- Как возникла идея «Праздника науки»?
Сергей: Идея возникла 7 лет назад, что называется, на коленке, когда я поехал к другу в Пензу — он открыл там книжный магазин. А двумя годами раньше у меня появился сын, и я задумался о том, что он будет расти, ему надо будет объяснять, что и как устроено в этом мире. Стал думать, как сделать это интересно. Сам я с детства очень увлечен естественными науками и науками вообще, вот почему это было основное направление, которое я собирался развивать через какие-то не- обычные занятия, популяризируя науку для ребенка. Другу я предложил провести в его магазине такой мастер-класс. Я получил возможность попробовать свои силы, а заодно прорекламировал те хорошие книги по занимательным наукам, которые тогда только начали снова появляться. Прошло все очень хорошо. Мне понравилось — детям тоже. Я вернулся в Москву и предложил эту же идею паре моих знакомых, которые тоже работают в книжных магазинах. Так и пошло. Стало получаться лучше и лучше. Мной заинтересовались, и я стал вести студию в клубе «Шардам». Тема выступлений могла быть достаточно широкой: занимательная химия, занимательная физика, биология. Или более узкая — самая распространенная химическая реакция, закон Архимеда, три закона Ньютона.
Это был начальный этап, который постепенно развивался, потом нас стали приглашать на более масштабные проекты вроде научных фестивалей. Ольга — моя жена — сильный маркетолог, работала тогда в университете. Но занятия с детьми стали занимать все больше времени, давать больше отдачи, и она решила, что пора больше ответственности брать на себя, самим арендовать площадки, собирать аудиторию. И вот три года назад я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Потихоньку мы расширились — сейчас у нас есть стационарные кружки в Москве, два типа лагерей — городской, который проходит летом и иногда осенью, и выездной лагерь, когда родители с детьми уезжают на море. Мы устраиваем фестивали, 8 октября состоится фестиваль «Математикум», организуем новогодние программы, ну и, конечно, частные мероприятия — дни рождения, праздники. Ольга: Сейчас у нас новая идея — мы будем делать семейный лагерь по Средневековью в Чехии.
— Откуда появилось название «Праздник науки»?
Сергей: Название я придумал сразу, потому что для меня процесс познания, получения новой информации — всегда удовольствие, всегда радость. Это был важный момент нашего подхода — занятия должны быть веселые, интересные, интригующие ребенка. Чтобы он сразу почувствовал, что попал на праздник. Но не на шоу опять же. Мы стараемся все подробно объяснять, показывать, хорошо прорабатывать теоретическую базу наших занятий. Мне кажется, это нам помогает выживать на фоне разных сумасшедших ученых, которые в 90 % случаев являются просто аниматорами, научившимися разным фокусам. У нас же очень сильная научная составляющая.
Ольга: Поэтому и хорошее сарафанное радио.
— Приглашают ли вас школы на уроки?
Ольга: Частные школы приглашают. В государственные зовут родители. Договариваются с учителем, говорят: «Мы хотим их, они классные!»
Сергей: В государственных школах сейчас все запротоколировано, и они лишний раз ничего не делают, потому что каждый шаг вызывает цунами бумаг. Приглашают в основном родители, частные школы и другие институции. Например, на прошлой неделе мы провели два мероприятия в Центральном доме художника, у них проходит фотовыставка, посвященная горному делу. А мы рассказываем про геологию.
— Территория вашей деятельности — это Москва?
Ольга: Да, мы не нашли пока того, кому могли бы доверить дело. Ведь при масштабировании качество немножко теряется. Мы пока хотим охватить Москву и провести здесь разные мероприятия с нашим качеством.
— А на какой возраст рассчитаны ваши занятия?
Сергей: Все наши мероприятия рассчитаны на детей от 9 до 14 лет.
