Интервью с Натальей Ланцевич

Опубликовано в № от 26.04.25
Совладелец петербургской сети кофеен Double B Наталья Ланцевич никогда не видела в кофе-машинах и зернах просто маржинальность. Для нас, исследующих бизнесы со смыслом, слышать о таком восприятии своего дела уже не ново, но всегда радостно вновь и вновь встречать людей, ценящих что-то более высокое, чем сальдо. Наталья в буквальном смысле борется за правильное донесение философии мира кофе. Даже если это спешный утренний take away – в стаканчике должен быть правильный кофе. Она воспитывает персонал, прививая культуру обслуживания, технологии и манеры общения. Она воспитывает клиента, прививая вкус. Многогранный вкус настоящего напитка. Который хочется не вливать в себя ведрами, а суметь прочувствовать. В каждой чашке которого – забота о себе и неоспоримое качество услуги и продукта.

Практически на каждый наш вопрос Наталья Ланцевич отвечала с точки зрения ценностей. Поэтому начинать любой абзац можно было бы подзаголовком «Культура в…» Настолько  она сама и ее детище пропитаны осмысленностью. Так же, как самое лучшее утро может быть пропитано ароматом свежесваренного кофе.

И да, вот спойлер нашего интервью. Не ищите в ДаблБи американо. Его там нет.  Оказывается, что американо вообще не существует в мире ценителей кофе.

1fbd3a16fa0f32a88f9360930a979fda.jpg

Знать значит заботиться

Основатель бизнеса Анна Цфасман нередко приводит пример: если вам принесли горсть ягод, можно их рассмотреть и выбрать спелые. Когда вы едите варенье – разглядеть каждую ягоду сложнее. Так и с кофе.

Поэтому мы хотим знать, что за зерна предлагаем своим клиентам – где они выросли, кто собрал, как обжаривали, кому продавали и за сколько. Что лежало в основе, таким и будет в итоге вкус. Это отдельная культура. Зная все этапы и видя итог, мы заботимся о себе, потребляя только то, в чем уверены.

Экономика внутри нас

Когда я 3,5 года назад впервые встретилась с Анной, даже не предполагала связывать себя с таким направлением. Просто хотелось стартовать свой бизнес. Моим критерием было направление: то, что я буду делать, людям должно быть нужно каждый день. О том, что я его нашла, стало ясно с первой чашки кофе. Так все и началось.

Вот какой был расчет: 5 тысяч друзей на Facebook. Примерно 100 человек из них обязательно доверятся моему вкусу.

Дальше стало очевидна потребность в настоящей команде, которая разделит мое отношение к делу: не просто кофе людям наливать, а делать свое дело осмысленно.  

По моему мнению, если решать задачу только на уровне маржинальности – закуплено столько, реализовано столько, надо продавать вот столько – не получится. Есть что-то большее. Команда знает, что я работаю с ценностями: внимание, чистота, качество. Речь не только о внешней атрибутике. Могу уволить человека за тотальный негатив, ведь он своим состоянием влияет и на продукт, и на коллектив, создавая искаженную картинку для гостя.

Я научила команду понимать, что к нам идут не за чашкой кофе – за атмосферой.  И когда она создана как подобает, продажи сразу растут.

Не могу сказать, что пришла к такому видению моментально, был личный переход с одного уровня понимания себя на другой. Так, падение выручки обычно связывают с ситуациями на рынке, внешними условиями. Я же думаю, что оно свидетельствует о необходимости пересмотра собственной картинки настоящего.

Философия кадровой политики

У нас очень сильная корпоративная культура: люди команды априори должны интересоваться и любить то, что делают. Это как процесс посвящения в новый культурный мир.  

Ребятам всегда говорю, что есть кофевары, а есть – бариста. То есть бывают те, кто знают технологию, и те, кто разделяют философию. Например, история с приготовлением кофе – ритуал. Настраивать помол, пробовать, чувствовать. Как идеальный сомелье, который способен безошибочно подобрать нужное вино.

