О нашем опыте построения панели управления для решения основных системных проблем бизнеса мы хотим рассказать в данной статье.
Подробнее о сильной и слабой культуре читайте также статьи: "Формула силы власти", "Что такое сильная и слабая власть, и как её измерять"
Выделим главные, на наш взгляд, системные проблемы развития организации, требующие настройки панели управления.
Подобная карта есть в голове каждого сотрудника. По крайней мере, когда мы просим на тренинг-сессиях поднять руку тех, кто представляет, что он должен делать в соответствии со своей должностью, руку поднимают все менеджеры. Тогда в чем причина конфликта? В том, что кто-то представляет себе эти действия иначе. Например, так:
Рис.3. Как себе представляет функционал должности кто-то другой (зеленый цвет)
Как так получилось, что менеджеры представляют себе это по-разному? Потому, что они ходят на разные совещания, читают разные регламенты, или читают их по-разному... Если эти регламенты вообще есть.
Соответственно, причиной конфликта являются две составляющие (см. рис.4):
Рис.4. Причина конфликтов сотрудников в организации – разные ожидания друг от друга
Самое интересное заключается в том, что понимание того, что менеджер должен делать, находится прежде всего в его голове, и ежедневно немного изменяется вследствие получаемой информации. Это приводит к тому, что хорошо понимающие друг друга сейчас менеджеры могут уже не понимать друг друга через год.
Для этого важно научиться конструктивно и быстро договариваться друг с другом о зонах ответственности за общий результат. И в этом заключается вторая системная проблема.
К сожалению, во многих российских компаниях не принято инвестировать время на то, чтобы остановиться и навести порядок в своих головах, представить организацию как единую систему и распределить ответственность за то, чтобы компания работала слаженно.
Часто можно увидеть ситуацию, когда личные отношения в виде обид или круговой поруки важнее сверх удовлетворения внешнего Клиента, который в итоге платит зарплату всем сотрудникам организации.
Если в организации есть отдел качества, то в 9 из 10 случаев мы встречаем ситуацию, когда именно отдел качества делают крайним ответственным за итоговое качество продукта.
В отношении сотрудников отдела качества нам часто приходилось слышать такие фразы от топ-менеджеров, как:
Конечно же ни о каком сильном системном подходе в таких организациях, несмотря на наличие всевозможных сертификатов качества, висящих на стенах, говорить не приходится.
Отдел качества может отвечать только за администрирование итогового качества, которое получает внешний Клиент. А за качество отвечают... все сотрудники, и в первую очередь владельцы всех основных бизнес-процессов компании.
Слово бюрократия изначально можно перевести с французского языка как "власть правил", или еще можно перефразировать как "Всё, что делается, - прописано. Все, что прописано, - делается". Само это слово не несет в себе ничего плохого, но в нашей культуре стало восприниматься как правила ради правил, создание ненужных бюрократических ограничений, закостенелости и др.
Поэтому мы часто видим две крайности:
Обе эти крайности не повышают эффективность организации. Нельзя новичку в спортзале пытаться повторить тренировки олимпийского чемпиона.
Лучшим принципом регламентации, которым мы рекомендуем руководствоваться во внедрении системного подхода, мы считаем следующий:
20% регламентов дают 80% системного результата
Как определить эти 20% самых важных регламентов - читайте дальше.
Когда мы просим показать нам перечень всех правил организации, то часто получаем примерно такой ответ: "У нас правила хранятся в разных местах, надо будет потратить много времени, чтобы их все найти и причесать... Но если это так нужно...". Стоит ли говорить, что часто больше половины найденных таким образом регламентов оказываются неработающими и забытыми.
Панель управления позволяет Первому лицу и топ-менеджерам увидеть всю организацию как единую взаимосвязанную систему, включая все регламенты и проекты улучшения.
В жизни любой развивающейся организации наступает момент, когда необходимо от делегирования поручений переходить к делегированию полномочий. И это невозможно сделать без улучшения стиля управления лидера организации. Продолжать назначать сотрудникам поручения в соответствии с тем, что они итак должны делать - это первый смертный грех менеджера, который мешает внедрению системного подхода.
Для того, чтобы перейти на следующий уровень управления, необходимо перейти к системному делегированию полномочий.
Подробнее читайте статью Семь "смертных грехов" менеджера: в чём они заключаются, и как их избежать и 10 правил субординации, которые позволят избежать этих ошибок и усилить управляемость.
Иногда на сессиях мы разделяем группу на 3-4 команды и просим их описать основной процесс создания ценности для клиента в группах, с помощью стикеров и листов флипчарта. В подавляющем большинстве случаев эти схемы очень сильно отличаются друг от друга. Например, вот результаты подобной групповой работы с одной из последних сессий:
Рис.5. Как менеджеры по-разному представляют себе основной бизнес-процесс
После такого упражнения менеджеры понимают, что они пока по-разному представляют основной бизнес-процесс организации, и заинтересованы в том, что бы сформировать единое видение цепочки формирования ценности для Клиента.
Условно, любую организацию можно представить в виде вот такой простой схемы:
Рис.6. Панель управления организацией.
Визуальное представление ответа на эти вопросы мы и будем называть панелью управления.
Узнаем далее, как построить панель управления.
Продолжение читайте в следующих статьях.
p.s. Если перечисленные выше системные проблемы актуальны для Вашей организации и Вы хотели бы их решить с помощью проведения профессиональной тренинг-сессии усилиями компании «Правила Игры», воспользуйтесь специальным предложением!
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Про "узкие места"
Иногда я спорю с коллегами, которые берутся за тот или иной проект. Как правило, в начале проекта у них много сил, желания, амбиций, и они не могут трезво оценить ресурсы и сроки, которые им нужны для того, чтобы этот проект реализовать...
Слово экспертам
Корпоративный майнд-менеджмент, или как создавать живые правила игры
Представьте себе. Еще 20 лет назад большинство офисных работников получало практически всю необходимую для работы информацию в бумажном виде. Что изменилось за последние 20 лет? Произошла информационная революция! Практ...
Слово экспертам
Пошаговый алгоритм проведения SWOT-анализа
Пожалуй, SWOT-анализ — это самый популярный среди российских менеджеров вид анализа. Он используется для прояснения сильных и слабых сторон, возможностей и рисков в стратегическом планировании. Возможности — это все то, что связано с сил...
Слово экспертам
Семейные ценности и детские книги
Мы продолжаем воспитывать детей на историях, на которых росли наши предки. Но жизнь изменилась, и ценности тоже изменились.
Слово экспертам
Обзор программ для построения интеллект-карт для Windows
Слово экспертам
Какие виды командной работы нужны на каждом этапе развития организации
Для описания развития организации как нельзя лучше подходит метафора реки. Сначала это маленький упорный ручеек. Постепенно ручеек расширяется и становится все более мощным потоком. Где-то река проходит в горах, превращаясь в шумную силь...