Лукоз Саба - сыр и только лучший

Опубликовано в № от 30.09.24
Сложно создавать бизнес со смыслом на рынке b2b. Про  нишу животноводства и производство сыров, про смыслы, корпоративную культуру и выстраивание систем управления говорим с Тарасом Кожановым, директором фермы «Лукоз Саба», заместителем директора «Сернурского сырзавода», директором Ассоциации промышленного козоводства.

- Тарас, расскажи о предприятии, о текущей ситуации на рынке и о том, почему занимаешься  козьим молоком.

-  Есть группа компаний. «Сернурский сырзавод» - самая большая из них,  с коллективом около 300 человек. Мы перерабатываем козье (10%) и коровье (90%) молоко. Козье молоко  поступает преимущественно с трех  наших ферм, на одной из них - 3,5 тысячи коз, на другой - 2 тысячи, на третьей - около тысячи голов. Коровье молоко мы полностью закупаем - у нас ни одной своей коровы. Половина прибыли приходится на продукты переработки козьего молока, а коровье молоко  - для того, чтобы иметь возможность платить зарплату административному персоналу.

Занимается всем мой отец  с начала 2000-х. Это семейный бизнес, и у нас с отцом достаточно партнерские отношения, Он - идеолог, вдохновитель почти всего, что у нас происходит. 95 % идей, которые появляются в компании - это его идеи.

Отец всегда во всем видит возможности, даже если мне они кажутся проблемой. Когда мы на набережной  Йошкар-Олы  открыли сырную лавку для туристов, я думал, вложенные в нее 2,5 миллиона никогда не окупятся. А лавка в первый же месяц заработала операционную прибыль, продав продукцию на 1 миллион рублей. Я до сих пор думаю, что это не окупается. потому что предположительно она будет давать 40 тысяч ежемесячного дохода. Хотя компания заметно взбодрилась после ее открытия. Потом он решил сделать интернет-магазин с доставкой по Москве. Мы сделали и это.

О ситуации на рынке - санкции, состояние эмбарго. Помню, как это начиналось в 2014 году. За это время  мы увеличили производство козьих сыров, наверное, в 15-20 раз. Мы стали покупать козье молоко на других фермах, потому что сырья не хватало, ведь у коз нет переключателя - доиться больше или меньше. Постепенно подтягивали поголовье, каждый год достраивали фермы, начали выпускать новые виды продукции по 3-4 в год, камамбер например.

Все это положительно сказалось на рентабельности. Начался стабильный рост, эмбарго укрепило это положение. Но в среднем рентабельность выше 5% не поднималась. Даже в условиях санкций. Потому что это бизнес очень оборотистый, но не высокомаржинальный. Сыры продаются традиционно с крайне высокой наценкой. 

камамбер.jpg

Поэтому производство и потребление сыра будет падать до тех пор, пока он будет дороже, чем мясо.

- Получается, что по умолчанию любое животноводческое дело в России - это бизнес со смыслом?

Да, почти все, кто занимается сельским хозяйством, особенно  молочным животноводством, пришли туда не из-за денег. Причины - тяга к земле, к своему продукту, сельскому хозяйству. Идут ради процесса, ради особого ощущения. Хотя, безусловно, верят, что могут заработать на этом.

Если бизнес со смыслом - это бизнес, в котором деньги вторичны, то это во многом про нас. Управленцев компании в основном.  Управленцам, мне кажется, нравится соотношение между контролем и самостоятельностью, возможностью делать интересные вещи, самостоятельно принимать решения. И мне нравится, что «Сернурский сырзавод»  становится компанией, в которой приятно работать.

- Как удается находить правильных людей? Как в компании оценивается: ваш или не ваш человек?

На внутренних ощущениях. В резюме вообще ничего невозможно понять. Почти все люди, которые мне нравились на собеседовании, у нас потом не работали. Большинство тех, кто сейчас работает хорошо, попали в компанию случайно.

Например, я искал сисадмина. За год этот человек вырос в директора по подготовке производства.

У нас много разного персонала. Это вызвано разными причинами - начиная со сложности бухгалтерского учета, заканчивая необходимостью иметь охранника на ферме, сервисной службы, ветеринара. В Европе это в основном отдано на аутсорс, и стоимость услуги оказывается ниже, а качество - выше. Потому что средний европейский ветеринар обслуживает десятки ферм и уже за счет опыта имеет более высокую квалификацию.

коза.jpg

- А сыр вообще полезен? И как ты относишься к тем, кто не ест совсем ни сыры, ни другие молочные продукты?

Отношусь спокойно. А доказать полезность и не полезность чего-то вообще очень сложно. Попробую на примерах. У одного из наших сотрудников был псориаз. После полугода работы в компании и употребления козьего молока он был здоров. Моя младшая сестра - единственная, у кого  в классе не было кариеса. В интернете полно историй, как козье молоко кому-то помогло, но найти научные работы, которые бы это доказывали, я не смог.

