Сегодня это их семейный бизнес-проект: 250 «Бэби-клубов» и детских садов по всей России, а также шесть школ «Белая ворона» в пяти городах. Здесь своя особая атмосфера и философия работы с детьми. На каждом этапе развития ребенка педагоги используют микс из различных образовательных методик. Важно, чтобы они служили главной цели: ребенок должен понять, осмыслить, осознать себя. Найти свое предназначение. В этом весь смысл бизнеса: выйти за рамки стандарта, научить мыслить и жить, а не зубрить и сдавать. История этого дела началась в 2000 году с единственного «Бэби-клуба» в Самаре. Рос интерес к ее методике - расширялась география. Взрослели воспитанники - постигались новые образовательные уровни: появился детский сад, затем школа. Правда, школа пока только начальная, но Евгения планирует готовить детей до самого поступления в вуз. До восьмого класса это будет офлайн обучение, потом онлайн.
- Евгения, расскажите, как родилась сама идея создания такого образовательного подхода?
- Я была в поиске себя, своего предназначения. Понимала, что нужно оторваться от родителей и их бизнеса. В какой-то момент, занимаясь развитием собственной двухлетней дочери, я познакомилась с методом Николая Зайцева. Он и лег в основу моего дела - «Бэби-клуба». Я получала нереальное удовольствие от того, что ползала по ковру с детьми, юморила с их бабушками. Они меня любили почти как Якубовича. Постоянно угощали домашними соленьями-вареньями. Я очень быстро поняла, что методику Зайцева нужно дополнять и расширять другими вещами. Стала углубляться в этот вопрос. У нас быстро получилось создать классное место для детей. Мы расширялись и развивались, при том, что первые шесть клубов обходились вообще без рекламы. В 2009 году мы доросли до 23 клубов в разных городах. Моя история - это история поиска себя. Сейчас, когда бизнес стал большим, я являюсь скорее мощнейшим интегратором. Я сама многих вещей не умею и нахожу людей, которые делают их. А Юра - он стратег, он видит далеко. Он меня всегда пугает своими грандиозными планами, потому что я понимаю: исполнять их мне. Но без него мы не стали бы такими большими. Меня бы устроил один клуб и один сад и одна школа. Юра умеет вдохновлять людей.
- Какая методика сегодня работает в ваших клубах, садах и школах?
- Наша методика эклектична. У меня не было высшего педагогического образования, при этом я была одной из первых, кто начал развивать в России альтернативное образование. Я просто ходила и училась у людей, которые были признанными профессионалами, и брала у них самое лучшее, постепенно создавая свое. Моя главная задача - в том, чтобы дать ребенку возможность самоопределиться, понять себя, что он хочет, чем будет заниматься по жизни. Зачастую выпускники школ просто не знают, кем хотят стать. Выбирают специальность по принципу: модно, престижно, «по зубам», а не по предназначению. Мы очень дифференцированно подходим к детям, понимая, что все они разные. К этому подходу меня привело знакомство с Виктором Толкачевым - основателем системно-векторной психологии. В нашей школе важно не только то, чему мы учим детей, но и как мы это делаем. Вот над этим приходится трудиться больше всего. У нас есть элементы гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, мы много взяли из трудов француза Оскара Бренифье о критическом мышлении и умении задавать вопросы детям. Наш учитель - Александр Колмановский с его учениями о том, как правильно общаться с детьми. Я называю это все «педагогической шубой» - основой работы педагога. Еще Л.Н. Толстой учил, что к детям нужно относиться уважительно. Мне кажется, эта мысль должна лежать в основе любой педагогики.
- Где находите сотрудников, отвечающих вашим критериям?
- У нас очень жесткий многоступенчатый отбор. Из 100 человек, пришедших на собеседование, мы можем принять 2-3. Но это будут лучшие люди. Кроме того, у нас существует свой корпоративный университет. Они проходят недельный курс, после которого приходит понимание, как нужно вести себя с ребенком. Не как преподавать тот или иной предмет, хотя этому мы тоже учим, а именно как найти правильный подход, та самая «педагогическая шуба».
