“The past is approved, the future is open and the present is a gift”
[Жизненное кредо Мартина Гилбрейта]
Мартин Гилбрейт - сертифицированный профессиональный фасилитатор (CPF), почетный член Международной ассоциации фасилитаторов IAF, экс председатель Международной ассоциации фасилитаторов IAF. Партнёр ICA Великобритания. С 1986 года занимается фасилитацией и преподает ICA ToP - систему методов и инструментов для вовлечения групп в эффективное решение самых разнообразных задач.
Сейчас Мартин Гилбрейт ведёт профессиональную деятельность как независимый фасилитатор, тренер и консультант.
27-28 мая 2015 года Мартин Гилбрейт провёл в России 1 этап большой обучающей программу для менеджеров, руководителей, собственников и инвесторов компаний, начинающих и опытных консультантов и тренеров, фасилитаторов, HR-менеджеров, для лидеров проектных групп и всех, кто работает с командами - "Методы вовлечения в группе: метод фокусированного обсуждения и мастерская консенсуса"!
Мы задали Мартину несколько вопросов о фасилитации, о её роли в формировании сильных команд, о её влиянии на управляемость бизнеса.
- В чем разница между фасилитацией и регулярным менеджментом? В чем ключевое преимущество фасилитации для менеджеров и сотрудников?
- Фасилитация – это довольно широко и свободно употребляемый термин. Слово «фасилитация» произошло от латинского «facile», что означает «облегчать». Соответственно, фасилитатор – это тот, кто облегчает что-то другим людям.
Классическое определение фасилитации от Роджера Шварца:
«Групповая фасилитация – это процесс, в котором человек, чья кандидатура согласована и принята со всеми участниками группы, занимающий нейтральную позицию, не влияющий на процесс принятия решений, выступает диагностом и посредником с целью помочь группе улучшить работу над проблемами, процессом принятия решений, способствуя повышению эффективности взаимодействия».
Выделю три ключевых принципа роли фасилитатора в сравнении с ролью менеджера:
1. Фасилитатор нейтрален по отношению к теме обсуждения или задаче - в этом его роль отличается от роли менеджера, который входит в состав группы, участвует в процессе принятия решений и зачастую несёт за них ответственность.
2. Фасилитатор выступает диагностом и посредником в группе. Он влияет на процесс, но не влияет на его содержание. Менеджер не может пригласить на работу фасилитатора, с кандидатурой которого группа не согласна.
3. Цель фасилитатора – увеличить эффективность работы группы. Он отвечает за достижение наилучшего результата работы группы, но не может привести группу к какому-то определённому предустановленному результату.
Многие менеджеры понимают, что необходимо обучаться более эффективному взаимодействию с персоналом, акционерами, партнерами, осознают необходимость инноваций и даже часто используют некоторые методы фасилитации в своей работе.
И, как правило, они не осознают, что эта деятельность является отдельной профессиональной отраслью - фасилитацией.
Например, услуги фасилитатора очень востребованы в спорных и сложных ситуациях, в которых участвует очень много заинтересованных лиц и их интересы различны, когда требуется высокий уровень креативности, и необходимо сформировать договоренности.
Фасилитация очень востребована, когда необходимо вовлечь первое лицо организации в обсуждение и свести к минимуму его влияние на результат групповой работы.
Если рассматривать в краткосрочной перспективе, то может показаться, что работа фасилитатора стоит дорого и оттягивает результат в сравнении с привычной иерархической системой назначения задач, планов, политических решений сверху. Но если ваши решения, планы и проспекты пылятся на полке, если они не оправдывают возложенных на них надежд, то, возможно, причина неудачи - то, что в их создании не участвовали люди, чей вклад имеет важное значение.
Для более обоснованных решений, для их успешного внедрения, для принятия во внимание максимального числа факторов риска, необходимо, чтобы в процессе принятия решений участвовало как можно больше сторон. Определить нужных участников – это лишь начало. Фасилитация позволяет достичь такого уровня обсуждения, когда все мнения услышаны, все точки зрения учтены.
