«Живая» библиотека. Креативное спасение бизнеса в кризис

Опубликовано в №2 от 26.04.19
«Живые города» - это люди. Интересные, увлеченные, деятельные и неравнодушные люди, которым не все равно, что происходит сегодня, и уж точно важно, что будет завтра. В разных уголках нашей страны они делают свое дело, а вместе ищут современный путь развития городов. Чтобы в них поселилось счастье.  
Сегодня мы расскажем вдохновляющую историю о том, как один рекламный бизнес в кризис не сдался, а создал что-то совершенно новое, нетипичное для своего города. Создал место, в котором хочется быть.

Впрочем, расскажем не мы, расскажут они сами.
Кстати, проект при желании можно достойно скопировать в своем городе. Опираясь, конечно, на здравый смысл и профессиональную этику.

Сергей Груцин

основатель коворк-студии «Библиотика»
Итак, жило-было рекламное агентство «13 этаж». 15 лет неплохо ребята развивали индустрию рекламы и дизайна в родном Ижевске, стали лидерами отрасли. 

И тут БАХ! Арендодатель дал два месяца на выселение. Привычный уклад жизни пошатнулся, нужно было срочное хорошее решение. Этот кризис включил креативное мышление на полную катушку – и родилась ИДЕЯ. Это будет не простой офис. Это будет современная коворк-студия. 


Коворк-студия «Библиóтика» — это большая библиотека профессиональной литературы, вкусный кофе, две переговорные комнаты, место для лекций и творчества, а еще — офис креативного кооператива «13 этаж».


Всё, дальше рассказывает главный участник всех этих событий Сергей Груцин. 


На тот момент в России уже существовали коворки, кое-где распространялась модель совместного потребления (шеринг). Мы понимали, что за этим будущее. Удобнее организовать совместное потребление продукта, чем владеть им. Так, собственно, появилась идея не просто нашего офиса, а совместного творческого пространства.

Это был такой выход за рамки собственного дела.

Мы решили, что помещение мечты должно быть расположено в центральной части города с красивым видом, а в шаговой доступности – кафе, магазины, сквер.


Чтобы зарабатывать, коворк должен быть большим, с площадью от 1000 квадратных метров. Мы это учли. Проектируя дизайн интерьера, мы не ограничивали себя просто стандартным рабочим местом со столами и компьютерами. Стремились к большему. Организовали образовательное пространство, объединив форматы студии и коворка. Он достаточно мобилен, чтобы вмещать до 60 человек и функционально перестраиваться под разные мероприятия.
Здесь же расположена библиотека площадью 100 квадратных метров.
Библиотека — это про открытость и открытия: открытое пространство, открытые люди, открытые мероприятия, открытые знакомства и коммуникации.
«Библиотика» — это открытое пространство для открытых людей, мероприятий, проектов.

Чтобы быть привлекательным, необходимо быть уникальным. Мы много лет собирали полезные книги. И в какой-то момент получилась самая большая частная библиотека специализированной литературы. Первое, что мы сделали, — стали популяризировать свои книги, приглашать людей в читальный зал. Для удобства читателей сделали функциональный электронный каталог. Сейчас в нашей базе почти 2000 книг и журналов. Со временем каталог перерос в сайт «Библиотики» с разделами о книгах и мероприятиях. Полный перечень книг всегда доступен на нашем сайте, можно быстро подобрать и забронировать нужную.

IMG_7300.jpgMtkL3s_HuAM.jpgrq-Y_nehl2E.jpg

Еще до запуска коворка на протяжении многих лет мы всей командной еженедельно встречались с интересными людьми. Это был наш корпоративный спецпроект «Завтрак». Теперь в «Библиотике» эти беседы стали доступными для всех. Делимся мыслями и захватывающими историями, потому что только люди и книги меняют нас к лучшему.

С 2016 года привели в коворк еще и встречи старейшего клуба предпринимателей в России «Деловар». «Библиотика» получила статус клубного коворка. Это дает нам возможность находить новых партнеров и клиентов, а также поддерживать контакт с теми, кто уже с нами работал. Развиваемся сами и помогаем развиваться тем, кто рядом.

Помимо проектов агентства, которые привязаны локально к «Библиотике» , есть еще и те, которые выходят за рамки коворка и помогают усиливать как само агентство, так и наши мероприятия.

Школа практического дизайна «Реформа» — образовательный интенсив, когда у местных дизайнеров есть возможность прокачаться и поработать с мастодонтами дизайн-индустрии. Каждая новая реформа — это новая задача и крутой арт-директор из крупного креативного агентства России. Так мы знакомим творческих деятелей города с агентством, формируем сообщество и привлекаем людей в коворк.
O8K0PM15c2E.jpgIMG_7218.jpgIMG_7270.jpg
Инсайдерский гид по родному городу — FANLIFE, сайт с информацией о местах, событиях и людях словами жителей и тех, кто проводит мероприятия и организует места для работы. Есть городской рейтинг заведений, отзывы, обсуждения, рекомендации.