- Если одной короткой фразой ответить на вопрос: «Как правильно воспитывать?» - что бы вы ответили?
- Идти за ребенком. Каждый из них всегда показывает, что хочет его душа. Родители должны это увидеть. Старая добрая поговорка: «Устами младенца…»
- Современная школа очень много задач перекладывает на родителей. У вас, напротив, семья освобождена от домашних заданий. Как при этом вы формируете культуру участия родителя в образовании ребенка?
- Это очень простой вопрос: для меня домашнее задание моих детей никогда не было моим приоритетом. Это их ответственность. Когда мне звонят учителя и говорят, что дочь не выучила урок, я отвечаю: это ее работа, вы к ней обращайтесь. Я знаю, что у меня Марта очень талантливая девочка, она хорошо учится, но ей ставят двойки из-за отсутствия домашних заданий. Это снижает ее балл за успеваемость. Но я понимаю, что это ее выбор. Образование детей в семье - это не просиживание за уроками. Это то, сколько и какие книги вы им читаете, ходите ли с ними в театр, как вы с ними общаетесь, задаете ли вопросы. Чем сами интересуетесь, в конце концов, какой пример подаете своим культурным развитием. Именно поэтому в школе «Белая ворона» принципиально нет домашних заданий.
- В конце концов выпускников «Белой вороны» будут оценивать по общепринятым стандартам. Они будут к этому готовы?
- Мы понимаем, что живем в государстве и не можем быть абсолютно альтернативными. К сожалению. Поэтому наша система устроена особым образом. Мы разделили предметы на ГЛАВНЫЕ и ВАЖНЫЕ. ВАЖНЫМИ предметами у нас считаются традиционные дисциплины. Мы взяли государственную образовательную программу и преподаем ее в своем стиле. Оставляем содержание, но меняем форму. Ребята в очень спокойном режиме занимаются и математикой, письмом, природоведением и т.д. А ГЛАВНЫЕ предметы - как раз те, которые помогают детям к выпуску понять свое предназначение. Это наша «педагогическая шуба».
У нас есть курс «Пойми себя». Он написан по системно-векторной психологии, основан на сказках, где на животных мы показываем тип человека, как он проявляется в жизни. Ребенок ассоциирует себя с таким типом и уважает свои особенности. Например, у нас есть улитка. Она медленная, системная, опаздывает, но делает все качественно. И другие звери ее уважают, ждут. Также у нас дети говорят: «О! у нас Вася улитка, но давайте его подождем, потому что ему нужно закончить». Они не соревнуются, они понимают друг друга.
Есть предмет «Критическое мышление», созданного на основе автора метода Оскара Бренифье. Дети его обожают, задают неудобные вопросы родителям. Родители говорят: боже, мы никогда так не смели задавать вопросы.
У нас есть курс «Тайм-менеджмент», где мы учим ребятишек управлять временем.
Есть «Проектная деятельность», когда ребенок создает свой проект самостоятельно или в команде.
ГЛАВНЫМИ предметами также являются творчество и театр, где преподают профессиональные актеры.
- То есть к системе ЕГЭ ваши выпускники будут полностью готовы?
- Сейчас, когда ЕГЭ есть и является конечной точкой проверки, мы должны готовить ребят к традиционным экзаменам. Все наши ученики прикреплены к традиционным школам, но находятся в нашем пространстве. Каждый год они сдают экзамены в обычных школах, таким образом, они проверяются на классическое знание государственной программы. «Белая ворона» открылась в 2016 году, и наши второклашки, когда слышат, что им нужно пройти аттестацию, хором кричат: «Урааа!». Им это не страшно. Для них это прикол.
- Но ЕГЭ вам не симпатично?
- Если честно, за 18 лет мне много раз хотелось свернуть с этого пути, но каждый раз меня что-то туда возвращало. Думаю, это не просто так. Мы уже смогли изменить дошкольное образование и задали высокую планку того, как это должно быть. Я называю свою компанию педагогической лабораторией. Надеюсь, когда нашим выпускникам придет пора сдавать ЕГЭ, сообщество альтернативных школ, к которому мы себя тоже относим, дойдет до президента и сумеет убедить людей, формирующих систему образования в нашей стране, в несостоятельности ЕГЭ. Надеюсь, нашими стараниями через несколько лет этой системы контроля знаний в России уже не будет.
