Колесо стремительно закрутилось. Спустя четыре месяца после открытия интернет-магазина, появилась первая оф-лайн точка продаж, ассортимент расширился до 100 наименований. Тогда это были игры других производителей. Впрочем, предприниматели не собирались ограничиваться продажей чужой продукции. Две семьи Кибкало и Борисовы ночами на кухне придумывали, разрабатывали и производили собственные авторские игры, расширяли ассортимент, открывали новые магазины. В 2010 году их было шестнадцать, в 2012 уже семьдесят.Спустя пять лет эти ребята контролировали 12-15% рынка настольных игр России, а оборот «Мосигры» составил более шестисот миллионов рублей.
Сегодня «Мосигра» выпускает порядка 80 наименований собственных игр, продает качественные популярные наборы партнеров и даже разрабатывает и изготавливает эксклюзивные ограниченные серии игр для корпоративных заказчиков тиражом от одного экземпляра.
Супруга Дмитрия Кибкало Ирина была и остается музой этого проекта. Наше интервью с ней о бизнесе, жизни, игре и гармонии.
- Ирина, расскажите, как начиналась "Мосигра", можно ли назвать компанию семейным проектом?
Мосигра – изначально абсолютно семейный бизнес. Мы начинали вчетвером: семья Кибкало и семья Борисовых. Дима занимался сайтом, я делала фотографии и описания к играм, Наташа отвечала на звонки, Борисов занимался доставками. Но по большому счету все делали всё. Мы пробовали и экспериментировали. Например, однажды решили, а почему бы не написать, что интернет-магазин работает круглосуточно? (Быстро пришлось отказаться от этой идеи). Сейчас это все кажется очень романтичным. Да и тогда казалось. Нас драйвило то, что мы делаем. Дома повсюду лежали горы игр. Я брала с собой в отпуск чемодан с играми и снимала по ночам, когда уложу детей спать. Мы собирались у нас на кухне и строили грандиозные планы. Ну и, конечно, очень много играли.
Помню, однажды сидели вчетвером и играли в новую игру «Мистер Х», вдруг звонит клиент и говорит, что хочет срочную доставку и именно этой самой игры. Киба с Борисовым сорвались и повезли заказ куда-то на другой конец Москвы. (Мы тогда уже решили, что клиент всегда прав. Даже в 11 вечера.) В общем, романтика…
- «Мосигра» - динамично развивающаяся компания, в том числе в периоды кризисов. Несомненно, это говорит о правильной и эффективной стратегии. Принимаете ли вы активное участие в разработке стратегии компании?
То, что мы действительно сделали правильно, – выбрали удачную нишу. Игры – сравнительно дешевое развлечение. Когда у людей из-за кризиса становится меньше денег на аутдор-развлечения, они вспоминают, что можно ходить в гости, общаться, играть в игры… Словом, когда мы только открылись, кризис сыграл нам на руку.
Сейчас все сложнее, потому что «Мосигра» – большая компания, и факторов, влияющих на успех, стало больше. Как и людей, которые принимают решения. Но итоговое слово всегда за Димой.
- Вы предпочитаете принимать активную позицию в вопросах бизнеса или больше позиционируете себя как советчика?
У нас в компании главный человек – это мой муж Дима Кибкало. Он отвечает за все и принимает решения. Если решение принято, с ним бесполезно спорить. И это тот момент, за который я его уважаю: не так много людей, способных брать на себя ответственность. И доводить дело до конца. Это ценно. Но ДО того, как принято окончательное решение, мы обсуждаем, спорим, нащупываем разные варианты. Поскольку я не занимаюсь непосредственно управлением, то могу взглянуть на ситуацию со стороны, подсказать какое-то решение, которое не приходит в голову, когда ты «внутри» проблемы. Или задать правильный вопрос – иногда это то, что нужно, чтобы все в голове встало на места.
И еще я в компании – генератор идей. У меня их всегда много. Главное – заразить окружающих и скорее приступить к реализации.
- Многие говорят, что в бизнесе сохранить женственность нелегко, потому что это война на мужской территории по мужским правилам. Как вы относитесь к этому высказыванию?
