Теория поколений: X, Y, Z - кто они

Опубликовано в № от 20.11.24
Юлия Матвеева - бизнес-тренер, коуч, гештальт-терапевт и фасилитатор. Мотивация, обучение, построение эффективной команды - все это сфера ее компетенций. Более 9 лет Юлия изучает и применяет на практике теорию поколений. Впервые тема заинтересовала, когда Юлия была руководителем, в 2009-м ярко ощутила разницу ценностей «нового поколения», когда на собеседования стали приходить Y. Сначала было много непонимания, что произошло, почему стали приходить «другие» люди. Ответы на свои вопросы она нашла в теории поколений. Далее был большой проект в Билайн. Оказывается, с такими же управленческими проблемами сталкиваются и другие руководители, привычные методы управления дают сбой. Юлия разработала тренинг «Руководитель нового поколения», обучила более 400 управленцев по всей России. Это был масштабный всероссийский проект обучения теории поколений. Свои наработки она потом не раз встречала в других компаниях, где их успешно использовали, правда, как часто бывает, без ссылки на автора. В февральском номере журнала «БСС» мы публиковали ее материал о поколении Y. О том, кто эти люди, в чем их ценности, как их понять и как с ними работать. Сегодня раскрываем тему шире. Молчаливое поколение, беби-бумеры, X, Y, Z - весь XX и XXI век. Цикличность истории, зависимость от экономики, особенности и предназначение каждого поколения - в этой статье.

Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. 

Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) проследили эти циклы на примере развития американского общества со времен Колумба. Более 500 лет истории одного государства легли в основу их теории. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается по-разному, где-то сейчас кризис, а где-то процветание. Мы поговорим об особенностях поколений России последнего столетия, то есть о тех, с кем бок о бок живем, работаем, помним и чтим прошлое и строим будущее. В нашей стране изучением этого вопроса занимается RuGenerations - "российская школа Теории поколений", ее публикации легко найти в интернете, и уже вышли 2 российские книги. 4 экономических цикла в теории поколений названы по временам года. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.

Представителям каждого из этих поколений присущи свои особенности мировоззрения, ценности, взгляды на жизнь, у каждого своя миссия и судьба. Разумеется, структура личности формируется под воздействием разных факторов: семьи, социума, окружения, профессии. Но все же людей одного поколения объединяют некие фундаментальные особенности. Поколенческие ценности формируются под воздействием самых крупных, значимых событий в стране и мире, под влиянием СМИ, принятой в обществе системы воспитания, дефицита. Наглядный пример - дети войны, они до сих пор не позволяют себе выбрасывать еду, у них всегда есть запас продуктов и они не любят, когда на тарелке остается еда. Их ценности формировались в условиях голода и, несмотря на 80 прошедших с тех пор лет, современное изобилие и достаток, они не могут принять расточительство по отношению к еде. Потому что базовые ценности не меняются. Они формируются примерно до 21 года и остаются с человеком на всю жизнь. Это тот самый стержень, определяющий сознание.

Итак, последние пять поколений России:

Рожденные с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип – Творцы. Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои - рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения - выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.

Рожденные в 1943-1963 годы - Беби-бумеры; Поколение Весны. Архетип – Пророки. Их базовые ценности формируются в эпоху экономического подъема, расцвета идеологии. Они росли в мировой супердержаве, под влиянием «оттепели», восхищались покорением космоса. Им свойственна психология победителей. Они оптимистичны, для них важен коллективизм, командный дух. Главная задача этого поколения - укрепить сформировавшиеся ценности и созданную до них идеологию.

Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; Поколение Лета. Архетип - кочевники. Задача кочевников, напротив, раскачать предыдущую идеологию, создав условия для смены парадигмы. Что сейчас и происходит. Можно по-разному относиться, например, к существующей политической ситуации, но не замечать ее нельзя. Сегодня мы видим, что страной управляют люди из поколения Беби-бумеров, а настоящую идеологическую оппозицию обеспечивают представители Поколения Х. Кочевники отрабатывают свою миссию.

Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; Поколение Осени. Люди, родившиеся в предкризисный период, когда все рушится, - носители архетипа героев. Их единственная историческая задача, великое предназначение - в том, чтобы, когда придет время, совершить подвиг. Как бы мы ни относились к Игрекам, они - герои. Их ключевая ценность - улучшение жизни. Им важно доказывать, что перемены необходимы всегда, везде и во всем. Будем надеяться, что их героизм не будет сопровождаться таким кровопролитием, как предыдущей Осенью, во Вторую мировую войну.

Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение Z. Поколение Зимы. Их ценности формируются в кризисный период. Идут жесткие политические баталии, перераздел территорий. Они когда-нибудь прославят поколение Y. Какими будут эти люди, пока до конца не известно - поколение только формируется. Но уже сейчас их считают особенными. Дети индиго. Необычайно одаренные, с особой философией и мировоззрением, творцы, дети, рожденные с гаджетами в руках. Им предстоит обеспечить в нашей стране экономический подъем.

