Мосигра - история успеха

Опубликовано в № от 17.04.24
Колесо стремительно закрутилось. Спустя четыре месяца после открытия иЭтот бизнес вырос из идеи креативного, авторского новогоднего подарка. Еще в 1970-х студенты и преподаватели МГУ придумали настольную игру «Шакал». А в 2008-м Дмитрий Кибкало и Дмитрий Борисов придумали оформить ее авторскими тематическими иллюстрациями и превратить в эксклюзивные презенты. Нужно было всего 20 штук, но производители-полиграфисты согласились изготовить минимум 100 экземпляров. Борис с женой Ириной потратили на эти подарки около полумиллиона рублей личных средств и, конечно, не готовы были оставить коробки на антресолях. Деньги нужно было вернуть в семейный бюджет, а розничные магазины не хотели брать незнакомую игру на реализацию. Тогда они открыли небольшой семейный интернет-магазин. За два месяца вернули первоначальные вложения и твердо решили, что их бизнес-игра должна выйти на новый уровень.

Колесо стремительно закрутилось. Спустя четыре месяца после открытия интернет-магазина, появилась первая оф-лайн точка продаж, ассортимент расширился до 100 наименований. Тогда это были игры других производителей. Впрочем, предприниматели не собирались ограничиваться продажей чужой продукции. Две семьи Кибкало и Борисовы ночами на кухне придумывали, разрабатывали и производили собственные авторские игры, расширяли ассортимент, открывали новые магазины. В 2010 году их было шестнадцать, в 2012 уже семьдесят.Спустя пять лет эти ребята контролировали 12-15% рынка настольных игр России, а оборот «Мосигры» составил более шестисот миллионов рублей.

Сегодня «Мосигра» выпускает порядка 80 наименований собственных игр, продает качественные популярные наборы партнеров и даже разрабатывает и изготавливает эксклюзивные ограниченные серии игр для корпоративных заказчиков тиражом от одного экземпляра.

Супруга Дмитрия Кибкало Ирина была и остается музой этого проекта. Наше интервью с ней о бизнесе, жизни, игре и гармонии.

 - Ирина, расскажите, как начиналась "Мосигра",  можно ли назвать компанию семейным проектом?

Мосигра – изначально абсолютно семейный бизнес. Мы начинали вчетвером: семья Кибкало и семья Борисовых. Дима занимался сайтом, я делала фотографии и описания к играм, Наташа отвечала на звонки, Борисов занимался доставками. Но по большому счету все делали всё. Мы пробовали и экспериментировали. Например, однажды решили, а почему бы не написать, что интернет-магазин работает круглосуточно? (Быстро пришлось отказаться от этой идеи). Сейчас это все кажется очень романтичным. Да и тогда казалось. Нас драйвило то, что мы делаем. Дома повсюду лежали горы игр. Я брала с собой в отпуск чемодан с играми и снимала по ночам, когда уложу детей спать. Мы собирались у нас на кухне и строили грандиозные планы. Ну и, конечно, очень много играли.

Помню, однажды сидели вчетвером и играли в новую игру «Мистер Х», вдруг звонит клиент и говорит, что хочет срочную доставку и именно этой самой игры. Киба с Борисовым сорвались и повезли заказ куда-то на другой конец Москвы. (Мы тогда уже решили, что клиент всегда прав. Даже в 11 вечера.) В общем, романтика…

 - «Мосигра» - динамично развивающаяся компания, в том числе в периоды кризисов. Несомненно, это говорит о правильной и эффективной стратегии. Принимаете ли вы активное участие в разработке стратегии компании?

 То, что мы действительно сделали правильно, – выбрали удачную нишу. Игры – сравнительно дешевое развлечение. Когда у людей из-за кризиса становится меньше денег на аутдор-развлечения, они вспоминают, что можно ходить в гости, общаться, играть в игры… Словом, когда мы только открылись, кризис сыграл нам на руку.

Сейчас все сложнее, потому что «Мосигра» – большая компания, и факторов, влияющих на успех, стало больше. Как и людей, которые принимают решения. Но итоговое слово всегда  за Димой.

 - Вы предпочитаете принимать активную позицию в вопросах бизнеса или больше позиционируете себя как советчика?


