Давайте будем честны: самоуправляемые, самообучающиеся команды - мечта каждого предпринимателя и менеджера. Вы только представьте: лежите расслабленные на Мальдивах, попиваете коктейль, нежитесь на солнышке, а бизнес работает, деньги капают на ваш банковский счет, люди проявляют инициативу, сами решают проблемы, сами продают и реализуют...
Мечта это или реальность?
Я таких компаний знаю десятки. Или даже сотни. И вот у них есть чему поучиться. Совсем не обязательно, как в холакратии, подписывать Конституцию и начинать жизнь с чистого листа по новым правилам и принципам.
В этой статье я хочу без лишней лирики, просто структурировано и по пунктам, рассказать, чему можно поучиться у самоуправляемых команд уже сейчас.
5 преимуществ самоуправляемых команд:
1. Слаженность и скорость работы. Как в здоровом организме все органы выполняют свою роль и работают бесперебойно и эффективно, так и в здоровой культуре организации каждый выполняет свои задачи вовремя и надлежащим образом.
2. Финансовая экономия. Опытные лидеры самоуправляемых организаций хвастаются, что выручка после перехода на самоуправление выросла в 3-5 раз, а вот затраты упали минимум вдвое. Нет «золотых парашютов», нет налога на начальников, нет дорогих офисов и прочих атрибутов власти и статуса.
3. Быстрая реакция на возможные проблемы и системное управление рисками. И это возможно только в более-менее «плоских» структурах с множественными коммуникационными связями между членами команды и постоянным получением и анализом обратной связи как внутри команды о выполнении своей роли ее членами, так и от партнеров вне команды. Такая рефлексия позволяет видеть себя глазами других, понимать, какое поведение мешает развиваться и улучшаться каждому в команде. Но это возможно только при ролевой модели, когда «ничего личного».
4. Самообучаемость. Умения останавливаться и извлекать уроки, сохраняя новые знания в базе знаний, не хватает подавляющему числу российских организаций. Отсюда танцы на граблях. Самоуправляемые команды регулярно проводят ретроспективы. В июне я проводила подробный спецкурс об этом инструменте. Постоянное развитие позволяет таким командам расти и улучшаться с большой скоростью, а значит, продукты и сервисы они могут выпускать быстрее и успешнее конкурентов.
5. Распределённая ответственность. Поскольку самоуправление часто путают с бардаком, считается, что в таких организациях много слепых зон и безответственности. Наш опыт говорит: все ровно наоборот. В самоорганизованных командах гораздо больше ответственности по сравнению с классическими иерархиями. И не удивительно. Если в обычных организациях о будущем компании думает собственник и генеральный директор, то в самоуправлении - каждый член команды. В классическом менеджменте руководитель думает о людях и о том, как их занять, какую работу дать. В самоуправлении лидер думает вместе с людьми, они сами озабочены поиском задач для себя. А это, в свою очередь, кратно повышает качество сервиса и исходного продукта.
Что можно прямо сейчас взять у них любому, абсолютно любому бизнесу?
1: Уважение к правилам. Для этого правил должно быть ровно столько, сколько необходимо. 20% правил дают 80% результата.
2: Доверие и честность друг к другу. Если вы не доверяете людям, не берите их в команду. Если не можете сами быть честными - и с вами не будут честны.
3: IT-платформа выполняет контрольную функцию. Бизнес нужно измерять и управлять финансовыми и материальными потоками. Нужна хорошая IT-система.
4: Гибкость вместо стратегии. Обсуждайте возможности и хрупкие места. Стелите соломку и управляйте рисками.
5: Постоянная обратная связь и благодарность. Собирайте ежемесячно обратную связь от клиентов, партнеров и внутри команды. Только так можно понять, что происходит, и улучшиться. Устраивайте круги благодарности.
6: Оптимизация оргструктуры. Вопреки расхожему мифу, она вовсе не плоская. Часто это 3-4 уровня, но она точно не напоминает пирамиду.
7: Фасилитация. В самоуправлении это не та классическая фасилитация, в которой важно мнение каждого и фасилитатор отвечает только за процесс. Это более директивная и процессуальная фасилитация, в которой фасилитатор - эксперт в правилах и следит за их соблюдением.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Корпоративная бибилиотека
Сколько книг Вы прочитали за последний месяц? Сколько книг прочитали Ваши подчиненные и коллеги? Принято ли в Вашей компании управлять новыми знаниями, которые получают сотрудники? У каждого сотрудника нашей компании есть индивидуальный...
Слово экспертам
Кого сейчас оставить в команде: как определить?
Алгоритм, актуальный во все времена. По каким критериям мы принимаем решение о расставании: Отсутствие результата Недостаток компетенций «Кислотность» сотрудника для коллектива – «Достал всех, су№%*ок!» НО! Самый в...
Слово экспертам
Интервью со спикером форума "Бизнес со смыслом" Виталиной Левашовой
Мы нередко встречаемся с предпринимателями России. Многие из них так успешны, что давно могут позволить себе жить и не тужить за границей. Но они сознательно остаются работать в нашей стране, делают бизнес, который помогает ей расти и ра...
Слово экспертам
Мозговой штурм по методу «Галерея идей»
Этот способ проведения мозгового штурма позволяет провести мероприятие быстро и весело, и он обычно очень нравится участникам. Метод применим в группах от 6 до 150 человек. Этот способ особенно удобен, когда необходимо за ограниченный пе...
Слово экспертам
Деньги - это побочный эффект успешно сделанной работы
ладельцу группы компаний «Аскона», основателю г. Доброград Владимиру Седову известно, что значит все потерять и обрести заново. Читателям нашего журнала он откровенно и с юмором рассказал о своем бизнесе со смыслом, посоветовал ценить л...
Слово экспертам
P2M: ценностно-ориентированный подход к управлению инновационными программами и проектами
Управляя изменениями в компании, создавая сложный продукт, даже просто планируя длительную поездку, мы вольно или невольно управляем проектами. По сути, любая многосоставная задача может считаться проектом. Но всегда ли результаты проект...