Члены международной ассоциации фасилитаторов придерживаются этического кодекса IAF. Однако кодекс не предписывает однозначно, что делать и что не делать. Часто нам приходится сталкиваться с дилеммой в переговорах. Где проходит грань – этот вопрос зависит от этических установок и ценностей конкретного человека.
Я всегда заранее стараюсь обозначить профессиональные границы в переговорах с клиентом. В свои предложения для клиентов я включаю следующий текст:
«Будучи сертифицированным профессиональным фасилитатором, я гарантирую своим клиентам, что в своей работе я придерживаюсь этического кодекса IAF, а также обладаю всеми компетенциями профессионального фасилитатора".
В моей практике были случаи, когда мне приходилось явно обозначать этическую грань.
В одном из проектов после нескольких этапов переговоров с представителями местной власти я понял, что есть одна неявная цель планируемого события, о которой мне не говорили вслух. Открытой целью мероприятия было продемонстрировать различным заинтересованным сторонам опыт решения проблем в социально неблагополучном районе и спланировать дальнейшие совместные действия.
Скрытой же целью мероприятия, о которой мне потом рассказали шёпотом, было убедить участников в том, что подход сработал отлично, и нет смысла его рассматривать детально. Группу из 80 человек нужно было довести до принятия заранее установленного решения.
Я объяснил клиенту, что в этой ситуации как фасилитатор я не могу помочь. Согласно этическому кодексу:«Фасилитатор выступает в роли проводника процесса и не может влиять на содержание обсуждения».
Я объяснил клиенту, что моя помощь может заключаться в проектировании и проведении мероприятия, которое позволит участникам выразить их взгляды и предложения таким образом, чтобы они почувствовали, что их слышат и понимают, осознали значимость своего вклада в важное дело. Но я не могу заставить людей прийти к заранее принятому решению.
В другом проекте я выиграл контракт на фасилитацию большого события – серии консультаций на протяжении нескольких месяцев. На первой же встрече клиент стал настаивать на ускорении процесса для того, чтобы уложиться в более сжатые сроки. Я пояснил, что не могу гарантировать должное качество работы при таком ограничении. В этот раз мне также пришлось отказаться от контракта, поскольку кодекс гласит: «В наши обязанности входит недопущение вмешательства в процесс».
Основываясь на списке из 6 основных компетенций фасилитатора, который установлен Международной ассоциацией фасилитаторов, я расскажу вам о своем опыте и развитии после моей сертификации в 2008 году.
А. Создание отношений со-трудничества с клиентом
С 2008 года мне посчастливилось вместе с моими коллегами вести проект с самым крупным клиентом. В проекте принимало участие 90 менеджеров-практикантов, около 400 сотрудников и 1000 других заинтересованных лиц. В процессе работы с клиентом мы провели много предварительных встреч, и эта инвестиция в разъяснение деталей и построение доверия на старте оказалась неоценимым вкладом в успех всего проекта.
Этот проект позволил мне развить мои способности в достижении договоренностей и отношений сотрудничества с клиентами, коллегами-фасилитаторами и партнерами. Ключевым инсайтом стало понимание важности регулярных очных встреч с представителями нашей ассоциации и проектной командой клиента, а также личных встреч с первыми лицами компании клиента.
Б. Планирование релевантного группового процесса
После 2008 года я работал в качестве фасилитатора с организацией, испытывавшей трудности с образовательным процессом. Клиент хотел провести сессию планирования в формате вечеринки для того, чтобы вовлечь участников глубже, чем это возможно на обычной сессии планирования.
Итак, создание особенной атмосферы было ключевой задачей. Мы достигли цели с помощью игр, шариков, угощений, материалов для творчества, спланировав мероприятие совместно с клиентом.
В другом проекте мы работали с 60 академиками-исследователями. Ключевым условием было предусмотреть много времени и пространства для вовлечения участников в долгую, непринужденную дискуссию и углубленные обсуждения в маленьких группах.
Мы достигли цели, предоставив им помещение красивого и солнечного ботанического сада. Хотя мы и столкнулись с некоторым сопротивлением со стороны участников, которые были недовольны упрощением сложных вопросов, однако в итоге мы смогли привести группу к коллективному решению и успешно выполнили контракт.