У нас в компании главный человек – это мой муж Дима Кибкало. Он отвечает за все и принимает решения. Если решение принято, с ним бесполезно спорить. И это тот момент, за который я его уважаю: не так много людей, способных брать на себя ответственность. И доводить дело до конца. Это ценно. Но ДО того, как принято окончательное решение, мы обсуждаем, спорим, нащупываем разные варианты. Поскольку я не занимаюсь непосредственно управлением, то могу взглянуть на ситуацию со стороны, подсказать какое-то решение, которое не приходит в голову, когда ты «внутри» проблемы. Или задать правильный вопрос – иногда это то, что нужно, чтобы все в голове встало на места.  

И еще я в компании – генератор идей. У меня их всегда много. Главное – заразить окружающих и скорее приступить к реализации.

 - Многие говорят, что в бизнесе сохранить женственность нелегко, потому что это война на мужской территории по мужским правилам. Как вы относитесь к этому высказыванию?

Для мужчин – да, возможно, бизнес – это война, ну или как минимум жесткая конкуренция. Где «или ты, или тебя». Хотя в последние время стратегии win-win срабатывают все чаще. Для женщины – ну нет, я бы не сказала. С мужчинами воевать бессмысленно, они все равно сильнее. Можно быть заодно, и тогда вы оба в выигрыше. 
Из того, что я вижу: в бизнесе успешен тот, кто обладает определенным набором качеств, так получилось, что все они «мужские». Сила, ответственность, уверенность в себе, воля, целеустремленность и самоорганизованность. Мужчинам все это дается легче.  Женщины, как правило, сильнее в другом: креатив, спонтанность, умение не зацикливаться на одной теме, найти компромисс. И тут воевать или конкурировать друг с другом нет смысла. Я за синергию. Но лучше об этом почитать у Шекспира… (смеется)

 - Ирина, Вы принимали участие в дискуссии "Семья со смыслом" на форуме "Бизнес со смыслом - 2018". Какие-то моменты оставили особое впечатление?

Дискуссия показала, что эта тема интересна многим. И это еще раз говорит о том, что аудитория «Бизнеса со смыслом» – особенная. Обычно говорят или о бизнесе, или о семье, и никто не совмещает эти два понятия, не разбирается: а что там, на стыке? Странно: ведь и то и другое – большАя часть нашей жизни. Я рада, что Виктория затронула эту тему. Семья – это такое же «дело», как и «свой бизнес». Здесь так же важно быть с «партнером» (мужем) на одной волне, чтобы транслировать одинаковые ценности «сотрудникам» (детям). От этого зависит «командный дух» и атмосфера в «компании». Вы можете выстроить иерархическую систему или, возможно, ваша семья будет «бирюзовой»…

Это шуточная аналогия, конечно, но, если ее отслеживаешь, можно привнести много полезных фишек из бизнеса в семью и наоборот. «Бизнес, как велосипед: остановишься – упадешь», - говорил Генри Форд. В семье это работает на 100%. Если ты круто выстроил процессы, и все идет «само собой», живи и наслаждайся. Но чаще все-таки приходится крутить педали. И много-много работать и вкладываться. И в семью, и в бизнес.

- В течение дня вы можете выполнять огромное количество ролей. Как удается успешно "лавировать" среди многочисленных задач?

Мы все каждый день играем много ролей: мама, жена, сотрудник, собственник бизнеса, водитель авто, сосед. Все это – вопрос распределения приоритетов. И планирования, конечно. Я люблю списки. Каждый вечер пишу список дел на следующий день.  И тут главная задача – уместить в сутки то, что я себе напланировала, потому что хочется успеть все. Получается не всегда, вернее почти всегда не получается. Но главное – выполнить главное. Правило, которое мне очень помогает: «Можешь не делать – не делай!». Это про делегирование. А еще: «Получай удовольствие от того, что ты делаешь!». Если тебе не доставляет радости работать мамой-такси и развозить детей по кружкам, если это тебя выматывает и злит – можно нанять водителя. Если, наоборот, это ваше семейное время с детьми, вы обсуждаете школьные новости или слушаете любимую музыку в дороге, а потом ты ждешь ребенка в кафе и за чашкой кофе делаешь английский или пишешь статьи – короче, проводишь время с пользой и наслаждаешься, то зачем вам водитель?  У меня было и так, и так. И в разное время разные решения срабатывали.  

В каждый момент времени мы принимаем решение: на что его потратить. Я стараюсь тратить на то, что я люблю и что мне важно. Не всегда получается, но я пока не волшебник, я только учусь (улыбается).

 - В чем вы черпаете ежедневную энергию?

Я точно знаю, что если начать день со спорта, то я много всего успею и смогу! Получается не всегда, но я к этому стремлюсь. Меня очень драйвит работа. А вернее, возможности, которые она дает. Круто, когда что-то получается! Я до сих пор удивляюсь и радуюсь, когда встречаю на улице людей с пакетом «Мосигра». Каждый раз мысль: значит, это кому-то нужно! Значит все не зря, и мы все делаем правильно!

