Второй ключевой вопрос в компании — о корпоративной базе данных. Очевидный, казалось бы, факт: если в организации не создана система накопления знаний, вы будете неизбежно терпеть потери (порой весьма ощутимые) после ухода из компании их носителей, и богатый опыт работников, которым вы платили зарплату, навсегда останется только их личным достоянием.
Решение этих проблем есть: методология управления информационными потоками. Мы знаем, как структурировать информацию, сделать ее наглядной, чтобы менеджеры могли успешно выделять существенные аспекты, не потеряв ничего важного. Корпоративная база знаний — тот инструмент, который позволяет хранить и использовать знания, накопленные сотрудниками компании.
База может содержать самую различную информацию: корпоративные документы, образцы их заполнения и комментарии опытных сотрудников. Инструкции, регламенты, правила. Сведения о предыдущих проектах, продукты корпоративного обучения (доклады, статьи, видеозаписи выступлений тренеров), новации сотрудников. Все эти разрозненные кусочки знания могут представлять огромную ценность, если правильно их накапливать и использовать. Это давно поняли в компаниях, работающих на высококонкурентных рынках. В России knowledge management только начинает развитие.
Задумайтесь, какое время тратится в вашей компании на адаптацию нового сотрудника. Для большинства интеллектуально-ёмких профессий год — минимальный срок для того, чтобы сотрудник прочувствовал свои обязанности и достиг нормальной продуктивности. А что, если год спустя человек, в которого было вложено много сил и денег, уйдет?
Корпоративная база знаний — тот инструмент, посредством которого будет расти созданный персоналом интеллектуальный капитал. При должной структурированности база позволит в полуавтоматическом режиме готовить выборки информации по программе подготовки нового сотрудника — значит, обучение новичков пройдет намного быстрее и проще.
Однако при всех благотворных эффектах, которые может иметь корпоративная база знаний, нам редко встречалась работающая система. В лучшем случае, это библиотека внутренних нормативно-методических документов, к которой время от времени обращаются наиболее дисциплинированные сотрудники. Чаще — это полузаброшенная корпоративная wiki, в которой наиболее актуальная статья датируется... 2008 годом. Почему так происходит?
Техническое решение должно позволять удобно и быстро находить релевантную информацию и, что чрезвычайно важно для «горизонтального» обмена, удобно и быстро вносить ее. В условиях большого количества «текучки», выделить время на написание инструкции в корпоративную базу знаний — уже подвиг, а если оформление статьи требует титанических усилий, это подвиг вдвойне. То же самое с извлечением информации: если на то, чтобы найти документ в «тормозной» системе, вам нужно потратить десять минут, вам будет проще отвлечь более опытного коллегу и уточнить у него все, что нужно.
Представьте миллион книг, грудой лежащих на полу. Полезность этой «информации» сомнительна. А если книги расставлены по полкам, каталогизированы и структурированы по ясным критериям в удобном электронном каталоге? Совсем другое дело. Как показывает практика, хранение информации даже в пределах своего собственного жесткого диска может составлять проблему, если вы активно работаете с документами. А стоит открыть к своему каталогу общий доступ, и ситуация оказывается на грани хаоса. Именно поэтому система должна опираться на четкие правила каталогизации, классификации и внесения материалов.
Большинство людей с опаской относится к любым новшествам. К тому же, многие специалисты воспринимают требование поделиться ноу-хау как угрозу их профессиональной ценности. Чтобы система жила, необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, сотрудники должны ощущать, что база полезна лично им. Во-вторых, работа с системой должна быть интегрирована в остальные бизнес-процессы компании. Если время, которое тратит сотрудник на работу с базой, приходится отрывать от основной работы, это будет вызывать естественное сопротивление и неприятие. И, наконец, в-третьих: работа должна быть учтена в системе мотивации.
Корпоративная база знаний вовсе не обязательно должна базироваться на сложном ИТ-решении. Существует немало простых и понятных инструментов, которые могут обеспечить накопление и совместное использование информации. Здесь мы рассмотрим два варианта, которые нам нравятся:
— программа для ведения записных книжек, входящая в стандартный пакет MS Office начиная с версии 2007, но, несмотря на это, до сих пор сильно недооценена. Записные книжки OneNote позволяют глубокое древовидное структурирование информации (записные книжки — группы разделов — разделы — страницы — подстраницы — подподстраницы и т.д.), что дает возможность свободно классифицировать информацию. С другой стороны, в OneNote решена характерная проблема, свойственная древовидным классификациям, когда вам нужно решить, в какую «ветку» отнести материал, подходящий и туда, и туда. Например, куда отнести новую презентацию? В «маркетинг», или в «продажи»? А правила работы в общей записной книжке? В правила отдела, или в технические инструкции? В OneNote вы в пару кликов ставите гиперссылку: «правила работы с записной книжкой см. здесь», и ни вам (в будущем), ни вашим коллегам не придется ломать голову в поисках нужной странички.