Ольга: Раньше мы работали с детьми от 7 лет, но потом решили, что нужно постарше. Потому что мы против раннего развития, считаем, что маленький ребенок должен много играть. А когда у ребенка возникают вопросы, нужно в определенном формате на них отвечать. И если в 7 лет его перегрузить, теряется интерес. Получается, что он узнал много, но в правильном объеме не понял, не услышал, не уяснил. А чем позже по кирпичику докладывается информация, тем лучше она сохранится в голове.
— Расскажите, кто участвует в проекте, как подбираете людей в команду?
Ольга: В команде больше 20 человек. В основном это ведущие. У меня родители часто спрашивают: «Где вы их находите, этих ребят, которые так любят детей, могут так просто все объяснять и к которым дети тянутся?» У нас главный критерий оценки веду- щего: к нему, как к магниту, ребенок просто притягивается — родители могут спокойно отдыхать и не переживать. Иногда мы даем объявления в университетах, в тематических научно-популярных порталах, но чаще всего находим ведущих по знакомству, потому что подобное к подобному притягивается. Собеседует всегда Сережа и задает много вопросов! Их три блока. Первый — про специфику профессиональную. Физика, химия, биология, математика. Второй блок — научно-популярный. Это такие вопросы, как, например: «Какая звезда — ближайшая к нам?». А третий блок — про интересы детей. Потому что любой детский ведущий должен понимать, что такое «Гравити Фолз», «Майнкрафт» и My Little Pony.
Сергей: Да, он не обязан все это смотреть, мы просто проверяем, знаком ли человек с популярной культурой ребенка. Если не знаком, по сути, нет проблем, но если знаком — это хорошо!
Ольга: Потом они начинают общаться на какие-то общие темы, обсуждать недавно вышедшую научную статью — и мы понимаем, что это наш человек, потому что он следит за новинками в области науки. Ведь детям очень важно не просто рассказывать то, что они и так могут понять, прочитав учебник, а показать, что наука развивается. И узнать об этом они смогут из уст человека, который вызывает у них авторитет даже своим внешним видом: он занимается спортом, интересуется исследованиями, он может много всего показать. Мне кажется, что вот этот личный пример ве- дущего очень важен для ребенка, потому что в школе не всегда повезет с учителями, на родителей тоже не всегда дети равняются, а здесь он встречает взрослого, который ему интересен и с которого стоит брать пример. В нашем коллективе профессиональные химики, физики, медики, географы. У них есть круг знаний, и они могут в своей области разрабатывать программы.
Сергей: Или консультировать меня, чтоб более детально проработать программу и не сделать ошибок.
Ольга: Кроме ведущих у нас есть программист, дизайнер, фотографы.
Сергей: Ну и у нас есть Ольга. Главный человек. Маркетинг, реклама, стратегическое планирование — все это лежит на ее хрупких плечах. Потому что я больше человек творческий и исполняющий. То есть я придумываю и веду мероприятия, выступаю на лекциях. Мне именно это интересно. А заниматься организационными моментами бизнеса, банально, тяжело.
Ольга: Я обожаю общаться с родителями, с нашими заказчиками. Это люди одной с нами крови, потому что интересуются воспитанием детей, дополнительным образованием. Например, они звонят нам и говорят: «Мой ребенок так любит Миядзаки и насекомых, вы можете сделать нам такую программу?» И Сережа радуется и делает, потому что он тоже любит Миядзаки и насекомых. Или позвонил Таганский парк и предложил сделать «что-то патриотическое» ко Дню России. И мы создали квест «Русские ученые — мировой науке».
Сергей: Я просто выбрал пять интересных мне ученых, открытия которых являются открытиями мирового масштаба. И мы рассказали о них в популярной манере. Это были Николай Вавилов, нейрофизиолог и психолог Александр Лурия, Владимир Шухов и его параболические конструкции, был рассказ про освоение Космоса и инженерные работы Королева и история про химика Михаила Семеновича Цвета, химика и физиолога. Ольга: А недавно нас попросили придумать детскую программу для фотовыставки «Гордость России», про шахтеров. И мы, вместе с геоморфологом, создали четыре увлекательные лекции.