В. Создание и поддержание вовлекающего окружения
После 2008 года я занялся развитием навыков и наращиванием своего опыта в виртуальной фасилитации, слушал соответствующие выступления IAF конференции и прошел 8-недельный виртуальный курс ToP-фасилитации. У меня было много возможностей попрактиковаться в виртуальном сотрудничестве. Теперь я профессионально владею набором виртуальных инструментов.
Я также поставил себе цель – глубже исследовать подходы к конфликтным ситуациям: я искал соответствующие конференции, читал книги по разрешению конфликтных ситуаций, практиковался в партнерских проектах с ICA:UK – развивая метод социальной трансформации.
Г. Сопровождение группы к результату
Я опробовал ряд новых инструментов и техник с 2008 года. Они включают в себя набор инструментов из курса организационной трансформации ICA, с которыми я познакомился в партнерстве с Биллом Степлзом на конференции в Оксфорде в 2009 году. Я успешно их применял в работе с клиентами ICA:UK.
Я адаптировал самые разные подходы и применял их в комбинации у разных клиентов, например, ToP, Open Space, фокусированное обсуждение, метод мирового кафе. Я адаптировал широко известный метод «ice-breaker», описал его и тем самым внес вклад в базу данных методов IAF.
Д. Построение и поддержание профессиональной базы знаний
С тех пор, как я присоединился к совету IAF и прошел CPF сертификацию в 2008, я перечитал все издания IAF Journal и IAF Handbooks и много другой профессиональной литературы. Я посещал по 2 IAF конференции каждый год. Моя деятельность в совете IAF помогла мне существенно расширить профессиональную сеть контактов, что очень ценно для моего профессионального развития.
Я стал интенсивнее использовать социальные сети, в особенности Twitter и LinkedIn, которые я очень ценю за обилие источников новых интересных материалов и возможность установления личных и профессиональных контактов. Я понимаю необходимость более методично и регулярно фиксировать этапы своего профессионального развития для того, чтобы в будущем я мог более легко и эффективно обновлять свою сертификацию. Я начал вести блог и надеюсь, что это очень поможет.
Сейчас, как фасилитатор-фрилансер, я хочу сфокусироваться на международных и гуманитарных проектах.
Е. Позитивное профессиональное отношение
С тех пор, как я начал использовать функционал рекомендаций в LinkedIn, я горжусь тем, что меня ценят за профессионализм и честность. Я одновременно рад и испытываю тревогу по поводу того, что я ушел с должности президента после 16 лет работы в ICA:UK ради карьеры в роли профессионального фасилитатора и тренера.
Я надеюсь, что появившееся свободное время я смогу посвятить размышлениям и обучению, исследованию новых возможностей и новых путей профессионального развития.
Слово экспертам
Личный бренд: из чего состоит образ эксперта в социальных сетях?
В нашем сознании прочно закрепилась связка «продюсер - шоу-бизнес». Чаще всего в нашей стране делали имя музыканты, актеры или политики, но понятие продюсирования гораздо шире. Почему о личном бренде не задумывался фермер, архитектор, бу...
Слово экспертам
Визуальные истории - ключ к сложным смыслам
В книге Эдварда де Боно о мышлении. Очень много интересных идей о мышлении. Одна из них о природе творчества. Де Боно считает, что логика не способна привести к творческим решениям. Она нужна только для обоснования решений, возникших либ...
Слово экспертам
10 главных впечатлений от США
Так получилось, что наша страна и США сейчас активно воспринимаются большинством россиян как враги. Активно навязывается образ США как "тупых американцев", "мировых полицейских" и алчных дельцов-финансистов. При этом ...
Слово экспертам
10 ингредиентов "вкусной" презентации на iPad
О креативности и инновациях не говорит только ленивый. Тем не менее позволю себе выделить ее в отдельный ингредиент.
Слово экспертам
Правила игры - история компании
“Правилам игры” в июне исполнилось 5 лет. Беседуем с Сергеем и Викторией Бехтеревыми о том, как начинался их бизнес со смыслом, заглядываем в будущее, осмысливаем ценности компании. Узнаем, как устанавливать правила игры в биз...
Слово экспертам
Обзор приложений на платформе Android для построения интеллект-карт