виде и бумажном. Мы используем различные каналы коммуникаций для трансляции информации всем сотрудникам. Таким образом сотрудники чувствуют себя вовлеченными в жизнь большой компании, чувствуют свою сопричастность.

Также важна постоянная работа над принятием ценностей на всех уровнях. Мы обязательно поддерживаем сотрудников тренинговой средой. Ценности - они, так или иначе, интегрированы во все процессы деятельности организации. Весь учебный образовательный процесс компании строится, базируясь на них. Поэтому так важно общаться с коллегами и каждый день планомерно прививать им эту систему ценностей.

Что такое ценности - это базис, основа для принятия человеком решений. Оказываясь перед сложным выбором, он опирается на жизненный опыт и свой внутренний стержень. Это такая ось координат: что хорошо, что плохо, что я могу себе позволить, а что нет. Поэтому важно, чтобы в компании эта ось координат была четкой, понятной. Если мы принимаем решение, чем мы руководствуемся? Об этом надо говорить, писать и это надо интегрировать во все процессы.

 - У каждой компании свои ценности, есть ли какие-то обязательные, основополагающие для всех?

- Не берусь сказать однозначно за всех. С профессиональной точки зрения считаю очень важными несколько вещей. Первое - это превалирование достижения бизнес-результатов над личными интересами. Для того чтобы компания была успешной, у людей должна быть общая цель, к которой они идут. Цель, которая их вдохновляет, с которой они понимают, для чего работают, ради которой они могут приглушить свои личные интересы. Второе - это уважение друг к другу, клиентам, партнерам. Это основа коммуникаций, которая позволяет быть конструктивным, включенным, уважать мнение других людей, беспристрастно изучить разные точки зрения и найти наилучшее решение. Третье - проактивность. Когда человек не ищет виноватых, а думает, как предвосхитить какое-то событие, и постоянно задает себе вопрос: что можно сделать в этой ситуации, что можно улучшить, что я персонально могу сделать?

Также важна хорошая аналитика. Важно понимать, что происходит вокруг, анализировать тренды, которые будут популярны завтра, а сегодня проявляются лишь в каких-то неуловимых вещах, и перестраивать деятельность компании в соответствии с трендами будущего.

Еще важна открытость. Она говорит про уровень психологической безопасности, когда люди действительно доверяют коллегам. Для меня открытость – это также проявление уважения, потому что замалчивание каких-то вещей порой бывает преступно для бизнеса.

Вообще, если говорить про сегодняшние реалии, то мир живет в системе непрерывных изменений. Очень важно быть гибкими, ловить эти изменения, реагировать на них и даже предвосхищать.

 - Подбирая команду, на что кроме профессиональных навыков и ценностей вы обращаете внимание?

- Здесь целая смесь установок и личностных качеств. Например, отношение к работе и проактивность. Берет ли человек на себя ответственность за собственную жизнь, успех или неудачу? Это демонстрирует и то, как он будет вести себя в рабочих ситуациях. Профессиональным знаниям можно научить, личностные качества изменить сложно. Я стараюсь оценить, насколько развит у человека эмоциональный интеллект, потому что на сегодня это очень важная компетенция. Бизнес делают люди, а не машины и технологии. В работе с людьми эмоциональный интеллект играет большую роль. Важно понимать, что человек говорит, что думает, чувствовать его настроение - все это позволяет достигать лучшего результата при командном взаимодействии, при общении с коллегами, партнерами, клиентами.

 - Какие ценности вы считаете разрушающими?

- Одна из самых деструктивных вещей - это правота. Когда человек знает ответы на все вопросы, он всегда прав и всегда знает конкретных виновников любых неудач. Второе - только материальная мотивация. Деньги являются важной составляющей жизни, но если бы деньги являлись единственным важным фактором для человека, то вряд ли я взяла бы его в команду. Просто потому, что этот человек уйдет, как только ему кто-то предложит больше. Для меня важны люди, вдохновленные идеей, люди, которым интересны те задачи, которые они решают.

 - Какие мероприятия вы посоветуете проводить для поддержания командного духа?

- Могу поделиться опытом «ИНВИТРО». Мы регулярно организуем различные воркшопы (Workshop), креативные совещания, где обсуждаем важные темы не в формате жесткого совещания, когда говорит один руководитель, а остальные молчат и задают вопросы по поднятой руке, а в формате живого общения, где каждый имеет право высказаться, поработать в малых группах, предложить свое решение. Это очень эффективный формат. Мы, например, ежемесячно собираем руководителей и ключевых специалистов на такие встречи.

Важны командообразующие тренинги. В нашем случае с учетом масштабности компании командообразование проводится для конкретных отделов и департаментов, иногда приглашаем несколько подразделений, которым важно вместе взаимодействовать. Мы всегда отталкиваемся от задачи. Если есть проблемы в коммуникациях, мы предлагаем это наладить и командам самим выработать правила, получить и пережить в игровой форме опыт, который потом они могут перенести в реальную жизнь.

Сплотить команду помогают любые неформальные мероприятия. У нас есть клубное движение, которое объединяет людей по интересам. Есть футбольная и волейбольная команды, театр, регулярно проходят игры в мафию. Сотрудники проводят мастер-классы, где делятся опытом личных увлечений, хобби, которыми они живут вне работы. Это сильно помогает сплотиться, облегчает решение рабочих задач за рамками клубных встреч.