— Собираете обратную связь?
Ольга: Если это частное мероприятие, мы всегда просим отзыв, а если открытое — таких отзывов много в интернете. Сейчас я стараюсь все собирать в Facebook, потому что там невозможно редактировать отзывы и складывается объективная картина. Потом есть еще детские порталы. Наша главная цель — помогать родителям развивать любознательность в детях. Делать это мы можем и своими мероприятиями, и своими консультациями, советами. Многие родители спрашивают, отслеживаем ли мы эффект, например, от фестиваля, когда дети могут пройти у нас до пяти мастер-классов в течение дня. Например, на фестивале по математике мы можем показать пять разных подходов к ее изучению, стараясь увлечь детей, которые не любят эту науку. Участники проводят межпланетный рыцарский турнир по изучению таблицы умножения или строят башню из макарон, а третьи — учат программированию. Как отследить в долгосрочной перспективе эффект от фестиваля, мы пока не придумали. Я делаю это в основном через общение с родителями, разговариваю с ними лично. Ведь я их всех люблю, и сама как мама понимаю их интересы и заботы.
— Не возникает у детей конфликта со школьной программой после ваших замечательных праздников?
Ольга: А мы стараемся рассказывать, что именно школьная программа дает очень серьезный фундамент для развития, и все, что дают в школе, уже пригодится, начиная с базовых навыков чтения и письма. Вот я — предприниматель, у меня есть интересная работа, интересные люди вокруг, но главное, что я делаю каждый день: читаю и пишу!
Сергей: Вопрос такой иногда возникает от ро- дителей, детей, но я не считаю, что мы входим в конфликт и создаем негативный образ школы, в которой скучно. Школа сама уже позаботилась, к сожалению, об этом. Ольга правильно сказала: я всегда подчеркиваю, что школа дает фундамент. Я считаю, что, если человек отучился 10 лет в школе, хорошо ее закончил, — это уже огромное преимущество в жизни. Если мероприятие проходит в школе, я обязательно заканчиваю его словами, что вот такие-то вещи вы узнаете в таком-то классе, эти — на таком-то уроке. И замечательно, что вы ходите в школу, потому что здесь с помощью вашего преподавателя вы узнаете много вещей, не менее интересных, чем мы узнали сегодня вместе.
Ольга: А я добавлю, что в воспитании и развитии детей мы ориентируемся всегда на личный пример. Сережа очень много получил в школе. Мне повезло с учителями физики и математики, а ему — со всеми гуманитарными. И он может теперь эти знания передавать дальше. У нас был целый цикл открытых занятий «Зачем учиться»,сейчас все они — под заказ: занятия «Зачем учить математику?», «Зачем учить русский язык?» были полезны и детям, и родителям.
— Сергей мог бы, значит, ответить на вопрос из анекдота: «Когда мне пригодятся квадратные корни?»
Сергей: Действительно, очень часто кажется: зачем мне это пригодится? Но, например, когда человек попадает в историю с кредитованием и не может рассчитать ставку, я удивляюсь: это знания, которые давались еще в начальной школе.
Ольга: Я пропорции использую каждый день в магазине, когда разный объем товаров продается по разной цене, и мне надо привести их к одному объему и понять, что выгоднее.
Сергей: Или есть такое понятие, как нормальное распределение. И когда я смотрю, как Госдума проголосовала за очередной проект, я понимаю: с точки зрения математики не может быть «за» отдано 99 % процентов голосов. Даже по вопросу: «Есть ли нам по утрам детей?» все равно, исходя из чистой математики, не будет 100 % ответа «нет». Я, конечно, немного утрирую. Поэтому, да, мне нравится показывать, как те или иные науки связаны с повседневной жизнью. А еще на некоторых своих занятиях мы стараемся показать жизненные альтернативы: есть иные варианты, чем работать в банке, в офисе, купить машину. Например, можно жить на Камчатке и изучать вулканы!