А еще, может, это прозвучит странно, но сил мне придает одиночество. Спокойно посидеть в кафе и выпить вкусный кофе, или просто побродить по городу – для меня очень и очень ценно и ресурсно! Это, наверное, осталось с «мамских» времен, когда на твое время постоянно кто-то претендует. И хоть он маленький и любимый, но постоянно находиться в состоянии доступа – психологически сложно. Поэтому я очень ценю возможность побыть одной – почитать, пописать, подумать, посмотреть кино.

- Какова ваша роль как музы и вдохновительницы Дмитрия?

Я сначала хотела поулыбаться и отшутиться. Но потом решила отнестись к вопросу серьезно. 

Что важно для музы: слушать и задавать вопросы. При этом не перетягивать одеяло на себя. Понимать, что его победы – это твои победы. А еще мечтать. Вместе и по отдельности. Много. Обо всем. Ну и последнее: не забывать праздновать победы. И хвалить. Его и себя. Это если кратко. Инструкция для муз (улыбается).

Прямо сейчас задумалась над этим словом: вдохновение. Inspiration. Вдохновлять – значит одухотворять, вселять смысл в то, что ты делаешь. Тут мы с вами, БСС, коллеги. Если у тебя есть свой личный смысл, то ты делаешь дело с вдохновением. И не удивительно, что тогда все получается.

Скоро я стану дипломированным коучем и буду делать это профессионально, тогда смогу подробнее рассказать, как «правильно» вдохновлять людей.

 - «Мосигра» - постоянный партнер проекта "Бизнес со смыслом",  чем вам созвучен проект?

Бизнес ради денег – это слишком просто. И скучно. Я за смыслы и за осознанность.

Одна из ролей в «Мосигре» – задавать вопросы. Иногда оказывается, что человек бьется над какой-то задачей, не понимая зачем? Что именно для него важно? Что делает его счастливым? И наоборот, если ты занимаешься действительно «своим» делом, то решения приходят сами собой.

Проект «Бизнес со смыслом» заставляет задавать себе такие вопросы и искать на них ответы. Не секрет, что на форум «Бизнес со смыслом» приходят за вдохновением и за тем самым смыслом. Когда ты смотришь на людей, которые нашли то, что их зажигает, это заводит. И это вызов.

Кроме того, я ценю и выделяю форум БСС из всех, потому что здесь общаешься не только на уровне инструментов и компетенций. А на уровне идей и смыслов. Это ой как ценно.

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

Интервью с Борисом Дьяконовым

17 апреля 2419

«Дело не «пробовании» идей из разных книг, а в постоянном поиске ответа на вопрос: не фигню ли я сделал?»  - основатель «Точки» Борис Дьяконов поделился философией и смыслом своего пребывания в бизнесе

Вдохновляющие истории

интервью с Денисом Котовым

17 апреля 2499

7 лет, 120 магазинов – и это не предел. В беседе в рамках проекта «Бизнес со смыслом» Денис Котов, основатель и генеральный директор сети книжных клубов «Буквоед», рассказал, почему хочет, чтобы Россия вновь стала читающей страной, а так...

Вдохновляющие истории

Эко-ивенты и эко-просвещение Проекты со смыслом Елены Гороховой

17 апреля 8344

Она мечтает построить свое экопоселение и жить в нем с друзьями. И наверняка построит. А пока - eco-lifestyle, eco-просвещение, eco-бизнес. Вся жизнь с заботой об окружающей среде. Елена Горохова - в списке ста выдающихся людей России по...

Вдохновляющие истории

Интервью с Дмитрием Кибкало (Мосигра)

17 апреля 2540

Если вы еще не прочли книгу «Бизнес как игра», советуем бежать в магазин. Не просто интересно, но и очень полезно. Неслучайно она стала лауреатом премии «Лучшая деловая книга в России». Это и реальный опыт построения бизнеса, и дельные с...

Вдохновляющие истории

Аскона. хотим научить россиян правильно спать

17 апреля 2543

Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...

Вдохновляющие истории

Дать работу тем, кому ее не получить Социальная ответственность Анастасии Панеевой

17 апреля 6183

Ее дело - это красивый творческий бизнес, учебный центр и производство. Основное направление - это декор мероприятий: свадеб, детских праздников, семейных событий. Оформляет event-ы и фотозоны, придумывает стильную концепцию крупным кор...