Как улучшить отношение сотрудников к организации

Опубликовано в № от 2.07.25
Для того, чтобы сформировать новое мышление сотрудников в отношении той или иной составляющей организации, мы используем алгоритм формирования команды (добровольного принуждения)

1. Заинтересовать

На первом этапе важно заинтересовать сотрудников, вызвать у них интерес в отношении предмета формирования правил игры. Ведь в большинстве случаев отношение сотрудников неосознанно определяется навязанными правилами игры внешней культуры и считается сотрудниками нормальным! А если кто-то считает свое отношение нормальным, он не будет его менять.

Поэтому важно ввести единую систему координат, описанную выше. Мы это делаем, проводя презентацию с помощью клейкой стены и рассказывая о каждом пункте подробно, со своими примерами и притчами.

От саботажа к лояльности

Рис. 1. Рассказ о шести основных видах отношений сотрудников к организации

Эти рассказы проходят для сотрудников очень непросто. Сотрудники оценивают и узнают себя — понимают, что их поведение далеко от лояльного. Многие краснеют, кто-то делает вид, что надо срочно позвонить и стремглав вылетает из аудитории. В общем, после окончания презентации многие участники тренинг-сессии заинтересованы в том, чтобы узнать, что надо сделать, чтобы изменить свое собственное отношение к организации.

2. Вовлечь

Теперь, когда система координат задана, нужно вовлечь участников. Самым простым и эффективным способом вовлечения является совместный анализ. Например, мы просим участников взять метку для голосования и анонимно (это очень важно!) отметить свое типовое отношение на данный момент к организации. После голосования результаты могут выглядеть вот так:

 От саботажа к лояльности

Рис. 2. Результаты анонимного голосования о своем текущем отношении к организации

Так же голосование можно провести символично, в виде схемы. Тогда голосование можно проводить не анонимно, но одновременно, чтобы не было времени посмотреть, кто как проголосовал.

От саботажа к лояльности

Рис. 3. Результаты голосования «Где вы сейчас в отношении понимания цели организации?»

Теперь участники видят текущее положение дел и готовы его улучшать.

3. Научиться договариваться

Теперь нужно, чтобы группа осознала текущее положение как точку отсчета для дальнейшего улучшения. Важно обсудить результаты голосования, кто и что думает по этому поводу.

От саботажа к лояльности

Рис.4. Обсуждение результатов голосования

Важно, чтобы большинство высказались, считают ли они нормальным такое соотношение. Важно рассказать о том, какое отношение должно быть в сильной корпоративной культуре (подробнее см. п. 4.6.), и попросить каждого высказаться, готов ли он быть частью проекта улучшения. Важно, чтобы большинство почувствовало, что отношение нужно менять и «работать по-старому теперь не получится».

4. Сформировать план

Самый простой способ улучшить отношение сотрудников к организации — этот вовлечь их в процесс улучшения корпоративной культуры, процесс повышения управляемости организации. Ведь организация — это ее сотрудники. Каждый формирует корпоративную культуру компании. 

Формула улучшения очень проста: «Договоритесь и сделайте». Важно сформировать у всех членов команды единое видение будущего результата и обязательно добиться его выполнения. Когда сотрудники смогут ощутить, что они смогли договориться и сделать, смогли чего-то вместе достичь, они начнут улучшать свое отношение к организации: тот, кто саботировал, станет сопротивляющимся или исполнительным, а тот, кто просто исполнял — станет лояльным.

Перечислю темы, которые мы используем для улучшения отношения сотрудников к организации:

и любые другие командные сессии формирования общих правил игры с обязательным и последующим внедрением их в практику.

 От саботажа к лояльности

Рис. 5. Команда, участники которой формируют новые правила игры

5. Распределить ответственность

После того, как план сформирован и все понимают, что конкретно должно быть сделано, можно переходить к распределению ответственности. Очень важно не путать местами 4 и 5 этапы, как это, увы, часто бывает. Людям гораздо проще сначала ответить на вопрос, что в принципе должно быть сделано для достижения поставленной задачи, а потом уже распределять ответственность. Сначала добровольно, потом уже по указанию руководителя с его корректировкой сроков.

6. Выполнить

После того, как станет понятно, что делать и кто это будет делать, наступает этап регулярного менеджмента. Регулярная постановка очередных задач в соответствии с планом, контроль, координация, обратная связь.

Сила корпоративной культуры определяется тем, насколько команда лидеров организации способна достичь поставленные цели, обеспечить работу сформированных правил, выполнить запланированные задачи (подробнее читайте в статье «Формула силы власти»).

1d3a6d49afd94661045b07f00fb1932c.png

Рис.6. Одна из команд, участники которой смогли договориться и сделать

7. Подвести итоги

После того, как результат достигнут, можно провести анализ текущего уровня отношения каждого сотрудника к организации, например, с помощью визуального анализа. И если до этапа формирования договоренности уровень тех, кто понимает путь и идет к достижению цели, был 6 человек, то теперь их число — 14! Число лояльных сотрудников увеличилось!

 От саботажа к лояльности

Рис. 7. Анализ изменения отношения к организации в конце тренинг-сессии 

- см. синие метки оценки участников в конце сессии

В этой статье мы рассказали о своем опыте управления отношениями и своей шкале отношений, которую мы используем уже много лет в своей консалтинговой практике.

 
Мы будем рады обсудить с вами нашу методологию, ее применимость к вашей организации, предоставить вам дополнительный материал для формирования сильной корпоративной культуры вовлеченных сотрудников! 

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Сила корпоративных историй

2 июля 4383

В том ли месте я работаю? Тем ли делом занимаюсь? Какой смысл много работать? На своём ли я месте? Что важнее: работа или личная жизнь? Этими вопросами регулярно задаются многие люди. Так мы пытаемся найти ответ на другой, более важный д...

Слово экспертам

Борис Дьяконов о холакратии в банке "Точка"

2 июля 4804

Холакратия — один из самых популярных методов самоуправления в мире. Она позволяет организациям быть гибкими и быстрыми. Борис Дьяконов, глава банка для предпринимателей «Точка», на форуме «Бизнес со смыслом» с юмором рассказывал о холак...

Слово экспертам

Социократия 3.0. Метод построения самоуправляемых компаний

2 июля 10799

Самоуправление в компаниях — одна из наиболее горячих и резонансных тем последних лет в мире бизнеса. Самоуправление позволяет уменьшить зависимость работы всей компании от скорости обработки информации и принятия решений отдельными людь...

Слово экспертам

"Чтобы пошли и сделали!", или как использовать добровольное принуждение для успеха общего дела

2 июля 4695

Часто приходится слышать от руководителей пожелание к системе управления, чтобы все делалось само без участия менеджера. «Чтобы шли и делали то, что нужно. И чтобы сами догадались, что нужно!».

Слово экспертам

Энергия смыслов и ценностей в компании

2 июля 8420

Бывает, заходишь в компанию и с первых минут понимаешь: это то, что надо. Здесь хочется работать, здесь хочется быть. Хотя ничего особенного вроде бы и не произошло. Офис обычный, люди сосредоточенные. Все как везде. Но остается ощущение...

Слово экспертам

В поисках миссии и видения компании

2 июля 5458

Универсальной пилюли, которая на «раз-два» создаст миссию или видение организации, нет. Сколько компаний - столько и мнений. Сколько консультантов - столько алгоритмов. На старте нового трудового года я хочу напомнить о значимости миссии...