— Могли бы вы назвать то, что делаете, бизнесом со смыслом? Что это означает для вас?
Сергей: Я начал этим заниматься не из коммерческих соображений. Нашим делом, бизнесом, который позволяет нам определенный образ и уровень жизни, это стало позже.
Ольга: Сначала был смысл, потом возник бизнес.
Сергей: Да, бизнес, основанный на том, что мы хотим делиться хорошим с окружающим миром и детьми.
Ольга: Мы хотим творить добро, заботиться о детях. Потому что, исходя из чистой бизнес-модели, можно было просто масштабировать востребованную услугу и зарабатывать на этом, а не брать маленькие частные заказы. Но наши ведущие — творческие люди, им скучно делать одно и то же. Большинство из них даже деньги не так сильно мотивируют, как новый проект и новая идея.
Думаю, за счет этого к нам тоже поддерживается интерес. Делать что-то, что тиражируется, было бы не так интересно. Может, мы по характеру не те бизнесмены, для которых на первом месте — деньги.
Сергей: Не хотелось бы, чтоб сложилось мнение, будто мы считаем, что зарабатывать деньги — это плохо. Нет. Просто, возможно, это не главная цель, возможно, есть внутренние ограничения. Мы восхищаемся людьми, которые умеют из своих интересов сделать крепкий и очень прибыльный бизнес. Просто мы — другие. Ольга: Когда родители говорят, что у нас есть душа, что дети тянутся к нам, и родителям тоже нравится то, что мы делаем, я черпаю силы в этом, в их глазах, в их словах. И понимаю, что если буду прислушиваться ко всем бизнес-идеям, то у меня самой не будет того вдохновения и той энергии, которая питает сейчас.
— Какие книги вы читаете, какие порекомендуете?
Ольга: Я в основном читаю бизнес-литературу или художественную, с которой отдыхаю. Этим летом я на море отключала мозг под Фицджеральда. Бизнес-литература для меня началась с Игоря Манна, на третьем курсе института я прочитала его «Маркетинг на 100 %». И сейчас в основном читаю про само- управление, самоэффективность, про маркетинг и рекламу. У Сережи был блог «365 дней книжного червя», где он писал рецензии на книги. И до сих пор читает очень много.
Сергей: Книги — это важная часть моей жизни. Я читаю с детства и с большим удовольствием. В последние 2-3 года я читал в основном научно-популярную литературу, в 2017 году — уже меньше — решил, что надо восстанавливать вкус к художке. Да, я — человек, сильно сформированный книгами, некоторые идеалистические представления о жизни пришли ко мне из них. Кроме того, для меня они всегда были способом общения с другими людьми. По тем книгам, которые человек читает, я понимал: мой он или не мой. Отец тоже был человеком книжной культуры, и, например, восхищение окружающим миром он передавал мне через Брэма и Хейердала. В детстве я мечтал стать археологом, потому что папа рассказывал про древние культуры и читал мне Керама на ночь. Первая моя работа — это книжный магазин, вторая — книготорговая компания. Я знаком со многими книгоиздателями, вел блог, пишу отзывы на научно-популярную литературу, (например, с удовольствием обозревал детские книги для серьезного сайта antropogenez.ru). Когда мне было 16 лет, тремя главными авторами для меня были Альбер Камю, Герман Гессе, Эрих Мария Ремарк. Потом я познакомился с Довлатовым, и он тоже стал важнейшим из писателей. А уж детская литература — это отдельная Вселенная. Есть изумительная классика, например, Астрид Лингрен или Джеймс Крюс. А есть наши блестящие современники: Мони Нильсон-Брэнстрем с серией книг про мальчика Цацики, Виктория Линдерман и «Календарь Майя», «Петсон и Финдус» Нурдквиста, подростковая проза Пеннака или вневозрастная Ульфа Старка! Если говорить о научно-популярной литературе, то хвала биологу Александру Маркову, на фоне успеха книг которого работать с нон-фикшн теперь норма любого издательства. Он показал, как о сложных концепциях можно говорить интересно. А для детей есть замечательный, очень качественный журнал «Квантик». Это журнал, популяризирующий науку и математическое мышление. Говоря о книгах с экспериментами и опытами, нужно отметить важный момент. Если к этому относиться как к фокусу, то опыт остается необъяснимым волшебством, он не помогает. Если позволяет что-то лучше понять об окружающем мире, то очень хорошо. В Издательском доме Мещерякова, например, выходила отличная серия книг «Научные забавы Тома Тита» (особенно не классические, а современные издания). По химии есть изумительная книга Любови Стрельниковой «Из чего все сделано? Рассказы о веществе». Она написана хорошим языком, интересна для детей и дает глубокие знания. Про историю изумительно рассказывает издательство «Пешком в историю», для которого пишут ведущие ученые. А вот когда в красивой книге «Научные опыты с периодической таблицей» Теодора Грэя читаешь: «Возьмем плутоний…» Ну, где ты его возьмешь?!
