Ее дело - это красивый творческий бизнес, учебный центр и производство.
Основное направление - это декор мероприятий: свадеб, детских праздников, семейных событий. Оформляет event-ы и фотозоны, придумывает стильную концепцию крупным корпоративным клиентам. Отдельное направление - декор витрин, отелей, салонов.
Производство - производит все, что можно произвести красивого своими руками. Тройная тавтология. Но так и есть. Ее сотрудники делают все, что можно сделать вручную. Игрушки и цветы, одежду, корпоративные подарки и даже мебель. Это ее социально ответственное направление. Работают люди в основном дома. Любой заказ Анастасия прорабатывает сама. Разрабатывает технологию. Делит этапы производства на операции. Готовит материалы и распределяет задачи по команде, в которой работают дети, школьники, мамы в декрете, пенсионеры. Это ее способ помогать людям.
Учебный центр. Это большое образовательное явление. Анастасия прошла преподавательский путь от учителя начальных классов до работы приглашённым преподавателем в вузах. От проведения творческих мастер-классов офлайн в небольших группах до таких же мастер-классов, но онлайн на тысячу человек.
Прототип этой бизнес-модели появился еще в студенчестве. Но потом дорога жизни свернула не туда, временно... Впрочем, давайте по порядку. Эта история способна вдохновить.
Анастасия Панеева
основатель компании «proDECOR.pro»
Далекий уже 98 год. Настя - студентка Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Они с подругой вдохновились милыми стокгольскими подушечками в простом скандинавском стиле и решили сделать что-то подобное.
К вопросу сразу подошли основательно: нашли в Петербурге поставщиков лучших тканей, закупили рулоны льна, шелка, хлопка. Шерстяные и хлопковые нити. Разработали эскизы. Дали объявление в газету, что дизайнеры ищут талантливых рукодельниц. Поступило много звонков. Выбрали лучших, и начался производственный процесс. Было отшито несколько коллекций постельного белья, пледов, диванных подушек. Много разных аксессуаров. Все это требовало вложений, и через несколько месяцев поняли, что, оказывается, мало произвести, нужно продать, вернуть вложенные деньги и заработать... это была первая ошибка молодости и первого бизнеса. Сейчас все проще - делаешь фото, выкладываешь в соцсети и про тебя узнают тысячи. Тогда, в конце 90х это оказался сложный путь.
- К своим клиентам мы физически шли сами. Прошли все интерьерные салоны Петербурга, участвовали в выставках, возили образцы работ в ближайшую Финляндию, какими-то неведомыми путями выходили на высокопоставленных лиц города и состоятельных людей. Так как не многие могли себе позволить, да и просто оценить постельное белье из шёлка с вышивкой, выполненной вручную. Со временем со сбытом вопрос решился, в Петербурге про нас уже многие знали. И мы решили выходить на московский рынок. Это было забавно. Мы взяли большие пакеты со своими образцами. Утром сошли с поезда, и пошли искать салоны, которым могли быть полезны. Мы были уверены, если это сработало в Питере, то должно сработать и в Москве. Первая такая поездка была провалом.
Но позже получилось взять и Москву.
Возникли другие требования к производству. И самое - главное к помещению. Уже невозможно было хранить все дома. Требовалось место для материалов и готовой продукции, тогда стали искать склад. Случайно познакомились с руководителями общества глухих на Петроградке. У них как раз стоял вопрос о трудоустройстве их подопечных. Так мы смогли получить помещение и дать работу людям, которым было очень сложно ее найти.
Мы вышли на новый уровень. Все складывалось, мы росли, и все было хорошо, пока не начались разногласия с подругой из-за разделения зон ответственности, когда задач становилось все больше.
И это вторая банальная ошибка, которая в 20 лет не так очевидна. Это сейчас можно пройти множество курсов, на которых рассказывается все о ведении бизнеса с партнером, о юридических и прочих нюансах. Тогда мы решили расстаться. Бизнес остался.
Я переехала в Москву, бизнес и подруга остались в Питере, и только через 15 лет мы смогли снова встретиться, все обсудить, посмотреть на ситуацию со стороны, поблагодарить то время, которое очень много нам дало.
Как-то само-собой Анастасия стала HR в крупных компаниях.
- В первом бизнесе я очень много работала с персоналом, прошла множество курсов от изучения ТК РФ до всех особенностей работы с персоналом - обучение, адаптациии, прописывание должностных инструкций, поэтому, переехав в Москву, сразу стала искать работы в HR.
И легко получила эту должность.
Семилетний опыт в роли HR дал мне понимание крупного бизнеса. Я научилась работать на больших масштабах, когда ты оптимизируешь персонал и сокращаешь миллионные издержки. Появилось глубокое понимание подбора персонала, когда за 5 минут можешь оценить человека на соответствие своим ожиданиям.
HR в России - профессия молодая. Мне приходилось много учиться, развиваться. Конечно, мне это пригодилось в дальнейшем.
- Почему спустя 7 лет успешной карьеры появился свой бизнес?
- Ребенок. Я практически не была в декрете, почти сразу вышла на работу. У нас были бабушки, няни, частный детский сад. И вот однажды я сидела на совещании на три города и не могла с него уйти, муж в это время стоял в пробке. А наш ребёнок ехал на школьном автобусе. Воспитателю пришлось забрать его домой, потому что мы не могли его встретить. Для меня это был мощный звонок, что я делаю что-то не так. И тогда я позвонила хозяйке частного детского сада, в который ходил сын, и сказала, что хочу у неё работать. Кем угодно. Можно по бартеру. Так я ушла из офиса.
