- Как и когда возникла идея Правил игры?
Сергей Бехтерев: Созданию “Правил игры” способствовали две истории. В 2007 году, работая руководителем отдела консалтинга, я впервые столкнулся с ритуальным подходом к управлению правилами и понял, что надо заниматься корпоративной культурой, “правилами игры”.
На переговорах о продаже корпоративных проектов IT-директор сказал, что внедренный компанией корпоративный тайм-менеджмент не работает и нам он не нужен. Генеральный директор удивился, ничего не зная об этом внедрении. Тогда IT- директор принес приказ: «Я, генеральный директор, приказываю всем нижеподписавшимся строго знать и соблюдать все, что указано в приложении 1 и приложении 2». Дальше шли 300 подписей сотрудников и приложения 1 и 2 - ксерокопии книг Глеба Архангельского «Тайм-драйв» и «Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2007», которые полгода назад передал ему генеральный директор, поручив внедрять тайм-менеджмент.
Опытный менеджер со степенью MBA был искренне уверен, что, раз все ознакомлены с приказом и подписи есть, то стандарт внедрен. А раз не работает, значит, это все ерунда.
С ритуальным отношением к правилам мы сталкиваемся до сих пор. Наша компания борется с таким подходом к правилам, у нас, наоборот, живые правила игры, которые люди понимают и улучшают.
Вторая история - новый генеральный директор компании, недовольный исполнительской дисциплиной своих сотрудников, попросил нас настроить систему контроля поручений, чтобы все обещания и поручения исполнялись точно в срок и на 100 %. Через месяц получили результат - около 100 назначенных задач были выполнены в срок. Гендиректор обрадовался, поблагодарил и стал увеличивать количество назначаемых задач. Через год оно приблизилось к 800. А компания потеряла управление. Мы стали анализировать и поняли, что до его прихода в компании была четкая система процессов. Гендиректор не стал ни во что вникать, а начал сразу раздавать поручения, переведя компанию в ручной режим, назначая задачи и поручения сотрудникам компании в соответствии с тем, что они там должны делать. Сотрудники стали ждать приказа, не делая ничего самостоятельно.
Не надо назначать те задачи, которые и так входят в должностные обязанности. А как увидеть эти должностные обязанности? Как их сделать рабочими, учитывая, что в большинстве российских компаний должностная инструкция - это еще один ритуальный документ. Так появилась необходимость разработать методологию, которая позволит понимать, кто за что отвечает, быстро настраивать процессы, горизонтальные взаимодействия. Для формирования этой ценности клиента 5 лет назад мы и создали компанию “Правила игры”. Первое время мы фокусировались на бизнес-процессах, взаимодействии. Потом появились стратегические, диалогические сессии, бизнес со смыслом, и сейчас мы занимаемся в основном этими направлениями.
Виктория Бехтерева: Пять лет назад я попала в Правила игры совершенно случайно. Сергей позвал меня 21-22 июня 2012 года провести сессию для Министерства информационных технологий Ульяновской области. Отвечая на вопрос: зачем существует министерство, люди задумались, какую ценность они несут. Тогда мы подумали, что отличная идея - развивать нашу страну через развитие организаций. Миссией компании стало помогать создавать сильные корпоративные культуры, способствовать формированию сильной страны. Она не слишком изменилась с тех пор. И когда нас спрашивали, зачем существуют “Правила игры”, мы отвечали, что хотим научить Россию играть по правилам. Очень амбициозная идея.
- Как вы нашли свой путь в консалтинге?
В. Б.: Обычно, когда консультанты начинают работать с клиентом, они все прописывают за него, мы отказались от этого почти сразу. Классический консалтинг позволяет брать с клиента деньги, а ответственность за то, что осталось не внедренным, ложится на самого клиента. Нам хотелось не этого. Нам хотелось, чтобы люди сами формировали правила и договоренности.
- Готовы ли люди к ответственности или им нужен лидер, который бы раздавал им поручения?