Ольга: В этих книжках с опытами, в наборах для детей есть такой момент, что родители рассматривают их как познавательный досуг для ребенка. Но нельзя надеяться только на них. Сам родитель должен объяснить все ребенку правильными словами, помочь ему.
— Какой вы видите Россию лет через 10?
Ольга: Я живу в розовых очках, думаю, что дальше все будет только лучше.
Сергей: Многие знания — многие печали. Я верю в лучшее. Верю, что в среднем мир идет к улучшению: мы победили огромное количество болезней, в мировом масштабе наша планета не голодает. Мы, люди XXI века, живем в невероятно комфортном мире. И цена выживания впервые сейчас такая низкая за всю историю человечества. Но если пофантазировать, то я хочу, чтобы жизнь в России через 10 лет была более осмысленной. Чтобы мы все научились понимать, что только от нас зависят уровень и качество этой жизни. И есть вещи, за которые стоит бороться усердным и качественным трудом.
Слово экспертам
Как развить в себе чувствительность и поддержать ее в детях?
Виктория Бехтерева: Когда-то я писала про важность чувствительности и ее отличие от осознанности. Тогда многие спрашивали, как развить в себе задавленную чувствительность и поддержать ее в детях. Есть очень хорошие книги на эту тему. О м...
Слово экспертам
Александр Кравцов - интервью о бизнесе и счастье
Есть предположение, что цивилизация дельфинов существует в 50 раз дольше нас, что они счастливее и живут так, как, посмотрев на их, могли бы жить и мы. Я задумался об этом. Раньше, работая над брендом, мы делали телерекламу и занимались ...
Слово экспертам
Василий Солтан - воспитание со смыслом
Мир меняется. Стремительно и, увы, беспощадно. Вместе с глобализацией и технологиями мощно трансформируется сознание, безнадежно устаревают способы получения информации. В фокусе - вариативное мышление, умение смотреть на мир шире, самоо...
Слово экспертам
Про "узкие места"
Иногда я спорю с коллегами, которые берутся за тот или иной проект. Как правило, в начале проекта у них много сил, желания, амбиций, и они не могут трезво оценить ресурсы и сроки, которые им нужны для того, чтобы этот проект реализовать...
Слово экспертам
Как спрогнозировать результаты будущего проекта за один час?
Говорят, что Уолт Дисней перед стартом нового проекта тщательно анализировал со своей командой все возможные сценарии развития событий. Именно по этой причине его фильмы столь успешны. Дисней старался учесть все возможные подводные камни...
Слово экспертам
Важное и срочное - правила управления задачами
Я занимаюсь настройкой исполнительской дисциплины в российских организациях уже почти 8 лет, и за это время мной реализованы сотни проектов настройки самых разных систем контроля исполнения поручений.