Для мужчин – да, возможно, бизнес – это война, ну или как минимум жесткая конкуренция. Где «или ты, или тебя». Хотя в последние время стратегии win-win срабатывают все чаще. Для женщины – ну нет, я бы не сказала. С мужчинами воевать бессмысленно, они все равно сильнее. Можно быть заодно, и тогда вы оба в выигрыше.
Из того, что я вижу: в бизнесе успешен тот, кто обладает определенным набором качеств, так получилось, что все они «мужские». Сила, ответственность, уверенность в себе, воля, целеустремленность и самоорганизованность. Мужчинам все это дается легче. Женщины, как правило, сильнее в другом: креатив, спонтанность, умение не зацикливаться на одной теме, найти компромисс. И тут воевать или конкурировать друг с другом нет смысла. Я за синергию. Но лучше об этом почитать у Шекспира… (смеется)
- Ирина, Вы принимали участие в дискуссии "Семья со смыслом" на форуме "Бизнес со смыслом - 2018". Какие-то моменты оставили особое впечатление?
Дискуссия показала, что эта тема интересна многим. И это еще раз говорит о том, что аудитория «Бизнеса со смыслом» – особенная. Обычно говорят или о бизнесе, или о семье, и никто не совмещает эти два понятия, не разбирается: а что там, на стыке? Странно: ведь и то и другое – большАя часть нашей жизни. Я рада, что Виктория затронула эту тему. Семья – это такое же «дело», как и «свой бизнес». Здесь так же важно быть с «партнером» (мужем) на одной волне, чтобы транслировать одинаковые ценности «сотрудникам» (детям). От этого зависит «командный дух» и атмосфера в «компании». Вы можете выстроить иерархическую систему или, возможно, ваша семья будет «бирюзовой»…
Это шуточная аналогия, конечно, но, если ее отслеживаешь, можно привнести много полезных фишек из бизнеса в семью и наоборот. «Бизнес, как велосипед: остановишься – упадешь», - говорил Генри Форд. В семье это работает на 100%. Если ты круто выстроил процессы, и все идет «само собой», живи и наслаждайся. Но чаще все-таки приходится крутить педали. И много-много работать и вкладываться. И в семью, и в бизнес.
- В течение дня вы можете выполнять огромное количество ролей. Как удается успешно "лавировать" среди многочисленных задач?
Мы все каждый день играем много ролей: мама, жена, сотрудник, собственник бизнеса, водитель авто, сосед. Все это – вопрос распределения приоритетов. И планирования, конечно. Я люблю списки. Каждый вечер пишу список дел на следующий день. И тут главная задача – уместить в сутки то, что я себе напланировала, потому что хочется успеть все. Получается не всегда, вернее почти всегда не получается. Но главное – выполнить главное. Правило, которое мне очень помогает: «Можешь не делать – не делай!». Это про делегирование. А еще: «Получай удовольствие от того, что ты делаешь!». Если тебе не доставляет радости работать мамой-такси и развозить детей по кружкам, если это тебя выматывает и злит – можно нанять водителя. Если, наоборот, это ваше семейное время с детьми, вы обсуждаете школьные новости или слушаете любимую музыку в дороге, а потом ты ждешь ребенка в кафе и за чашкой кофе делаешь английский или пишешь статьи – короче, проводишь время с пользой и наслаждаешься, то зачем вам водитель? У меня было и так, и так. И в разное время разные решения срабатывали.
В каждый момент времени мы принимаем решение: на что его потратить. Я стараюсь тратить на то, что я люблю и что мне важно. Не всегда получается, но я пока не волшебник, я только учусь (улыбается).
- В чем вы черпаете ежедневную энергию?
Я точно знаю, что если начать день со спорта, то я много всего успею и смогу! Получается не всегда, но я к этому стремлюсь. Меня очень драйвит работа. А вернее, возможности, которые она дает. Круто, когда что-то получается! Я до сих пор удивляюсь и радуюсь, когда встречаю на улице людей с пакетом «Мосигра». Каждый раз мысль: значит, это кому-то нужно! Значит все не зря, и мы все делаем правильно!