С. Б.: На определенном этапе развития общества людям всегда нужен лидер, раздающий поручения, но при динамичном развитии организации такой метод управления быстро приводит компанию в тупик, потому что за выполнением всех поручений не уследить. В этот момент очень важно перейти от делегирования поручений к делегированию полномочий. И здесь поможет майнд-менеджмент, который мы используем, с его помощью можно увидеть все бизнес-процессы, понять, кто за что отвечает. Потом настанет время делегировать цели, а после этого - смыслы.
В. Б.: Нас часто звали в организации, чтоб помочь разгрузить руководителя, который устал тянуть все на себе. Это причина, почему мы ушли в фасилитацию.
Фасилитация подразумевает, что в каждом человеке есть светлая и темная стороны, задача фасилитатора - пробудить светлую сторону. Люди готовы, иногда даже не осознанно, взять на себя ответственность, а руководители, сами не замечая, часто делают из взрослых людей инфантильных. Но в России очень много людей, выступающих на светлой стороне. Люди благодарны, когда интересуются их мнением, их взглядом на будущее компании. Директивное управление подходит военным структурам, а для большинства рынков живые организации гораздо эффективнее.
- Удалось познакомиться с опытом зарубежных компаний? Накладывает ли отпечаток менталитет?
С. Б.: Мы выступали на Американской конференции фасилитаторов, рассказывали о фасилитации в России. Специфика есть. У американцев сложнее с креативом, но высока культура игры по правилам, они уважают правила, впитывая их с молоком матери. Поэтому они более управляемая нация. И у них фасилитация решает вопросы стратегические, вопросы смыслов. У нас креативные сессии проходят очень успешно, а основной запрос - научиться играть по правилам, без ритуальности.
- Короля делает свита. Расскажите о вашей команде.
В. Б.: Актуализируя на стратсессии вопрос, какой я хочу видеть корпоративную культуру через 5 лет, ребята описали, какие сотрудники нам нужны:
Мы доверяем друг другу.
Не боимся ошибаться
Мы самоорганизующиеся
Мы драйвовые
Юморные
Мы улыбашки
Мы умеем работать и хорошо отдыхать
Трудяжки
Мы целеустремленные
Платим добром за добро
Уважаем мнение и труд каждого
Мы открыты и честны
Мы ответственны
Мы ошибаемся только один раз, а потом исправляем ошибку
Мы умеем работать эффективно
Нам нужны самоорганизующиеся люди, которым небезразлична наша страна, честные, доверяющие друг другу, профессиональные, с юмором. Остальным у нас скучно и не комфортно. Мы очень рады тому, какая команда у нас сейчас.
- Какие книги читаете вы и ваши сотрудники?
В. Б.: У нас появилась новая ценность: развиваясь, развиваем других. Мы - консультанты и должны все время развиваться, а иначе нам грош цена. И читаем мы очень разные книги. Издательства “Альпина Паблишер”, “МИФ” делятся с нами новинками, на день рождения нам подарили доступ к электронной библиотеке, у нас огромная бумажная библиотека. Изучаем литературу о корпоративной культуре, стараясь быть в тренде, чтобы понимать, что читают наши клиенты. К сожалению, менеджеры многое внедряют, прочитав какую-то книгу. Увидев, что происходит в их организации, мы можем даже сказать, чего они начитались.
У нас есть список книг, которые на стажировке, в первый месяц работы, должен прочитать каждый сотрудник. Это Саша Карепина “Искусство делового письма”, Нина Зверева “Правила делового общения. 33 "нельзя" и 33 "можно"”, это книги про этику коммуникации. Я стараюсь подкидывать в команду более глубокие книги, первоисточники - по геополитике, истории, по теме развития системы. Еще я фанат Макса Фрая, читаю его и всем дарю.
С. Б.: Я люблю “Мастера и Маргариту”, читаю биографии предпринимателей. Для нашей корпоративной библиотеки приобрели подборку о наших дореволюционных предпринимателях: Абрикосовых, Демидовых, Мальцевых, о тех династиях, которые служили своей родине.