Представители всех пяти поколений сегодня формируют наше общество. Не будем говорить о Молчаливом поколении, поскольку это уже пожилые люди старше 75 лет. Они практически не влияют на какие-либо общественные процессы, давно не работают (за исключением некоторых единичных представителей интеллектуальных или творческих профессий).

Последние четыре поколения социально активны и тесно взаимодействуют друг с другом. И... далеко не всегда могут похвастаться взаимопониманием. Давайте разберемся, какие они.

В обществе кипит обсуждение того, что современные дети - представители поколения Z - не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки Беби-бумеры. Это пугает не только пожилых людей, но и довольно молодых родителей Иксов и даже Игреков, чье детство прошло на улице. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитирую время за компьютером, выгоняют на улицу, заставляют читать длинные серьезные книги.

Не стоит делать это так фанатично, агрессивно и бескомпромиссно. Конечно, нужно беречь зрение, нужно развивать детей физически, но следует не забывать, что это поколение готовится к своему времени. Компьютер для них - естественная среда обитания. То, что они не читают книг в большом объеме, - нормально, это не их источник информации. В библиотеках, с книгами в руках, в постоянных поисках информации выросло поколение X, частично Y. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне - гугл знает все. Этим детям нужно научиться обрабатывать информацию. Они интересуются наукой гораздо больше, чем в этом же возрасте интересовалось поколение Y или Х. Обратите внимание, сейчас даже самые популярные детские передачи и мультики - все с научным уклоном. Там постоянно что-то объясняется. Z - это созидатели, трудяги, творцы. Это будущее России.

Молодое поколение, представителям которого сейчас от 16 до 32 лет - это Y. Вокруг них много разговоров, мифов, обсуждений. Работодатели считают их ленивыми, с завышенными ожиданиями и требованиями, не подкрепленными реальными навыками. Все это так, однако золотая середина есть. Просто нужно понимать, что это за поколение и как оно формировалось.

В период с 1986 по 2003 год страна фактически менялась. Не стало СССР, началось становление нового государственного строя. Дети видели, как родители теряли работу, оставались без денег и привычной стабильности. Это время, когда начался всплеск терактов: взрывы домов, метро, захваты школ, театров, самолетов. То, что всегда казалось голливудской киновыдумкой, вдруг стало так близко, стало реальностью. Уже растоптана старая идеология и еще не сформировалась новая. Полностью разрушена система советского образования. Началось много экспериментов и далеко не все они прошли удачно. И ровно под них попадает поколение Y. Все это в совокупности: неуверенность в завтрашнем дне, страх терактов, разброд в образовании - полностью меняет представления о том, как надо воспитывать ребенка. Родители начинают проявлять сверхопеку, просто в силу того, что за ребенка страшно. Если для поколения Х встречающая из школы мама - это большой позор перед друзьями, то для Y - это норма. Причем норма, возведенная в ранг правил некоторых учебных заведений. Опека не имеет границ. Контроль начинает распространяться на уроки. Репетиторы нанимаются чуть ли не с первого класса. Родители (поколение X) очень серьезно подходят к своей роли. Они действуют точно по книжкам. Иксы, любящие учиться, развиваться, склонные к саморефлексии, начали много читать про то, как воспитывать детей и делали это со свойственным фанатизмом. Им важно добиваться профессионализма во всем, родительство не стало исключением.

Кардинально изменилось отношение к ребенку в семье и обществе. Ему с детства прививают мысль, что он - личность. С ним начинают всерьез советоваться. Его начинают постоянно хвалить, даже если он ничего не сделал. Хвалят просто за то, что он есть. Давайте вспомним, что должны были сделать X в детстве, чтобы родитель Беби-бумер похвалил? Ребенок Y же находится в постоянно взаимодействии с родителем. Он знает, что ценен сам по себе. А теперь добавьте гиперконтроль и желание родителей дать своему чаду все то, чего не было у него. Помните, как раньше покупали подарки: «Я покупаю это сейчас, но это еще и на день рождения». А если игрушка дорогая, то сразу на все праздники в году. Иксы не экономят на детях. В результате сформировалось поколение людей, которые бескомпромиссно уверены в своей ценности. Они приходят на собеседование и говорят: «Хочу зарплату 100 000». На вопрос: «А что ты умеешь? Что бы можешь дать компании за эти деньги?» спокойно отвечают: «Пока ничего, но я готов учиться. Я рассчитал, мне столько нужно». Они убеждены, что их везде ждут.

