– Расскажите, что для вас бизнес со смыслом?
Хороший слоган – бизнес со смыслом. Многие из присутствующих здесь – предприниматели. Когда начинаешь свой бизнес, прежде всего хочешь что-то доказать себе, поднять себя на другую ступеньку. И только потом, когда приходят первые деньги и твои первые желания удовлетворены, наступает тяжелый момент: надо объяснить себе, зачем продолжать дальше все это делать.
Много лет назад я вывел для себя формулу: деньги – это побочный эффект успешно сделанной работы. И если ты, занимаясь бизнесом, просто стараешься сделать работу хорошо и поменьше думать о деньгах, тебя потом этими деньгами просто заваливает. Поэтому смысл в бизнесе точно не в деньгах, хотя мерилом того, успешное у тебя дело или нет, они, безусловно, являются – это единственные их цель и назначение для бизнесмена.
– Вы построили больницу, вложив в нее 4 млрд рублей. В ней по ОМС делают чудесные вещи. Зачем это было сделано?
Это был мой первый проект, не относящийся к бизнесу, я вообще считал, что начинаю заниматься меценатством.
История возникновения клиники простая. У меня есть простое медицинское образование, я учитель физкультуры, знаю спортивную медицину. Однажды одному из сотрудников “Асконы” во время работы стало плохо. Я пробовал оказать первую медицинскую помощь, потом приехала “Скорая” и я, провожая ее, высказал свое предположение о диагнозе. Через 2 дня сотрудник умер. Этого не должно было произойти! Я пошел в больницу, и выяснилось, что мой диагноз оказался верным, а в больнице поставили другой и неверно лечили, что и привело к летальному исходу. Это был шок. И я решил, что построю в Коврове свою клинику. Потому что у меня работает 6 тыс. сотрудников – и мои люди не имеют права умирать.
Дальше к этому вопросу подошел с позиции бизнесмена – позвонил в компанию Phillips, через них в Голландии заказал проект лучшей европейской клиники с условием: если мне он понравится, то новая клиника будет оснащена их оборудованием.
Сейчас она, пожалуй, лучшая в РФ. Конечно, не оборудованием, а в большей степени медицинским персоналом. Проблема нашей медицины - врачи бегают по клиникам, зарабатывая зарплату. Пациент для них – ничто. Мы запретили совмещать и дали установку: вы все здесь отвечаете за то, чтобы пациент вылечился. Так было в советское время, мы просто вернули то хорошо забытое назад. И теперь видим результат.
А клиника потом оказалась бизнесом – мы случайно пришли в систему ОМС.
– Как у вас появилась идея построить город Доброград?
Я очень люблю эту страну. Искренне. Хотя есть возможность жить в другой. Но меня всегда разрывало от одной вещи.
У меня много иностранных партнеров. Как-то раз жена одного из них задала вопрос: “Владимир, а почему у вас в России все люди грустные и руки на груди сложенными держат?” А это ведь естественное поведение человека, у которого большое количество подсознательных проблем.
Есть простой тренинг: разложи все свои проблемы отдельно на листочках и увидишь, как легко с ними разобраться. А когда их много, разбираться с ними тебя никто не учил - они над тобой висят комом: ком проблем дома, ком проблем с ребенком, с родителями. У нас в государстве много вопросов в социальной сфере, которые человек вынужден решать самостоятельно. Государство заявляет себя социальным, но таким по факту не является. В то же время оно не может по-честному сказать, что оно рыночное, где каждый отвечает сам за себя.
Эта общая атмосфера мешала мне комфортно жить в нашей стране. Я понимал, что могу построить самый красивый дом, но, когда выйду за ворота, я окажусь опять в той же среде. И однажды я сказал себе: может быть, причина в масштабе? Может, за забором дома тоже надо что-то сделать? И тогда я решил: сделаю город. Вот и все.
Я озвучил свою идею ребятам менеджерам: “Давайте построим город”. Позже они признались - подумали, что шеф тронулся умом. Но в конечном итоге проект реализуется. Для меня на сегодня он самый интересный, потому что это вызов для меня как для педагога, вызов как для взрослого человека, как для российского гражданина и для бизнесмена. Я с удовольствием и радостью помогаю тем, кто в этом нуждается, - больным, старикам и детям. Отказываю тем, кто может сам заработать. Поэтому этот проект не является меценатством.
Сейчас можно оценить первые результаты, мы видим, что у нас что-то получается. Я знаю многих людей, которые у нас бывают. Я видел их лица в разных местах, вижу здесь - они другие! Поэтому, может, года через 3-4 мы станем каким-то толчком к тому, чтобы в этой стране стало немножко светлее жить. Ведь на самом деле жить у нас неплохо. Мы просто хронически угрюмые. И я категорически против этого. Жизнь – прекрасна!