4563ac2ae0b9f95f0d58f28294209212.jpg

Места и местечки

30% клиентов берут кофе с собой. Поэтому бизнес-консультанты рекомендуют закрыть ту или иную точку – невыгодно. Тренд не содержать «место», а открывать «местечки». Но я уже говорила и повторюсь снова – люди не просто хотят купить у нас кофе. Переступая порог, они погружаются в другую атмосферу.  В итоге сейчас на бегу кофе с собой, но за эти 3 минуты сформировано желание вернуться и неспеша оценить происходящее.  Эффект не совсем экономический, эффект – синергетический. По моим наблюдениям, привыкание к месту происходит примерно за полгода. Замечают, оценивают, возвращаются.

От арифметики к смыслам. И наоборот

Зарплата в ДаблБи на 30-40% выше рынка. Она может дать возможность сотрудникам обеспечить себя, но современная молодежь не заточена просто на материальные ценности. И я восхищаюсь ими за такое отношение к жизни. Они жаждут путешествий, хорошего вина, отличных велосипедов, новых книг и знаний. И поэтому даже наша более высокая, чем везде, зарплата, не всегда может позволить им приобретать и испытывать разом все.

Мы стали платить больше, потому что однажды стало очевидным: это у меня космические смыслы в голове, а ребятам не хватает на проезд. Стандартная история, когда руководители витают в высоких материях, а коллективу элементарно неудобно в туалет ходить, не на что дожить в конце месяца, негде поесть на работе. Так начинаются сплетни, недовольства. Так было и у меня. Поэтому мы ушли от практики собраний к встречам. Мы общаемся о том, чего им хочется, что вообще происходит. Не сразу, но примерно с 5-7 раза открывается правда.

Уровень зарплаты стал выше, но и требую я теперь по-другому. Как штрафовать, даже на 100 рублей, зная, что для сотрудника – это запланированные деньги на метро? И как я скажу управляющему оштрафовать, а он потом должен ребятам в глаза смотреть. Конфликт в таком случае неизбежен.

Вот когда мы разобрали все детально, стало понятно: я не доверяю им, они – мне. И как такой командой шагать в светлое будущее? Тем более, озлобленными и на голодный желудок, но вроде как с иллюзией смысла в глазах.

Нет, мне не хотелось выдавать желаемое за действительное, ведь двигаемся-то мы вместе. Я одна никуда не дойду. Можно сколько угодно расхваливать бизнес, но он такой потому, что мы команда. История лишь в том, чтобы определиться, с кем идти и с кем - нет.

Вот так однажды мы услышали друг друга. Выяснилось, что ребятам от меня нужна забота –  наладить питание на точках – не ресторанное, просто скороварки купить, изменить подход к оплате…и сразу стало возможно говорить о смысле. Ведь, согласитесь, сложно мечтать, когда ты голоден.

За свои деньги бариста не только обслуживает, но моет посуду, следит за кофе, за своевременностью заказа десертов, иногда моет пол, содержит в чистоте туалет. Выходит, что атмосферу семейности мы рождаем тем, что нет менеджера, администратора, уборщицы и мойщицы. Бариста сам за все в ответе. Чужого ничего и никого нет.

bb759e5f5eea07d0671aa6306ef3621d.jpg

Кроме того, такой подход позволил прийти к уровню продукта, который сегодня предлагает ДаблБи. Почему многие кафе не могут позволить себе подобного? Нанимая много персонала, растет ФОТ. У нас такого нет. Покупая дорогой продукт, увеличивается его себестоимость. У нас же за счет оборотности и количества точек она снижается. Другим кафе нужно тратиться на дорогое оборудование: они просто не сварят столько чашек кофе, сколько сварят в наших кофейнях. Модель сложилась по-иному. И дала возможность предлагать высококачественный продукт клиенту каждый день.

Про диалог с клиентом

Ты сам готовишь, сам следишь за гостями. Поэтому очень важны коммуникации с клиентами.

