В настоящее время модерация и фасилитация, на наш взгляд, объединились, что привело к формированию универсальной технологии, позволяющей решать самые разнообразные задачи.
Модерация/ фасилитация – это помощь группе в принятии решения с помощью определенных технологий управления процессом обсуждения.
Они предполагают использование одинакового, либо очень близкого инструментария, и направлены на мотивацию участников, обеспечение их максимальной включенности и вовлеченности, формирование у группы ответственности за достижение итоговых договоренностей и их последующую реализацию.
Модерационная/ фасилитационная сессия – это отлично организованная и структурированная встреча, где ее ведущий (модератор/ фасилитатор) проводит группу через серию заранее подготовленных шагов, с помощью которых участники обязательно достигают результата, созданного, понятого, принятого каждым из них.
При этом крайне важно, что ведущий такого процесса сохраняет абсолютную нейтральность и не имеет возможности влиять на содержательную составляющую. Ведущий (фасилитатор или модератор) является ответственным за процесс, т.е. правила, регламент и т.д. и формат результата (план, стратегия, ценности и пр.) Содержание всегда дает группа.
Теперь, когда мы определились с тем, что в современном мире модерация и фасилитация по сути своей являются одним и тем же, говорить о разнице между фасилитатором и модератором не стоит.
Фасилитатор/ модератор - это профессионал, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет участникам сессии сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Фасилитатор превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий. Он помогает понять общую цель, поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели. Для группы фасилитатор – это:
Отдельно стоит поговорить о том, кто такой тренер.
Прежде всего, важно понять, что фасилитация и тренинг служат для достижения различных целей.
Цель фасилитации - помочь группе прийти к результату, опираясь на собственный опыт участников.
Цель тренинга –создать базу для формирования того или иного навыка, передать знания и опыт участникам, научить применять полученную информацию на практике.
Тренер, в отличие от фасилитатора или модератора ВСЕГДА отвечает и за процесс и за содержание. Но главное отличие тренера от фасилитатора заключается в том, что тренер ДОЛЖЕН обладать экспертизой в той области, в которой он проводит обучение. И он ИМЕЕТ ПРАВО на трансляцию этой экспертизы группе.
Вместе с тем, в процессе работы тренер может принимать разные роли. Если уровень знаний и опыта участников минимален, то тренер становится для них учителем/ преподавателем. Если же группа обладает высоким уровнем знаний, то тренер может переходить в роль фасилитатора, помогая участникам аккумулировать свои знания и выработать общее решение того или иного вопроса.
Проиллюстрировать изменение роли тренера можно так:
Фасилитация для лидера
Как транслировать правила игры так, чтобы их выполняли и о них не забывали
«Где можно ознакомиться с регламентами Вашей компании?», - этот вопрос мы часто задаем во время проведения диагностики. В ответ слышим, что они хранятся в пыльном шкафу, общих папках или далеком разделе корпоративного портала SharePoint....
Фасилитация для лидера
Чек-лист подготовки к совещанию
Идея Ингрид Бенз, перевод Вероника Мартынова Вам предстоит провести первое в жизни совещание. Или, возможно, Вы имеете в этом большой опыт, но пока не все совещания проходят с запланированными результатами. А, может, Вам хочется, чтобы ...
Фасилитация для лидера
Онлайн-протоколирование
Вам, наверняка, приходилось хотя бы один раз (для многих, конечно, гораздо чаще, если не постоянно) участвовать в совещании, которое проходило примерно следующим образом. В ходе совещания издается множество указаний и ...
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 1. Интерес
Фундамент любой команды - ИНТЕРЕС. Для того, чтобы выйти из зоны комфорта, а командная работа - это всегда выход из "теплого уютного болота" человеку важно понимать, зачем ему это нужно. В данный момент у него/нее голова забит...
Фасилитация для лидера
Модерация и фасилитация
Раньше между этими понятиями действительно была разница. Модерация возникла как способ сбора общественного мнения в ситуации, когда стандартные опросы не помогали. Т.е. первично это был инструмент, позволяющий узнать точку зрения каждого...
Фасилитация для лидера
В поисках смысла. Как создать идеологию?
В рамках проекта «Бизнес со смыслом» мы с Сергеем Бехтеревым выступаем как исследователи, наблюдатели или даже аккумуляторы внешнего опыта успешных российских компаний. Как вы наверняка уже поняли, проект подразумевает изучение истории о...