А еще, может, это прозвучит странно, но сил мне придает одиночество. Спокойно посидеть в кафе и выпить вкусный кофе, или просто побродить по городу – для меня очень и очень ценно и ресурсно! Это, наверное, осталось с «мамских» времен, когда на твое время постоянно кто-то претендует. И хоть он маленький и любимый, но постоянно находиться в состоянии доступа – психологически сложно. Поэтому я очень ценю возможность побыть одной – почитать, пописать, подумать, посмотреть кино.
- Какова ваша роль как музы и вдохновительницы Дмитрия?
Я сначала хотела поулыбаться и отшутиться. Но потом решила отнестись к вопросу серьезно.
Что важно для музы: слушать и задавать вопросы. При этом не перетягивать одеяло на себя. Понимать, что его победы – это твои победы. А еще мечтать. Вместе и по отдельности. Много. Обо всем. Ну и последнее: не забывать праздновать победы. И хвалить. Его и себя. Это если кратко. Инструкция для муз (улыбается).
Прямо сейчас задумалась над этим словом: вдохновение. Inspiration. Вдохновлять – значит одухотворять, вселять смысл в то, что ты делаешь. Тут мы с вами, БСС, коллеги. Если у тебя есть свой личный смысл, то ты делаешь дело с вдохновением. И не удивительно, что тогда все получается.
Скоро я стану дипломированным коучем и буду делать это профессионально, тогда смогу подробнее рассказать, как «правильно» вдохновлять людей.
- «Мосигра» - постоянный партнер проекта "Бизнес со смыслом", чем вам созвучен проект?
Бизнес ради денег – это слишком просто. И скучно. Я за смыслы и за осознанность.
Одна из ролей в «Мосигре» – задавать вопросы. Иногда оказывается, что человек бьется над какой-то задачей, не понимая зачем? Что именно для него важно? Что делает его счастливым? И наоборот, если ты занимаешься действительно «своим» делом, то решения приходят сами собой.
Проект «Бизнес со смыслом» заставляет задавать себе такие вопросы и искать на них ответы. Не секрет, что на форум «Бизнес со смыслом» приходят за вдохновением и за тем самым смыслом. Когда ты смотришь на людей, которые нашли то, что их зажигает, это заводит. И это вызов.
Кроме того, я ценю и выделяю форум БСС из всех, потому что здесь общаешься не только на уровне инструментов и компетенций. А на уровне идей и смыслов. Это ой как ценно.
Вдохновляющие истории
Old boys - ресторан в глухой деревне
В горах Краснодарского края, в 19 километрах от Красной Поляны есть небольшое село Медовеевка. Село как село. Примечательно разве что чистым воздухом да небывалой красоты пейзажами. Но мало ли в России таких селений, куда даже дороги нор...
Вдохновляющие истории
Андрей Левченко о бизнесе и о себе
Андрей Левченко, бизнесмен и бизнес-тренер, рассказывает о том, что такое «смысл», и почему нужно получать удовольствие от бизнеса, зачем нужно ехать в Казахстан на форум «Бизнес со смыслом», и о том, что быть самым умным — не лучший вар...
Вдохновляющие истории
Интервью с Андреем Кривенко
Доверять, не проверять и расширяться: генеральный директор и основатель сети магазинов «Избёнка» и «ВкусВилл» Андрей Кривенко о том, как выстроить признанное качество без единого регламента
Вдохновляющие истории
Pleneta.ru - краундфандинг в России, инструкция по применению
Среди участников форума «Бизнес со смыслом» есть бизнесмены, которые смогли запустить свой бизнес благодаря народному финансированию. Их проекты показались интересными и социально важными большому количеству людей, которые решили поддерж...
Вдохновляющие истории
Интервью с Натальей Ланцевич
Совладелец петербургской сети кофеен Double B Наталья Ланцевич никогда не видела в кофе-машинах и зернах просто маржинальность. Для нас, исследующих бизнесы со смыслом, слышать о таком восприятии своего дела уже не ново, но всегда радост...
Вдохновляющие истории
Александр Альперович, генеральный директор и основатель издательства Clever
За 7 лет существования детское издательство Clever выросло из маленького кабинета и троих сотрудников в серьезную компанию со своими традициями, дружной и творческой командой. За это время было выпущено 1350 книг общим тиражом 10 млн э...