Вот например: бариста нахамил кому-то и решил скрыть. Или отшил без объяснений словами «нет у нас американо!». Думаете, получится замолчать? Нет. Человек тут же написал в соцсетях все, что думает. Лично я в этот миг всегда испытываю радость и к ней же приучаю команду. Ведь если люди высказались, значит заботятся о сохранении той культуры места, к которой привыкли. Произошло что-то, что вызвало резонанс, то есть,  клиенту не все равно.

Ответственность дороже денег

У нас есть внутренне правило – не наливать одному клиенту больше 2 чашек кофе.  Честное слово, третью не стану делать. Подход такой: вы выпьете и третью, и четвертую. Но потом можете почувствовать себя плохо. Я не хочу, чтобы гости чувствовали себя плохо от нашего продукта. Потому что он качественный. И не надо брать его объемами.  

Вы за разговором можете не заметить, как на автомате зальете в себя 2-3 чашки. А потом тахикардия. А вместе с тем, если следить за тем, что вы едите, что пьете и употреблять только отличные продукты, не захочется их тоннами. В случае с кофе – многогранный вкус заменяет необходимость пить по 7 кружек в день. Это и есть культура.

Мы ее воспитываем. Например, не предлагая людям сахара. Поначалу его и пирожных вообще не было – чтобы чувствовали настоящий вкус кофе. Сама сейчас не верю, но в итоге создавали культурный прецедент. Люди удивлялись: кто-то требовал, а кто-то учился прочувствовать. Сегодня у нас есть и сахар, и пирожное, но именно по ним я могу понять – новичок ли зашел в кофейню или бывалый клиент.

e96eaa83f0293eb584f056d3d667310c.jpg

Но американо мы все равно не наливаем. Потому что нет такого напитка. У всякой музыки есть своя партитура. И в нашей нет звучания с названием «американо». Почему? Потому что он всегда будет получаться разный, нельзя унифицировать. А есть всемирные стандарты. Например, у эспрессо должна быть определенная концентрация, сочетание температуры и количества жидкости. Есть стандарты правильного капуччино - какая должна быть пена, как она смешивается с молоком и в какой пропорции. Классический капуччино на вкус как подтаявшее мороженое, должен питься буквально одним равномерным глотком. А какой стандарт может быть у американо? Вот поэтому у нас его и нет. И не просите, пожалуйста, бариста сделать американо – он получит штраф за нарушение технологии смешивания эспрессо с кипятком.

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

Интервью с Андреем Кривенко

26 апреля 5649

Доверять, не проверять и расширяться: генеральный директор и основатель сети магазинов «Избёнка» и «ВкусВилл» Андрей Кривенко о том, как выстроить признанное качество без единого регламента

Вдохновляющие истории

Евгения Белонощенко о школе Белая ворона

26 апреля 4492

Школа «Белая ворона» - это история о том, как человек ищет и находит свое предназначение, хотя, казалось бы, все уже давно предопределено. Евгения Белонощенко по образованию экономист, дочь успешных самарских предпринимателей. Родители б...

Вдохновляющие истории

Интервью с Борисом Дьяконовым

26 апреля 3561

«Дело не «пробовании» идей из разных книг, а в постоянном поиске ответа на вопрос: не фигню ли я сделал?»  - основатель «Точки» Борис Дьяконов поделился философией и смыслом своего пребывания в бизнесе

Вдохновляющие истории

Аскона. хотим научить россиян правильно спать

26 апреля 3801

Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...

Вдохновляющие истории

Ясно поле: как устроен семейный бизнес

26 апреля 3745

Продолжаем беседу с владельцами экопарка Ясно Поле Дмитрием и Региной Черепковыми. Узнаем о  делегировании ответственности, о работе с людьми, которым хочется доверять, поговорим о распределении ролей в семейном бизнесе, о том,...

Вдохновляющие истории

интервью с Денисом Котовым

26 апреля 3674

7 лет, 120 магазинов – и это не предел. В беседе в рамках проекта «Бизнес со смыслом» Денис Котов, основатель и генеральный директор сети книжных клубов «Буквоед», рассказал, почему хочет, чтобы Россия вновь стала читающей страной, а так...