Параллельно с этой работой потом как-то сам собой появился творческий бизнес.
- Бизнес для тебя - это не только про деньги...
- Я занимаюсь свадебным декором - это то, что приносит мне деньги. В этом бизнесе у меня, как и в студенчестве, все сотрудники - удаленные. Некоторые из них - это мои ученики. Я ведь продолжаю вести курсы по декору. У меня есть флористы, декораторы, мастера, работающие с разными материалами. Есть операции, которые могут выполнить только мужчины - монтаж, работа с деревом, электрика, сварка. Такие сотрудники получают от 100-200 до 500-700 рублей в час в зависимости от квалификации и сложности работы.
Получается, что люди имеют и творческую реализацию, и работу. Многие из них не могут никуда устроиться - мамы в декрете, которым не с кем оставить детей, пенсионеры, старшеклассники. У нас бывает очень много мелких операций, например, вырезать тысячи лепестков или приклеить проволочки на сотни елочных игрушек и многое другое. Они рады возможности заработать на дому. Приятно, когда, сидя вечерами за любимым делом, можно заработать тысяч десять. Я стараюсь делить задачу на этапы: одна бабушка вырезает лепестки, другая собирает цветок.
Я всегда смотрю, кому какую работу можно поручить. С тех, кто хорошо обучен, можно спрашивать серьезно, а школьники, например, делают что-то простое. Они понимают, что я лояльный заказчик, но на шею никто не садится. Все основано на доверии.
- Но ведь и школа, и преподавание из твоей жизни не ушли?
- Да, я веду дизайнерские курсы в онлайн- и офлайн- форматах и продолжаю работать в школе. Моей самой старшей ученице 87 лет, а самой младшей - три года. Приятно осознавать, что есть примерно 1000 людей, которые не умели ничего делать руками, сейчас стали профессиональными мастерами, а некоторые построили свои успешные творческие бизнесы. На протяжении всех этих лет постоянно появляются благотворительные проекты, которые проходят на стыке с творчеством - помощь с детским домам, глухим детям, помощь детям с ДЦП, мы вместе организовывали ярмарки. Рукодельницы вообще отзывчивые люди. Этим летом мы реализуем проект для девушек, которые волей судьбы стали инвалидами-колясочниками, но от этого не перестали быть женщинами и хотят быть красивыми и привлекательными. Для них сейчас отшиваем коллекцию платьев - летних и к осеннему показу. Причём осеннюю коллекцию будут шить студенты из вуза, в котором я преподаю. В этом я вижу особый смысл, когда колесо помощи замыкается. Можно просто попросить денег, дать их - пойдите, купите платья. А можно запустить творческий процесс в головах. Подключить к этому всех неравнодушных, чтобы на выходе получить крутой результат.
Параллельно я продолжаю учить детей в православной гимназии. Свято-Алексеевская пустынь - уникальное явление. Иеромонах Петр, до принятия монашества Алексей Василенко приехал из Санкт-Петербурга в Ярославскую область 25 лет назад и строит там другую реальность. Без денег. На пожертвования построили школу, восстановили храмы, кадетский корпус. Там обучаются 300 детей, работает 20 музеев, есть сады, фермы. Это социум, куда приходят дети-сироты, ребята из трудных семей, и находят там любовь, возможности, воспитание. Они осваивают навыки, которые очень помогут им в жизни. Я Счастлива, что мой ребенок там учится, а я могу дать этим детям что-то хорошее.
- Какая у тебя профессиональная мечта?
- Их две, и они обе связаны с моей социальной деятельностью.
Хотелось бы выстроить качественную систему знакомства с разными профессиями для школьников 7-8 классов. У многих людей сегодня очень зашореное мышление: школа-вуз-работа. Я вижу людей вокруг, которым не нравится их работа, которым не пригодилось их высшее образование. Я вообще разочаровалась в высшем образовании, как безусловной ценности. У меня очень много взрослых учеников с дипломами, карьерами, но мечтающими вырваться из всего этого и заниматься творчеством. Поэтому я считаю, что очень важно именно во 7-8 классе давать детям возможность попробовать разную деятельность, показать, сколько интересных профессий есть в жизни. Чтобы они могли осознать, что нравится, чем хотелось бы заниматься. Это есть в моем плане развития.
Вторая мечта - сделать качественный хэндмейнд масштабным. Придумать какую-то красивую коллекцию вещей, организовать масштабное надомное производство, вовлекая в него больше людей, и реализовывать эти вещи через крупные торговые сети под каким-то своим брендом. Чтобы люди понимали, что они покупают уникальные вещи ручной работы, и что эта покупка помогает зарабатывать деньги тем, кому это сделать почти невозможно. У меня есть опыт подобного партнерства с фондом «Линия жизни». Я вижу, что это можно делать масштабнее.
- Как все успевать?
- Я не знаю. Наверное, жить в потоке. Жить мечтой и вдохновением. Мне очень сложно ставить цели. Очень тяжело их системно реализовывать. Но я адепт теории неслучайных случайностей. Наверное, сейчас кто-то не просто так читает эти строки. Я в это искренне верю и всей своей творческой жизнью и успехам обязана именно этому подходу. Чудеса случаются каждый день и знакомство с командой БСС - одно из них