Ари де Гиус. Живая компания

Опубликовано в № от 6.07.25
Что будет, если рассмотреть компанию не как механизм, машину для производства прибыли, а как живое существо?

Тогда появляются совершенно непривычные термины для описания организации и ее жизнедеятельности: корпоративное долголетие, персона и душа, воля, иммунная система, обучение компании, эволюция. Подходы к управлению такой компанией тоже будут в корне отличаться от тех, с помощью которых классические менеджеры управляют организациями-машинами.
В 80-е годы руководители компании Shell задались вопросом: почему срок жизни большинства компаний, в том числе транснациональных корпораций, не достигает и пятидесяти лет? В то же время есть компании, которые существуют сотни лет, успешно адаптируясь к изменениям и сохраняя уникальную идентичность. В чем секрет успеха таких компаний?

Эти вопросы дали толчок к масштабному исследованию. Автор и его исследовательская группа изучили сотни компаний по всему миру и выявили четыре фактора, являющиеся залогом корпоративного долголетия:

Компании-долгожительницы более чувствительны к окружающей среде.
Компании-долгожительницы обладают индивидуальностью и прочной сплоченностью. Люди, работающие в этих компаниях, точно знают, как определить «своих».
Компании-долгожительницы обладают терпимостью: жесткому контролю предпочитают децентрализацию и разумную степень свободы, поощряют диверсификацию и побочные виды деятельности, что позволяет им гибко реагировать на изменения внешней среды.
Компании-долгожительницы консервативны в финансировании, избегают постоянного использования заемных средств и ориентируются на собственный капитал как естественный регулятор эволюции.

«Это книга практической философии» - отмечает в предисловии к «Живой компании» Питер Сенге, выдающийся американский ученый, автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации». Нельзя выразиться более точно: за плечами Ари де Гиуса – редкое сочетание масштабного и глубокого исследовательского опыта и почти 40 лет управленческого труда в нефтяном гиганте Shell. Поэтому в книге автор не только предлагает революционную концепцию, переворачивающую классическое представление о компании, но и методично доказывает каждый тезис примерами из практики Shell и других компаний, принимавших участие в исследованиях.

Том Питерс называет мысли де Гиуса «самыми глубокими стратегическими принципами, которые ему приходилось встречать за 35 лет занятий вопросами организационного планирования».
«Живая компания» попала в топ-10 лучших деловых книг по версии Business Week. В России она не получила заслуженного внимания, хотя, на мой взгляд, её смело можно поставить в один ряд с классическими книгами о бизнесе – «От хорошего к великому» и «Построенные навечно», «Пятая дисциплина», «Цель», «Выход из кризиса». Рекомендую к прочтению.

pdf.jpg

Автор рецензии и интеллект-карты: Наталья Михайленко, руководитель проектов компании «Правила Игры»

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Интеллект-карты

Источники информации

6 июля 2546

Интеллект-карты

Фил Барден. Взлом маркетинга: наука о том, почему мы покупаем

6 июля 2527

Интеллект-карты

Как организовать хранение фото- и видеоматериалов

6 июля 2746

Интеллект-карты

Как создать личный финансовый план

6 июля 2475

Интеллект-карты

Ричард Флорида. Креативный класс

6 июля 2640

Креаклы, или в полной версии креативный класс - люди, которые привносят новизну в окружающее их пространство, способны находить нестандартные, принципиально новые решения.

Интеллект-карты

Маркетинговая стратегия

6 июля 2682

Маркетинговая стратегия - это "слон" нечто большое и непонятное.В карте полная разделка "слона", что это такое, какие виды стратегии бывают и последовательность действий.