OneNote хорошо работает в режиме общего доступа, что делает ее подходящим решением для организации совместной работы для хранения иллюстрированных текстов, простых таблиц, инструкций, правил, чеклистов. В OneNote можно организовать хранение отчетов по проекту, протоколов обсуждений, конспектов и т.п.
Нет версии для Mac OS.
Не очень удобно реализованы теги.
Не гибкое управление правами доступа.
Недостаточно гибкое версионирование страниц.
Отсутствует специальный механизм обсуждений/комментариев.
Рекомендация: прекрасно подходит для совместного хранения знаний в небольших коллективах (ориентировочно — до двух десятков человек). В меньшей степени подходит для совместной синхронной работы над текстом/документом. Слабо подходит для хранения файлов.
— он-лайн сервис, наследник преждевременно почившего, но чрезвычайно инновационного проекта Google Wave. Основная особенность Rizzoma — возможность добавлять комментарий к любому месту в тексте, даже если это текст другого комментария. Эта странная, на первый взгляд, функция открывает чрезвычайно интересные возможности работы с информацией. Несколько строк текста (набросок идеи, рассказ о событии, заметки по проекту) обрастают комментариями участников, вокруг комментариев разворачивается обсуждение, но при этом, благодаря четкой привязке к точке в тексте, полностью сохраняется контекст обсуждения и изначальная структура документа. В результате живое обсуждение как бы само кристаллизуется в структуру.
Из недостатков:
Для корпоративного решения — недостаточно гибкое управление правами доступа.
Не хватает фильтров (правда, есть удобный поиск).
Нет десктоп-версии.
Рекомендация: идеально подходит для совместной работы над идеями (в том числе — в публичном формате с использованием краудсорсинга), для мозговых штурмов и общения в творческих коллективах, особенно — работающих удаленно. Результаты обсуждения становятся живой базой знаний по предмету. Не очень подходит для хранения больших объемов информации.
Управление знаниями компании — важнейшая задача в условиях информационной экономики. В мире глобальной конкуренции компании все меньше можно полагаться на ноу-хау и прошлые достижения. Стоит вам начать выпускать какое-то новшество, как вездесущие конкуренты тут же разберут его на кусочки и повторят все ваши технологические решения, к которым вы шли таким трудным путем.
Но победа будет за тем, кто быстро учится и способен постоянно генерировать новое. Один их лучших помощников в этом — корпоративная база знаний: естественная часть обучающейся организации.
Слово экспертам
10 ингредиентов "вкусной" презентации на iPad: креативность
Кто из нас не хотел бы понимать цели и смысл нашей жизни? Например, успешные вдохновляющее ораторы-мотиваторы мастерски поднимают людям настроение, помогают им оптимистично взглянуть на себя и понять, что они способны на ...
Слово экспертам
От доски к Trello
Одной из ключевых задач нашей команды является эффективная организация работы над сложными проектами. В последнее время количество человек в команде постоянно увеличивалось, поэтому актуальным вопросом был выбор удобных инструментов для ...
Слово экспертам
Йос де Блок об организации будущего
Те, кто читал книгу Ф. Лалу «Открывая организации будущего», знают компанию Buurtzorg и ее основателя Йоса де Блока. До того как стать медбратом, он изучал экономику и в течение 10 лет был менеджером и директором в двух крупных организац...
Слово экспертам
В поисках миссии и видения компании
Универсальной пилюли, которая на «раз-два» создаст миссию или видение организации, нет. Сколько компаний - столько и мнений. Сколько консультантов - столько алгоритмов. На старте нового трудового года я хочу напомнить о значимости миссии...
Слово экспертам
Семь смертных грехов менеджера в чём они заключаются, и как их избежать
Однажды, 5 лет назад, когда я настраивал только системы оперативного управления, мы довольно быстро настроили систему контроля поручений для одного нового генерального директора в организации с более чем 1000 сотрудников. По результатам ...
Слово экспертам
Как быстро описать бизнес-процесс
В нашей компании, которая управляет проектами строительства крупных энергетических объектов, описание бизнес-процессов сегодня особенно актуально для проектов и проектных команд. Каждый проект – это новая команда, много заинтересованных ...