В основном отзывы наших соотечественников о козьем молоке сводятся к тому, что оно “вонючее и полезное”. Невозможно человека убедить, что оно не пахнет, пока ты не заставишь его попробовать. Поэтому большинство наших продуктов продается через дегустацию.

- Козье молоко могут пить дети с непереносимостью обычного молока?

Да, если у ребенка непереносимость одного из казеиновых белков. Козье молоко содержит казеин, который не вызывает аллергических реакций. Но ВОЗ не может рекомендовать его как полностью гипоаллергенное. Таким является только молоко ослицы и верблюда, а козье молоко подходит 9 из 10 детей с непереносимостью коровьего молока. У меня в детстве тоже была такая непереносимость - и отец покупал для меня козье молоко у соседа, имевшего “Волгу” и казавшегося богачом. (Вот тогда у него и стали появляться идеи на перспективу.)

В Москве процент таких детей выше, чем по России в целом. И мы считаем, что помогаем многим родителям справиться с этой проблемой, потому что съездить за козьим молоком из Москвы к бабушке в деревню очень непросто. Лучше, например, купить его в “Избенке”.

- Откуда у тебя знания о производстве?

Я считаю, что как управленец качеством я выступаю в роли переводчика. Большинство проблем, с которыми я сталкиваюсь, в том числе на производстве, связаны с тем, что люди друг друга как-то не так слышат. Что отец с подчиненным, которому он ставит задачу, что продажник с производственником, что бухгалтер со снабженцем. В моем дипломе написано: инженер-менеджер, мне кажется, это очень близко к тому, чем я занимаюсь. Удивительно, но на разных этапах работы я встречал то, чему меня учили в университете: экология, черчение, менеджмент, экономика… - все оказалось очень важным и нужным. Когда ты руководитель, ты должен разбираться, пусть поверхностно, в сотне вещей.

Но я не могу все контролировать, и нужны люди, которые достаточно самостоятельны в рамках своей зоны ответственности и могут сами принимать решения. Есть вещи, которые ты должен сделать сам. Но если есть возможность - делегируй, правильно поставив задачи.

- Как у тебя обстоят дела с постоянным улучшением системы?

В нашем случае СМК - это ритуал, бумага - и не более того. А когда меня спрашивают, чем я занимаюсь в компании, я отвечаю, что занимаюсь изменениями. Я задаю вопрос, что сотрудник сделал такого, чего не делал в прошлом месяце,  - и что поменялось. За это плачу премии. Мой принцип: спрашивай меня о ресурсах - не спрашивай меня о решениях. Моя концепция как руководителя: что я могу для вас сделать?

Кстати, и управление, менеджмент фермы в Европе поставлены лучше,  чем у нас. У нас достаточно хорошие условия, но почему-то пока мы плохо работаем. Это связано с климатическими условиями и с тем, что государство отнюдь не заваливает нас деньгами. Хотя, конечно, поддержка есть. На мой взгляд, сейчас  в России сельское хозяйство субсидируется даже лучше, чем  в Европе.

- Что сформировало тебя как лидера?

Из последних книг, оказавших влияние на изменение моего мировоззрения, -  Ицхак Адизес. Есть менеджмент, который мне давали в университете, а Адизес существенно от него отличается - и это произвело на меня сильное впечатление.

- Какой бы ты хотел видеть нашу страну лет через 10?

У нашей страны огромная площадь, которая концентрирует энергию солнца, преобразует ее в продукты питания. И я хотел бы жить в стране, являющейся энергетической сверхдержавой, но с точки зрения калорий, и готов участвовать в этом изо всех своих сил.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Интервью с Байрамом Аннаковым

30 сентября 2900

«Байрам» – по-туркменски «праздник». И в самом деле, один из влиятельных людей в сфере российского бизнеса Байрам Аннаков – настоящий праздник: ума, интеллекта, мудрости, творчества. Байрам занимался заказной разработкой программного обе...

Слово экспертам

18 книг о том, как создать и транслировать вдохновляющую корпоративную идеологию

30 сентября 2911

Слово экспертам

Как стать моложе и энергичнее? 12 книг о творчестве

30 сентября 2700

Что мы знаем о настроении? Это не самая исследованная часть нашего «я», но, вместе с тем, от него так много зависит: дома, на работе, в коммуникациях, мотивации. Не берусь и я выступать гуру в теме управления настроением, но готова подел...

Слово экспертам

Как рисовать красивые буквы

30 сентября 4361

На тренингах, сессиях, презентациях и даже в личных сообщениях меня регулярно спрашивают о том, как мне удается так красиво рисовать буквы. Обычно я отшучиваюсь рассказами об удобных маркерах, но дело, конечно, не только в них. Сейчас я ...

Слово экспертам

Книги, которые рекомендуют герои форума "Бизнес со смыслом"

30 сентября 2714

Слово экспертам

Место силы - в моем сердце

30 сентября 2736

Солнечная Гаяне Бреиова, владелица ресторанов Gayane’s и «Панаехали», телеведущая, автор кулинарных книг заряжает энергией и рассказывает о сыроедении, команде, добрых поварах и о том, чем ее вдохновляет ресторанный бизнес.