– В Доброграде директор по строительству – российский или иностранный специалист? И почему?
Строитель – однозначно российский. Но самый главный все-таки, наверное, там архитектор. Мы сначала сами что-то рисовали, но нужен был профессионал. А то, как лечиться – так мы идем к врачу, а как бизнесом заниматься – так это мы все сами умеем. Вот я и решил найти архитектора, который скажет, может, мы что-то не так делаем.
Я приехал в Москву, встретился с г-ном Кузьминым, это президент Российской академии архитектуры и строительных наук, бывший главный архитектор Москвы. Не надо кидать в него камни, потому что он выполняет всегда политический заказ, работает в непростых условиях. Гениальный человек. Говорю ему: вы академик, не могли бы вы стать главным архитектором для проекта “Доброград”? Он говорит: да, мне это очень интересно. Потому что всю жизнь я выполняю чей-то заказ и воюю там, где уже построено. Первый раз есть возможность построить что-то с нуля. А под какие сценарии жизни планируется этот город?
Я не понял его. Поясняет: “Город – это как театральная площадка. Есть спектакль – есть сценарий. Город должен строиться под сценарии жизни. Почему многие российские города не комфортны? Потому что они построены под чужие сценарии. Вы выбираете город – для вас он не комфортный, потому что ваш внутренний сценарий один, а город построен под другой. Почему мне не очень комфортно в мегаполисах? Потому что любой мегаполис – это многосценарный город. В нем перемешаны сценарии.
Почему 90 % европейский городов с населением 30, 40, 50 тысяч более - комфортные? Потому что это город понятный. Это город-движуха либо город спокойный, либо город культурный, либо город красивый. либо театральный. Возьмите американский Нэшвил – это музыкальная столица, Денвер – спортивная столица. Потому что сценарию в них подчинена каждая деталь”. Я был восхищен этой мыслью.
И еще. Почему, он спрашивает, для пешехода, по сути главного человека в городе, дорога строится рядом с автомобильной? В городе должно быть две дорожные сети - автомобильная и пешеходная, и они никогда не совпадают.
Тут я понял, что такой сценарий закладывается для человека. Поэтому не нужно здесь иностранных архитекторов-строителей, у нас в России огромное количество своих специалистов, надо просто искать их – точно найдете! Я думаю, что иностранный архитектор-строитель русскую душу не поймет.
– Черный потолок на производстве “Асконы” сохранился как память о пожаре 2006 года. Расскажите, пожалуйста, об этом.
История это невеселая. Сгорели. За одну ночь я потерял абсолютно все: производство, станки, здание, деньги – ну все, как под гребенку. К Рождеству. А примерно через полгода я произнес фразу, ставшую знаменитой у нас в “Асконе”: “Если б знал, что так получится, сам бы поджег”, потому что из минусов оказалось, наверное, только личное – первые седые волосы. А все остальное – это только плюсы.
Наутро после пожара собрались командой менеджмента, распределили по-новому обязанности: финансовый директор теперь мог решать вопрос с поставщиками. Тогда я в первый раз увидел свою ошибку. Всегда как-то проектируешь перспективы своих коллег: кого-то планируешь на рост, кто-то, тебе кажется, достиг потолка. А ситуация эта радикально перевернула картинку. Я ошибся чуть ли не в 100 % случаев. Из кого, думал, больше ничего не выжмешь, – тот вдруг как-то собрался и начал пробивать головой все потолки. А кто, как считал, может всё, – сдулся.
Тогда я сделал для себя вывод: никогда, никогда не выноси приговор своим коллегам. потому что ты не видел их в экстремальной ситуации.
Надо было решать проблему с оборудованием. А денег нет. Позвонили партнерам-американцам. Американская компания отвечает: вынесем этот вопрос на совет директоров. Через дней пять звонок: так как мы давно работаем с вашей компанией, отгрузим оборудование под честное слово.
Спустя пять лет, выяснилась истина. Оказывается, в совете директоров сказали категорически: нет! И тогда директор по маркетингу и продажам крупной американской корпорации поручился за нас лично. Он поставил в залог свое имение во Флориде, автомобильный парк и так далее.
Потом был следующий сюрприз. С рынка в рознице ведь быстро вылетаешь. Три месяца понадобится на восстановление производства – а где готовить продукцию? Американцы в своей бизнес-практике в таких случаях обращаются к конкурентам. Да у нас же конкуренты будут только рады, что ты вышел из игры!
Подумав, что терять больше нечего, я позвонил одному из конкурентов. Нашел даже его телефон, хоть мы и не общаемся, как все нормальные конкуренты. Предложил, чтоб один мой бренд пока производил он, а я продолжал бы продавать в своих магазинах. Он подумал и согласился. Я удивился и позвонил второму конкуренту. Тот тоже не отказал и предложил нам самим на его оборудовании в третью смену изготавливать наши матрасы.