Более того, мы наполняем календарь «Библиотики» отдельными мероприятиями или целыми их сериями: печа-куча, Design Behance review и большое количество небольших событий наших посетителей.

Аудитория «Библиотики» растет за счет естественного вовлечения заинтересованных людей в мероприятия пространства. В итоге удалось получить точку притяжения близких нам по ценностям людей (партнеров, новых сотрудников, клиентов), место, в котором команда чувствует комфорт, творческую атмосферу и каждый может быть честным и самим собой.

За пять лет «Библиотика» из междусобойчика стала полноценным городским общественным пространством. Первоначальные задачи по увеличению лояльности аудитории и обучению переросли в формирование новых городских сообществ и зарождение новых проектов.

В перспективе мы мечтаем, чтобы «Библиотика» не была привязана к одному месту. Хочется создать историю про выездные мероприятия, эпизодическое использование прилегающих территорий и полное стирание географических границ: привлечение людей и проектов из других городов. В долгосрочной перспективе — тиражируемость формата для других городов.

Коворк-студия — это не про дизайн и рекламу, это про формирование и развитие узконаправленного сообщества вокруг бренда и усиление влияния организации. Поэтому подобные пространства могут быть инициированы многими компаниями, достигшими такого уровня профессионализма, когда хочется масштабировать свое влияние и пробовать что-то новое. Не обязательно следовать устоявшемуся примеру коворкингов — для небольших городов будет достаточно и малых площадей, чтобы решать те же задачи. Главное — продумать концепцию пространства и обеспечить доступную трансформацию под разные форматы.

Для тех, кто решит организовать нечто подобное, список необходимого:
— книги на профессиональную тематику;
— площадь: около 50 квадратных метров (рабочие места, бар и 2 переговорные, полки с книгами);
— техническая поддержка: экран, проектор, микрофон, флипчарт, презентатор, звук;
— мебель;
— возможность перекусить (организация собственного бара или магазин/кафе в шаговой доступности);
— ремонт, дизайн-концепция;
— регулярное проведение мероприятий.

Советы:
— если ваша библиотека растет, сделайте электронный учёт книг, поставьте штампы;
— чтобы как можно большее количество людей узнало о книге и извлекло из нее пользу, книги необходимо обсуждать. Устройте свой книжный клуб;
— чтобы больше знать, нужно больше читать. Чтобы больше читать, необходимо информировать, напоминать, вдохновлять. Мы делаем это с помощью рассылок, фотографий, фраз из книг.

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

Компас здоровья укажет ориентир

27 декабря 2968

За последние сто лет пищевые привычки людей изменились отнюдь не в лучшую сторону. Сдобные булочки, которые не черствеют, молоко, которое не скисает, колбаса, после которой обычное мясо кажется совсем безвкусным, - вот они, нормы совреме...

Вдохновляющие истории

Как создаются фиксики - рассказывает Юлия Софронова

27 декабря 3747

Юлия Софронова, генеральный директор ЗАО «Аэроплан» (правообладателя бренда «Фиксики») рассказала, как создается шедевр: от идеи до выхода в свет.

Вдохновляющие истории

Pleneta.ru - краундфандинг в России, инструкция по применению

27 декабря 3391

Среди участников форума «Бизнес со смыслом» есть бизнесмены, которые смогли запустить свой бизнес благодаря народному финансированию. Их проекты показались интересными и социально важными большому количеству людей, которые решили поддерж...

Вдохновляющие истории

Мосигра - история успеха

27 декабря 3204

Колесо стремительно закрутилось. Спустя четыре месяца после открытия иЭтот бизнес вырос из идеи креативного, авторского новогоднего подарка. Еще в 1970-х студенты и преподаватели МГУ придумали настольную игру «Шакал». А в 2008-м Дмитрий ...

Вдохновляющие истории

«Живая» библиотека. Креативное спасение бизнеса в кризис

27 декабря 6202

«Живые города» - это люди. Интересные, увлеченные, деятельные и неравнодушные люди, которым не все равно, что происходит сегодня, и уж точно важно, что будет завтра. В разных уголках нашей страны они делают свое дело, а вместе ищут совре...

Вдохновляющие истории

Роман Егоров о Laro Power

27 декабря 3025

Однажды директор предприятия по производству аксессуаров для гаджетов приехал на техническую выставку в Гонконг. Там ему в руки попал бипер для фастфуда. Такая штучка, которая вибрирует, извещая о том, что заказ готов. Правда, Роман прин...