- Что бы вы изменили в современном образовании?
- У меня есть четкое видение этого вопроса. Я считаю, нужно менять образование через изменение учителей. Это не значит, что нужно непременно повышать зарплату. Хотя это тоже важно и нужно. Но это вторично. Я бы сделала профессию педагога очень значимой, как, например, в Финляндии. Школа должна учить уважению. Человека-ремесленника уважать за то, что он ремесленник. Подход к детям должен быть дифференцированным. Не всем показано закончить вуз, но это не значит, что один ребенок лучше, а другой хуже. Просто они разные, и учителя должны уметь по-разному с ними работать.
- У вас пятеро детей плюс масштабный успешный бизнес. Поделитесь секретом: как все успеть?
- На работе у меня всегда были личные помощники, которые делали техническую работу. У каждого своя логистика. Директором всей этой логистики являюсь я. Правда, мои помощники недолго держатся, в среднем по 2,5 года, потому, что я их профессионально выращиваю, и они идут дальше. Дома у меня всегда есть няня, которая помогает с детьми. Так и справляемся. Подпись к фото:
- «Белая ворона» - это все-таки бизнес. И в то же время он несет важную социальную функцию. Какими показателями вы в первую очередь измеряете успех?
- Есть такое выражение: «Душа радуется, а разум потирает руки». Когда это нравится и приносит деньги. Я раньше отрицала финансовую сторону вопроса. Когда Юра после работы занимался Бэби-клубом, он вливал очень много денег, заработанных на финансовом рынке. И в этот момент я могла не думать о финансах, это было счастье. Но когда ты занимаешься франчайзингом, ты не можешь не считать, потому что люди покупают бизнес. Также я понимаю, что, если партнеры не горят этой идеей, им сложно. Они пребывают в аренде. Им не нравится процесс, но они зарабатывают. Так их надолго не хватит. Синергетический эффект: нравится, понимаешь смысл, миссию - и зарабатываешь.
- Какой хотели бы видеть Россию через 10 лет?
- Я бы хотела, чтобы у нас не было войны. Хотелось бы, чтобы страна была красивая. Я вижу, как преображается Москва, и мне бы хотелось, чтобы губернии тоже могли выделять на это деньги. И конечно, было бы здорово, чтобы люди работали не в фокусе «заработать», а ради своей миссии. Может, это звучит как утопичная история, но я этого действительно хочу.
Вдохновляющие истории
Аскона. хотим научить россиян правильно спать
Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...
Вдохновляющие истории
QIWI - история бизнеса
Сергей Солонин, несмотря на серьезность своих бизнес-амбиций (в хорошем значении слова), совершенно не ассоциируется с образом банкира, который без пиджака не выйдет за хлебом. С ним легко можно рассуждать про бизнесы со смыслом,...
Вдохновляющие истории
Барно Турсунова
«Мы заложили честность в систему работы», - Барно Турсунова о том, что ценность выше цены даже в кризисное время и как выстроить прозрачный бизнес в режиме реального времени
Вдохновляющие истории
Как возглавить бьюти-сектор в России
Долгое время российские женщины имели лишь приблизительное представление о том, что делать со своими бровями. Ирина Левчук и Наталья Красноперова совершили переворот в их сознании и во всей бьюти-индустрии, создав Академию дизайна взгляд...
Вдохновляющие истории
Gastreet – это самый ожидаемый ивент Ресторанной отрасли в СНГ
Gastreet – это самый ожидаемый ивент Ресторанной отрасли в СНГ, который ежегодно проходит в Сочи. Если ты не был здесь, значит, не был среди тех, у кого есть запрос на профессиональное и качественное развитие, считает Женя Суфиянова, ген...
Вдохновляющие истории
Николай Данн: Я себя считаю человеком
Введите в поисковике имя: Николай Данн. Вы удивитесь, сколько разного материала он вам выдаст. И это все про него - одного человека. Умеющего охватить очень разные сферы деятельности, нанизывать свои проекты один на другой. Так кто же вы...