Конечно, есть большие праздники, на которые мы собираем большое количество сотрудников. Например, ежегодное профессиональное соревнование «Территория качества», участником которого становится каждый сотрудник, лучший в своей отрасли. Это может быть медсестра, лаборант, менеджер по работе с клиентами, руководитель, проектная группа. Любой сотрудник может номинировать другого, а комиссия рассматривает кандидатов и принимает решение о награждении.

Таких мероприятий много. В «ИНВИТРО» живая и творческая корпоративная культура. Все направлено на то, чтобы люди работали командно и с удовольствием.

- Нередко проблемы в реализации проектов возникают из-за нарушенных коммуникаций. Есть ли какие-то золотые правила взаимодействия, которые точно работают?

- Да. Первое: как только происходят изменения в коммуникациях, важно остановиться и договориться о «правилах игры», о коммуникациях и взаимодействии внутри команды, с учетом изменений. Каждый член команды должен соблюдать эти правила и договоренности, которые были обещаны.

Второе: очень важно открыто обсуждать все вопросы, которые возникают, не замалчивать проблемы. Переводить проблемы в задачи и решать их.

Третье: важно понимать единую цель. Никогда не жалеть времени на то, чтобы разъяснить людям, куда и зачем мы идем. Это позволит достигнуть разделяемого понимания и существенно повысит эффективность работы команды

- HR в России развивается в сторону индивидуализации сотрудников. Почему все это стало так важно?

- Я связываю это с тем, что сейчас идет глобализация. Появляется много автоматизированных работ, где технологии заменяют человеческий труд. Люди начинают нарабатывать себе уникальные компетенции, которые помогают им быть успешными в этом быстро меняющемся мире, помогаю конкурировать с машинами и быть успешными там, где машины не смогут их заменить. Двадцать одинаковых менеджеров становятся никому не интересны. Есть такой принцип, если два человека мыслят одинаково, значит кто-то из них лишний. HR задумался о том, как находить таких уникальных людей, как выращивать их внутри коллектива. Управление талантами - это тренд на ближайшие 10 лет: привлечение в команду молодых талантов, выстраивание индивидуального пути развития, разработка индивидуальных программ обучения и т.п. Не стоит забывать про теорию поколений. Сегодняшняя молодежь - это поколение Y, и она сильно отличается от поколения Х, тех, кто сейчас является основным трудящимся звеном. Новое поколение другое, требует больше свободы, меньше жестких границ, отсутствия единственно верных ответов. Они пробуют, ошибаются, но при этом двигаются дальше. Ошибки помогают становиться сильнее. Поколения меняются, и если мы работаем с новыми людьми и понимаем, что за ними будущее, то мы в них вкладываемся ресурсами: финансовыми, душевными, человеческими.

 - Какой вы видите HR сферу в России, лет через 10?

- Я думаю, она будет и дальше развиваться в сторону управления талантами. Компаниям все сложнее и сложнее конкурировать друг с другом уникальными продуктами, и все, что остается, - это конкурировать уникальными людьми, которые обеспечивают успех бизнесу. Сейчас уже есть опыт воспитания будущих кандидатов чуть ли не со школьной скамьи. Создаются спецклассы, группы в вузах. Мне кажется, этот тренд будет усиливаться.

 - Какие книги посоветуете почитать по теме сегодняшней беседы?

- Патрик Ленсиони «Пять пороков команды», Брайан Трейси «Полная вовлеченность».

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Уметь фокусироваться и фокусировать

16 апреля 2551

Как с помощью метода сфокусированного обсуждения не потерять важное и запомнить главное   По роду своей деятельности я изо дня в день организую дискуссии, переговоры, встречи, пишу десятки писем или коммерческих предложений. П...

Слово экспертам

Самоуправление в стоматологической клинике

16 апреля 2351

Стоматологическая клиника Екатерины Леонтьевой не сразу стала бирюзовой. В 2010 году она реализовала свою мечту - открыла стоматологию, мало чем отличающуюся от многих других в Казани. Сама управляла и контролировала все процессы, сама л...

Слово экспертам

Личный бренд: из чего состоит образ эксперта в социальных сетях?

16 апреля 3273

В нашем сознании прочно закрепилась связка «продюсер - шоу-бизнес». Чаще всего в нашей стране делали имя музыканты, актеры или политики, но понятие продюсирования гораздо шире. Почему о личном бренде не задумывался фермер, архитектор, бу...

Слово экспертам

Правила субординации

16 апреля 4793

10 основных ошибок снижения управляемости организации и 10 правил субординации, которые позволят избежать этих ошибок и усилить управляемость

Слово экспертам

Совершенный день - философия неограниченной жизни

16 апреля 2498

Вы много работаете, у вас много интересных и не очень проектов, которые идут порой параллельно. Аврал, цейтнот и стресс - ваши давние друзья. У вас семья, о которой тоже нужно заботиться; дети, которым нужно уделить внимание; друзья, кот...

Слово экспертам

Как быть счастливым на работе

16 апреля 7559

Мировые исследования компании Gallup, миллионы респондентов из разных уголков планеты. Итог: 87% людей не любят свою работу. 17% людей работу ненавидят. То есть дело, которым они занимаются каждый день по 8-10 часов, - это послед...