Ретроспектива. Как провести.

Опубликовано в №12 от 28.12.18
Большинство людей не любят подводить итоги. Даже привычные к ретроспективе scrum-команды нет-нет да забывают об этом. Почему? Подведение итогов - это трудно. Трудно эмоционально. Требует много времени и энергии. К тому же ты не знаешь, что накопаешь в этом прошлом. А так: забыли плохое, забрали все лучшее, написали желание на бумажке, сожгли, утопили в шампанском и вперед в Новый год. Хорошо ведь! Легко! Позитивно!
Есть система планирования, которую создал Глеб Архангельский еще в 2005 году. Благодаря ему в России более-менее укрепилась культура планирования. Если проводить стратегические сессии становится хорошей привычкой, то проводить итоги года, а уж тем более ретроспективы, многим кажется ненужным. Чаще всего это превращается в пиар: «Смотрите, какой я крутой, как многого я достиг». Между тем подведение итогов года нужно, прежде всего, чтобы развиваться.

Виктория Бехтерева

вдохновитель проекта «Бизнес со смыслом», со-основатель консалтинговой компании «Правила Игры»
Ретроспектива года - это инструмент, который позволяет учиться на своих ошибках. Учиться на своих успехах. Делать удачи закономерностью. Извлекать уроки из пройденного. Делиться знаниями. В живом организме энергия должна циркулировать. В живом организме компании знания, как энергия, тоже должны циркулировать. Кстати, одно из ключевых отличий сильных успешных бизнесов со смыслом - в том, что там живые знания, они достаточно прозрачны, открыты и легко находятся в случае необходимости.
Самая значимая цель ретроспективы -  добавить топливо в процесс поддержания живого огня в виде знаний. Когда мы получаем новые знания, мы развиваемся, когда мы анализируем эти новые знания, мы переходим на следующий этап. Ретроспектива - это инструмент эволюции, инструмент перехода на следующий этап развития.
Можно выделить два основных фокуса ретроспективы: индивидуальная и командная. Ретро можно проводить с самим собой. Полезно - каждый год в декабре. Именно поэтому в это время я запускаю курс или делаю онлайн-ретроспективу.
При проведении ретроспективы в организациях у нее может быть коллективный фокус. С точки зрения спиральной динамики, компании развиваются по принципу маятника. Есть индивидуальный уровень развития компании, есть – коллективный, и они сменяют друг друга. Если в организации сейчас командная структура, преобладают настроения: «Мы команда», «Мы сила», то полезнее сделать фокус на индивидуальном вкладе, вкладе каждого. Потому что люди привыкают мыслить категориями «мы» и теряют свою самобытность. А для развития важно вывести людей на индивидуальный уровень. Если в организациях превалирует индивидуальная культура: «Я крутой, а ты нет», «Я докажу и Я сделаю», то полезно провести коллективную ретроспективу. Задать вопрос: «А что мы делаем как команда?».
По сути, ретроспектива состоит из нескольких частей. Самый простой сценарий включает в себя четыре блока.

ШАГ 1: Анализ фактов. Когда мы сначала просто обсуждаем факты.

ШАГ 2: Эмоции. Сюда можно включить благодарность, обсудить, что радовало, что давало энергию, что огорчало, о чем неприятно вспоминать. На этом этапе я очень рекомендую делать круг благодарностей, когда люди благодарят друг друга, причем за что-то конкретное.

ШАГ 3: Анализ. Что предшествовало удачам, что стало предпосылкой неудач. Исходя из этого делаются выводы. В качестве простой действенной и понятной ретроспективы мы рекомендуем «исторический скан».

ШАГ 4: Принятие решений. Основываясь на всем, что наработала команда, нужно создать список конкретных решений и действий на следующий период. Что? Кто? Когда?

Подведение итогов - это то, что позволяет стартануть дальше. То, что позволяет не застрять без излишних эмоциональных выплесков. Структурировано, четко, отпраздновать победу, порадоваться, но в то же время понять, что можно использовать дальше, а на какие грабли лучше не наступать. Ретроспектива помогает команде становиться саморазвивающейся, самообучающейся, учиться на своем опыте. Она сплачивает, дает понимание о достигнутом.
Часто на сессиях я встречаю ситуацию, когда люди смотрят на свои результаты и говорят: «А мы так много, оказывается, сделали». Мы склонны в суете, в беготне забывать то, что для нас на самом деле важно. Именно поэтому нужно останавливаться, оглядываться назад и, используя прошлый опыт, планировать будущее. Кстати, ретроспектива нередко становится логичным превью к стратегической сессии.

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Секрет правильных вопросов как спросить, чтобы получить результат

25 Октября 245

Майкл Вилкинсон – человек, который собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может каждый. Майкл написал отличную книгу: «Секреты фасилитации». ...

Фасилитация для лидера

ОРИП - гармоничный поиск решений

25 Октября 348

Когда нужно найти правильное решение, а команда буксует и не может его увидеть; когда ребенок в растерянности, и ему нужно мягко помочь; когда есть проблема, которая превращает тысячи мыслей в голове в невнятную кашу - скорой помощью мож...

Фасилитация для лидера

Фасилитация в семье. Не манипуляции, а гармоничная и целостная жизнь

25 Октября 198

- Использую ли я фасилитацию в семье? Осознанно нет. Это скорее стало моим стилем жизни, образом мышления, отношением к действительности и к людям: экологично, с уважением, из добра и с интересом. Я выработала навык больше задавать вопро...

Фасилитация для лидера

Исторический скан - пошаговая инструкция метода

25 Октября 302

«Исторический скан» - это инструмент вовлечения команды, который помогает подготовиться к будущему через путешествие по событиям прошлого, прорисовать в деталях прошлые события для того, чтобы построить общую историю, благодаря которой у...

Фасилитация для лидера

Управление ожиданиями как быстро и качественно получить обратную связь

25 Октября 300

Давайте для начала договоримся о понятиях. Ожидания – это то, что разные составляющие системы (отделы, команды, люди) ожидают друг от друга. Почти все конфликты на работе происходят по двум причинам: либо человек не делает то, ч...

Фасилитация для лидера

Про IT, agile и недалекое будущее

25 Октября 283

До недавнего времени Илья Зарезенко был директором по разработке и развитию продуктов «Movavi». Перед Новым годом решил, что пора начать новую историю своей жизни. 10 лет работы в одной компании, бесценный опыт, профессиональный рост от ...