Позже я спросил конкурентов, почему они согласились помочь. Ответ был такой: “Потому что ты первый на рынке, ты задаешь бизнес-правила и делаешь так, что и у других остается бизнес, ты не занимаешься демпингом, поставляешь маржу, продаешь дороже, чем продаем мы. Если ты уйдешь с рынка, не известно, кто будет первым и как будет потом – и мы решили тебя сохранить”. Вот такая российская реальная история. Так что любите своих конкурентов – они на самом деле классные ребята.
– Можете ли сформулировать 2-3 принципа, на которых основано взаимодействие людей в “Асконе”?
Когда на определенном этапе жизни мне стало тяжело управлять растущей компанией, когда я понял, что надо что-то менять, позвонил снова своему американскому другу. Тот посоветовал отдать управление менеджерам и дать им право на ошибку. На одну ошибку - и они все смогут. Могу сказать: первые месяцы было тяжело, и я уже говорил себе: ну я так и думал, что ничего не получится! Но всем советую: когда такой шаг от вас потребуется – сделайте его обязательно. Прошло 6-7 месяцев – они стали делать все так же, как я, а через год – лучше меня.
Своих людей надо любить и им надо доверять. Только по-честному доверять, а не играть в поддавки, держа в руке поводок. Отпустите людей - и увидите, какая будет польза.
– Владимир, кто и как часто сейчас меняет и развивает структуру компании?
В “Асконе” уже не меняется структура, потому доля компании на рынке большая, она перешла сейчас в систему управления процессами. Когда предприятие и бизнес только выстраиваются, структуру должен менять сам руководитель, Первые 10 лет я изменял ее каждые 3-6 месяцев. Потому что структура компании - это отражение тех целей и задач, которые сейчас перед ней стоят. Когда компания на росте, на развитии, каждые 6 месяцев делаешь упор то на производство, то на качество, то на маркетинг, Ты ведь идешь вперед как человек: то правая нога впереди, то левая. Мы не боги – по воздуху не летаем. Удачно поработали в производстве – провалились в логистике, удачно сделали в логистике – провалились в продажах. Очень тонко нужно чувствовать, что именно сейчас компании нужно. Я встречал руководителей, структура предприятий которых не имеет ничего общего с декларируемыми задачами. В этих случаях персонал не поймет, чего вы от него хотите.
– Что для вас ценности и каково их место в корпоративной культуре компании “Аскона”?
Корпоративную культуру, наверное, понимает каждый по-своему. Есть бизнес – это тело, есть корпоративная культура – это дух. Как дух можно описать, честно говоря, я не знаю. Если хотите описать дух – возьмите Библию, прочитайте основные главы и поймете. Ценностью в компании является человек. Точно так же, как и везде. Ценность в семье – это человек, ценность в дружбе – это человек. Когда мы пытаемся написать что-то другое, думаю, мы пытаемся выглядеть красивыми, а зачем – непонятно.
Слово экспертам
Внедрение проектного управления
Малахов Андрей, Prince2 Practitioner - эксперт-практик в области проектного управления и проектных офисов с 13-летним опытом. Руководил стратегическими проектными офисами в ЮниКредит Банке и банке Ренессанс-кредит. Управлял портфелями до...
Слово экспертам
Интервью с Сергеем Ашиным, основателем компании "Шеф-маркет"
Если в душе вы повар, но на практике, скажем, инженер или учитель. Если вы много работаете, но любите готовить, а не покупать готовый ужин. Если некогда, а в гости внезапно приходят друзья… Таких «если» много. Для того, чтобы мечты о вку...
Слово экспертам
Семь принципов правил игры
Основной системный закон: правила игры в вышестоящей системе всегда определяют правила игры подчиненной системы. Будем говорить прямо: мы живем в стране, где выполняются далеко не все законы, и те — далеко не всегда. Основная масса граж...
Слово экспертам
Как все успевать и получать результат с удовольствием
Еще со школы рабочее место много для меня значит. Это мир, где нет мелочей, где каждая деталь продумана и оптимальна. Высокая загрузка и необходимость быстро переключаться и много писать и читать приучили меня к управлению энергией и про...
Слово экспертам
Как самостоятельно подготовить и провести стратегическую сессию? POEMS-анализ.
POEMS-анализ используется для наглядного представления и выделения ключевых моментов настоящего. Он помогает развернуто ответить на вопрос «Где мы сейчас?» и учесть все аспекты. Его полезно использовать на стратегических сессиях, на пром...
Слово экспертам
Книги для тех, кто открывает бизнес
Подборка книг для тех, кто собирается начать свой бизнес, от Давлета Сулейманова, управляющего партнера сети магазинов RezedaSuleyman.com и соучредителя PraktikaDays.ru. Книги, которые следует прочитать любому, кто мечтает о своем бизне...