Игреки абсолютно в себе уверены. Этим они очень раздражают Иксов, которым свойственны постоянные сомнения и потребность что-то доказывать. Представьте собеседование, просто вопрос: «Что вы умеете делать?». Соискатель X начнет рассказывать, демонстрировать профессионализм, а Y даст понять, что тут должны быть рады уже тому, что он просто пришел. Среди прочего у этого поколения формируется критический идеализм. С одной стороны, человек идеализирует себя, с другой - критикует все вокруг. Это люди полной ментальной свободы. Фантастики уже не существует. Они уверены, что все, что можно придумать, можно сделать, это просто вопрос времени. Они росли в разваливающейся системе, поэтому у них существует глобальная установка ответственности за мир. Они голосуют за глобальные проекты. Спустя пару дней на новой работе могут открыто заявить, как все плохо, и нужно немедленно улучшать. Правда, за этим зачастую не последует действий. Оптимизм и смелость - вот их девиз. Они уверены, что можно раскритиковать все вокруг. Однако у Игреков не хватает умения выстраивать взаимосвязи, анализировать информацию. Они умеют ее собирать из разных областей, но не нырять глубоко. Это лишает их возможности провести правильные причинно-следственные связи.

Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации. Упорство и целеустремленность больше не ценности. Поменять работу, потому что здесь что-то не получилось, - это норма. Зачем доказывать? Зачем биться? Можно просто попробовать заново. За это их считают легкомысленными и даже фантазерами. Они избегают долгосрочных целей и не умеют планировать. Это люди сегодняшнего дня. При этом Y могут быть чрезвычайно продуктивны, если большой проект для них разбить на кусочки и постоянно проводить промежуточный контроль, отмечать результат. Этого в большинстве своем категорически не переносят Иксы, которым важно доверие и самостоятельность.

Я много думала, как руководить Игреками, и выработала свой «коучингово-авторитарный» стиль. Обратная связь в стиле коучинг, помощь в осознании целей и зон развития. Также Игрекам нужно давать возможность самим сделать ошибку и научиться на ней, но с помощью анализа через коучинг помочь осознать последствия.

Важно постоянно поддерживать интерес к проекту. Если вы сможете продать им рутину как что-то невероятно интересное - они будут показывать прекрасный результат. Игреки нуждаются в наставнике, поэтому важно продемонстрировать свою экспертность. Лидер-наставник – это важная часть управления Игреками.

Из традиционной, авторитарной системы оставьте жесткий контроль, систему поощрений/наказаний, принятие авторитарно решений. В планировании нужно опираться на визуализацию планов и результатов. Игреки должны видеть свой фактический результат, иначе они склонны завышать его или не придавать значение ошибкам. Также остаются классический контроль и отчетность. Причем отчеты Y должны составлять сами, так они научатся анализировать информацию. И, наконец, «наказания» с пояснением. Игреки очень лояльны к себе, и часто Иксы начинают «играть» с ними в заботливых родителей на работе. Но Игреку важно показать, что последствия за ошибку есть, они реальны и обоснованы. Нужно не просто поговорить об ответственности, но, и правда, «наказать». Например, дать понять: пока ты не справишься с этим проектом, я не дам тебе новый, тот который ты хочешь.

Помните, что поколению Y свойственна поверхностность. Это, кстати, заметно по тому, как развивается сфера образовательных услуг. Если среди Иксов много людей с несколькими высшими образованиями и понятие «наработать опыт» для них норма, то Игреки все чаще выбирают короткие курсы, направленные на развитие конкретных навыков. Это уже не будущее, это настоящее, его можно лишь понять, принять и жить в нем.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Александр Дубовенко - людей нельзя штрафовать

20 ноября 2901

Образцовые и ненормальные - так можно охарактеризовать компанию GOODWOOD. Образцовые - потому что 98% клиентов полностью удовлетворены оказанными услугами и качеством сервиса. Ненормальные - потому что на 100% разрушили все стере...

Слово экспертам

Майнд-менеджмент: результат с удовольствием

20 ноября 4435

Как оптимизировать систему управления и высвободить время для получения прибыли? Как справиться с растущим объемом информации и полюбить планирование? Как увязать друг с другом и сделать понятными внутренние документы компании?

Слово экспертам

12 историй успеха

20 ноября 2811

Слово экспертам

10 главных впечатлений от США

20 ноября 3009

Так получилось, что наша страна и США сейчас активно воспринимаются большинством россиян как враги. Активно навязывается образ США как "тупых американцев", "мировых полицейских" и алчных дельцов-финансистов. При этом ...

Слово экспертам

15 "смертельных" ошибок презентатора

20 ноября 2882

Даже самые профессиональные презентаторы время от времени совершают ошибки. Больше того, идеальные выступления скучны и ... малоэффективны. Дело даже не в самом факте ошибок, а в их последствиях. Предлагаю обсудить и научиться управлять ...

Слово экспертам

Василий Солтан - воспитание со смыслом

20 ноября 3070

Мир меняется. Стремительно и, увы, беспощадно. Вместе с глобализацией и технологиями мощно трансформируется сознание, безнадежно устаревают способы получения информации. В фокусе - вариативное мышление, умение смотреть на мир шире, самоо...