- У вас очень плотный график, как вы успеваете быть семьей, родителями?
В. Б.: Какое-то время наш ребенок был сыном офиса и ездил с нами на международные конференции, его знают наши зарубежные коллеги. Он может рассказать, чем тренинг отличается от сессии, понимает, что такое работа, и как-то даже пытался уволить бабушку.
А когда сын пошел в первый класс, я не планировала ни сессий, ни тренингов. Стала заниматься методическими, маркетинговыми вопросами, которые можно решать из дома. Мне было важно адаптировать ребенка к школе, встретить его после уроков. Я решила, что сейчас мамой хочу быть больше, и научилась работать в коротком временном интервале. Мы с сыном договариваемся: ты час играешь, читаешь книжки, я работаю. Потом мы час играем вместе. И за это время я могу столько всего успеть!
С Сергеем мы часто путали роли, ругались дома по рабочим вопросам. Сейчас нам удалось договориться, что, когда мы как бизнес-партнеры друг с другом не согласны, это не должно влиять на наши отношения как мужа и жены.
- О чем вы мечтаете?
С. Б.: Мечтаю, чтобы в России строилось как можно больше бизнесов со смыслом. Чтобы люди гордились своей страной и каждый делал все, чтобы она стада еще лучше, сильнее, светлее. Хотим, чтобы с помощью наших проектов таких людей было большинство.
В. Б.: Первая моя мечта - чтобы в нашей стране было больше фасилитирующих лидеров, для которых люди - это люди, а не подчинённые, не шестерёнки, для которых совещания - это возможность обсудить, поговорить, задать вопрос и услышать ответ. Я верю: за ними будущее, потому что в странах, которые сейчас успешно развиваются - Сингапур, Китай, Япония, Америка, - таких лидеров очень много.
Второе - я выросла в Советском Союзе и считаю, что сейчас Россия - страна расхлябанных лентяев. У нас самое большое количество выходных дней. Трудяжек тоже много, но им не удается все вытащить на себе. И я мечтаю, чтобы Россия стала страной первого мира, но для этого надо упорно трудиться. Хочу, чтоб мы стали “улыбчивыми трудяжками” и получали удовольствие от результативного труда.
Слово экспертам
Анатолий Морозов: Воспринимать жалобу как «подарок» и проблему как «бриллиант»
Когда на «Мясоперерабатывающем заводе «РЕМИТ» начали внедрять новый инструмент – TWI, обучение на рабочем месте, вскрылось много затруднений. Их требовалось преодолеть, потому что было необходимо менять производственную культуру. Ведь лю...
Слово экспертам
Семейные ценности и детские книги
Мы продолжаем воспитывать детей на историях, на которых росли наши предки. Но жизнь изменилась, и ценности тоже изменились.
Слово экспертам
Основные роли в коллабе
Коллаб - это о том, что в эффективной компании сотрудники становятся партнерами, умеющими договариваться, максимально эффективно распределять роли и добровольно брать на себя те или иные зоны ответственности. Управление, при котором не т...
Слово экспертам
Стратегия трансформации: учёт противоречий между будущим и настоящим
Одно из ключевых достижений технологии вовлечения ToP - трансформационные изменения, осознанная смена парадигмы в управлении, в сознании сотрудников. Эта статья была написана Биллом Степлзом для форума по трансформационной стр...
Слово экспертам
Как формировать команду
Современный мир развивается так быстро и технологии копируются так просто, что конкурировать уникальным продуктом становится все труднее, а в некоторых нишах вообще невозможно. Успех компаний все больше и больше зависит от людей, которые...
Слово экспертам
Как работает agile на государственном уровне
Agile придумали практичные программисты. Они вовремя поняли, что идеальные продукты создают команды самостоятельных профессионалов, которым не нужны регламенты, руководители-контролеры и четкие последовательные процедуры работы. В этих к...