Исторический скан: осознанный путь из прошлого в будущее

Опубликовано в № от 25.04.24
В этой статье вы найдёте подробный алгоритм ToP-технологии под названием "исторический скан" - одной из сильнейших техник осознанного анализа прошлого опыта и его роли в планировании будущих проектов.
Не стоит тратить время на рассуждения о том, насколько важно бизнесу быть гибким и уметь быстро внедрять изменения, чтобы сохранять конкурентоспособность. Перейдём сразу к делу. Исторический скан (его еще называют "wall of wonder" - стена чудес) - это сильный инструмент, который помогает управлять изменениями. 

Важно уметь анализировать прошлое так, чтобы собрать опыт, не только фактический, но и эмоциональный, зафиксировать инсайты, связать полученные уроки с контекстом (личным, групповым и мировым) и перейти к эффективному планированию будущего. 

Столь тщательный анализ помогает вовлечь каждого члена команды, опыт которого важен в общей базе знаний команды, помогает совместно построить общую историю, с которой каждый участник сохранит эмоциональную связь, увидит перспективы ее развития, найдет понимание с другими членами команды в процессе и далее в составе мотивированной команды подготовится к будущему. 

«Исторический скан» - это инструмент вовлечения команды, который помогает подготовиться к будущему через путешествие по событиям прошлого, прорисовать в деталях прошлые события для того, чтобы построить общую историю, благодаря которой участники усвоят уроки прошлого, будут глубоко понимать контекст, в котором им предстоит взаимодействовать, и увидят перспективы в будущем. 
Это ключ к осознанному анализу опыта и вовлеченному планированию! 

Метод занимает от 1 до 3 часов и гибко адаптируется под потребности. 

Может быть использован в ситуациях, когда вам нужно: 
  • Определить контекст для целей планирований будущего; 
  • Пересмотреть текущие планы; 
  • Оценить результаты проекта; 
  • Создать историю успеха / опыта в компании; 
  • Выявить причины конфликта; 
  • Проанализировать тренды и направления развития; 
  • Собрать информацию с участников. 

Этап 1. 

Подготовьте клейкую стену и модерационные карточки, нанесите на клейкую стену линию времени. В самом начале важно заинтересовать участников в предстоящем мероприятии. Расскажите о цели и задачах встречи. О тайминге и планируемых результатах. О рамках анализируемого периода. 

Этап 2. 

Попросите участников вспомнить те события, которые произошли с ними за выбранные период времени (анализируемый период, период проекта): пусть постараются вспомнить, что значимого они услышали либо увидели, какие события спровоцировали важные воспоминания, какие события вызвали восторг или сильно взволновали. 

Это могут быть события по проекту, из личной жизни или из историко-культурного контекста. Вспоминаются большие и маленькие события, сложности, с которым пришлось столкнуться, и наоборот, что показалось неожиданно легким, что-то, что сильно развеселило или навеяло жуткую скуку. 

Попросите каждого участника зарисовывать события в виде визуального образа на модерационных карточках разных цветов, форм. На карточках необходимо подписать дату, когда это произошло. Отведите 5 минут на выполнение этого задания. 

Этап 3. 


Попросите участников обсудить эти события в парах и выбрать 10-15 событий для размещения на линию времени. Пусть они объяснят друг другу, почему выбирают именно это событие. 

Этап 4. 


Перенесите поэтапно все полученные карточки на линию времени в хронологическом порядке (к примеру по дням недели). На этот этап вместе с обсуждением по ходу приклеивания карточек отводится 20 минут. Убедитесь, все ли важные события отмечены. 

Этап 5. 


Теперь необходимо отметить метками те события, которые оказались взлетами или падениями как для группы, так и персонально для участников значимыми. Длительность этапа 5 минут. 

Попросите участников назвать и прокомментировать события, которые им хочется выделить как взлеты или падения. Успехи отмечаем на карточке красной стрелкой, указывающей вверх, провалы – красной стрелкой, направленной вниз. 

Этап 6. 


Теперь на линии времени нужно отметить и обсудить моменты, важные для группы в целом, в которых участники почувствовали, что произошел сдвиг, изменение парадигмы, переломный момент на пути выполнения проекта. Таких отметок может быть несколько. 

Уточните у группы, кто мог бы прокомментировать выбранные моменты. Теперь важно обсудить, что было «до» и «после» каждого переломного момента. 

Попросите участников подобрать слова, которые бы максимально точно обозначили те состояния «до» и «после». Например переход от сомнения к уверенности, от страха к доверию, от уязвимости к защищенности, от несистемности к системному подходу. 

Этап 7. 


Спросите участников, как бы они назвали периоды до и после переломных моментов. Длительность этапа: 10 минут. 

Этап 8. 


Теперь группа переходит к созданию истории с помощью метафор. Предложите использовать метафору «прогноз погоды» для описания периода. Например, предложите дать название периодам проекта, используя метафоры погоды, а затем, используя их, рассказать всю историю, построенную на этой метафоре. 

Далее предложите использовать метафору парка развлечений: «Если вы представите проект, как поход в парк развлечений, как бы вы назвали периоды, используя названия аттракционов» 

Этап 9. 


Пришла пора назвать все это путешествие. Попросите участников рассказать получившуюся историю. Выслушайте желающих. А затем предложите выбрать метафору и название, которые лучше всего помогут описать произошедшие события. На этом упражнение закончено. 

В итоге у группы получится история, которую не стыдно и в печать отдать, разместить на сайте или в корпоративном издании.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Кого сейчас оставить в команде: как определить?

25 апреля 7473

Алгоритм, актуальный во все времена. По каким критериям мы принимаем решение о расставании: Отсутствие результата Недостаток компетенций «Кислотность» сотрудника для коллектива – «Достал всех, су№%*ок!» НО! Самый в...

Слово экспертам

Нематериальная мотивация, или зачем необходимо работать с корпоративными историями компании

25 апреля 2467

Какие истории вы рассказываете новым сотрудникам? Как они помогают найти своё место в компании, разобраться в том, что принято, а что не принято?

Слово экспертам

Вероника Кузенкова - писательница, проводник, мечтавед

25 апреля 2544

Куда приводят мечты? Беседуем с Вероникой Кузенковой, писательницей, проводником, мечтаведом, автором книги «Как я училась улыбаться», создателем проекта «Страна Мечты». Вероника собственным примером дает понять – возможно все, нужно тол...

Слово экспертам

Лукоз Саба - сыр и только лучший

25 апреля 2510

Сложно создавать бизнес со смыслом на рынке b2b. Про  нишу животноводства и производство сыров, про смыслы, корпоративную культуру и выстраивание систем управления говорим с Тарасом Кожановым, директором фермы «Лукоз Саба», зам...

Слово экспертам

Медитация и осознанность: что это и зачем?

25 апреля 2351

Движение осознанности (mindfulness movement) стремительно набирает популярность в западном мире. Если раньше медитацию практиковали только люди, увлекающиеся разного рода духовными практиками, то сейчас это считается самым обычны...

Слово экспертам

Интервью с Филиппом Гузенюком

25 апреля 2774

Филипп Гузенюк - партнер Института коучинга СПб, коуч-консультант, бизнес-тренер и преподаватель.