Говорят, что Уолт Дисней перед стартом нового проекта тщательно анализировал со своей командой все возможные сценарии развития событий. Именно по этой причине его фильмы столь успешны. Дисней старался учесть все возможные подводные камни и предвидеть самые неожиданные моменты. Метод Диснея успешно используется многими компаниями на этапе старта проекта и в стратегическом планировании. Это простой в применении и очень действенный метод. На его проведение необходимо от 20 минут до 1 часа в зависимости от рассматриваемого вопроса.
Работа проходит в 5 этапов:
Этап «Введение в суть вопроса»
В течение 5 минут расскажите участникам встречи цель проведения исследования, суть вопроса и ожидаемые результаты. Например: «Уважаемые коллеги! Прежде, чем приступить к планированию работ по нашему проекту, предлагаю проанализировать возможности и риски проекта, обсудить оптимистичный, пессимистичный и реалистичный прогнозы. У вас будет возможность поделить опасениями и надеждами, задать волнующие вас вопросы».
Этап «Построение прогнозов»
В течение ограниченного периода времени участники работают в группах над возможными сценариями развития событий. Участники представляют, что они находятся в … (дата окончания проекта, реализации стратегии и т.п.) и оценивают все, что произошло за это время.
Первая команда обсуждает оптимистичный сценарий. Все прошло успешно, самые смелые надежды оправдались.
Что произошло?
Чего удалось достичь?
Какие решения оказались работающими?
Что было сделано?
Что достигнуто?
Кто проявил себя?
Результаты необходимо записать (а лучше нарисовать или сконструировать, например, с помощью Lego) на листе флипчарта.
Вторая команда описывает пессимистичный сценарий. Все плохо, сбылись самые грустные прогнозы. Проект провалился.
Что произошло?
Какие подводные камни не были учтены?
Что не было сделано вовремя?
Что сделано ошибочно?
Какие ошибки были допущены?
Результаты фиксируются на листе флипчарта (лучше нарисовать или сконструировать).
Третья команда описывает реалистичный прогноз.
Что произошло?
Что было сделано?
Что произошло на рынке?
Как вели себя конкуренты?
Что влияло на проект?
Этап «Презентация сценариев и обсуждение»
Каждая команда в течение 7-10 минут презентует свой сценарий и отвечает на вопросы участников других команд.
Этап «Команда готовит свои предложения» (исходя из всех трех услышанных сценариев)
Какие конкретные действия необходимо предпринять, чтобы учесть возможности и подстраховаться?
Этап «Решения»
Принятие итоговых решений в свете разработанных в ходе сессии сценариев и предложений. Фиксация решения на листе флипчарта в формате: что — кто — когда. В результате групповой работы по этому методу можно не только выявить все сомнения и надежды членов команды, но и максимально учесть возможные сценарии развития событий.