Алексей Пименов: обучение длиною в жизнь

Опубликовано в № от 1.07.25
Автор статьи: Алексей Пименов, тренер и консультант по гибким методологиям

Я хотел бы поделиться некоторыми принципами, которыми стараюсь руководствоваться в своей жизни.

Автор статьи: Алексей Пименов

тренер и консультант по гибким методологиям

1.Непрерывное обучение

Этот принцип я сформулировал для себя лет 13 назад. Я тогда закончил учебу в университете, аспирантуре, затем встал вопрос - а что дальше? И тут ко мне пришло некое понимание, что за годы учебы в школе, вузе, аспирантуре, мы прокачивали всего один навык, навык научения. 

Этот навык позволял нам всегда:

  • держать голову открытой для информации;
  • шестерни в голове - смазанными для переработки всего нового;
  • сознание - открытым для принятия одной важной вещи – всё, что я знал до этого, может стать резко неверным или неактуальным.

А главное, этот навык может со временем теряться. Я заметил это в необычном месте, когда пошел учиться в автошколу. Со мной рядом были люди, со дня посещения учебного заведения которых прошло лет 5-10, и им даже элементарная программа автошколы казалась сложнее для понимания. Я тогда подумал, что надо этот навык постоянно поддерживать, иначе рутина может поглотить мышление.

С тех пор постоянно стараюсь изучать что-то новое, неважно как - через книги, статьи, онлайн-тренинги, очные тренинги или вообще университетское обучение. Не было ни одного года, когда я не вваливал в себя что-то новое, и вам советую, чтобы мозги не заржавели.

А главное - большое количество знаний стимулирует креативность, ведь хорошие идеи рождаются на стыке знаний из разных областей, когда в голове соединяются вещи из абсолютно разных видов деятельности.

2. Избегание синдрома красного молотка

Из первого принципа у меня выстроился второй - отвергать синдром красного молотка. А что такое синдром красного молотка? Это мышление, описываемое такой фразой: «Если в руках молоток, то все проблемы становятся гвоздями» (не спрашивайте меня, откуда взялось слово «красный», я не знаю, просто встретил такое название, и мне оно пришлось по душе).

Так вот, если у вас что-то хорошо получается, можно какое-то время постоять на месте и наслаждаться результатами плодотворной деятельности, но не надо посвящать этому жизнь, надо постоянно двигаться вперед, чтобы не деградировать.

Из этого принципа и принципа непрерывного обучения вытекает следующее жизненное правило, которое сформулировал Льюис Кэррол: «Здесь надо быстро бежать, чтобы оставаться на месте, а если ты хочешь куда-то попасть, то надо бежать в два раза быстрее". Я надеюсь, вы меня простите за столь фривольный перевод знаменитой фразы. Но ее суть - это то, что надо постоянно двигаться в очень быстром темпе.

А куда двигаться? Как описать эту цель движения? Тут мне в помощь приходит фраза, которую я слышал от Дэвида Андерсона, и которая звучит так: «fitness for purpose». Трудно перевести на русский язык, не правда ли? Я для себя ее перевожу как «соответствие предназначению».

Отсюда вопрос: что есть «предназначение»? Это есть некоторое понимание того, каким необходимо быть сейчас, чтобы реализовывать свой потенциал максимально полезным образом. А «соответствие» - это то, как ты под это предназначение себя будешь перестраивать.

Получается очень динамичная картина: вы стремитесь к соответствию, но никогда не можете его нагнать, потому как предназначение - это тоже скользящая вещь, меняющаяся в зависимости от внешних обстоятельств и внутреннего горизонта познания.

Звучит невероятно, но для меня почему-то так выглядит сама жизнь.

Ну и напоследок еще один важный принцип, который должен лежать в основе профессионализма:

3. «Чтобы мыслить нестандартно, стандарты надо знать"

Я не буду разъяснять этот принцип, предлагаю вам просто обмозговать его и посмотреть сквозь него на мир. Как много тут людей, заявляющих о нестандартных решениях, но которые не могут их дифференцировать от стандартных, потому как стандартных не знают.

Перечисленные принципы привели меня к моей текущей профессии или даже не профессии, а призванию - помогать компаниям становиться более эффективными.

Инструменты, практики и ценностные модели (Agile/Scrum/Kanban) на данном этапе являются практически самыми эффективными в этой деятельности. Если появится что-то новое и более эффективное, сразу начнем осваивать и практиковать.

Но вы спросите меня, почему я стал консультантом, почему я не занимаюсь этим как наемный менеджер? И на этот вопрос у меня есть ответ: в работе наемного менеджера слишком много разных отвлекающих вещей, самыми назойливыми из которых являются корпоративные войны. Корпоративные войны отнимают много времени, внутренних ресурсов и нервов, а главное - это абсолютно бесполезное и неэффективное занятие, которое не добавляет компании ценности и не делает её эффективной. Будучи внешним консультантом, я избавлен от этих проблем и могу сосредоточиться на главном. 

Надеюсь, данная статья будет вам полезна, а может и подвигнет к чему-нибудь.

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.

1 июля 4020

Давайте сразу договоримся: ценности – это не формальный элемент «чтобы было» в компании. И они нужны не для сайта и даже не для рекламных буклетов. Ценности – это «сердце» организации. Это стержневые принципы, в которые верят сотрудник...

Слово экспертам

12 историй успеха

1 июля 3887

Слово экспертам

Борис Дьяконов о холакратии в банке "Точка"

1 июля 4795

Холакратия — один из самых популярных методов самоуправления в мире. Она позволяет организациям быть гибкими и быстрыми. Борис Дьяконов, глава банка для предпринимателей «Точка», на форуме «Бизнес со смыслом» с юмором рассказывал о холак...

Слово экспертам

Как управлять непрерывным потоком входящей информации?

1 июля 3750

Воспользуйтесь этими лайфхаками при обработке своей электронной почты и вы сократите время на работу с почтой в 2 раза

Слово экспертам

Книги для тех, кто открывает бизнес

1 июля 4041

Подборка книг для тех, кто собирается начать свой бизнес, от Давлета Сулейманова, управляющего партнера сети магазинов RezedaSuleyman.com и соучредителя PraktikaDays.ru. Книги, которые следует прочитать любому, кто мечтает о своем бизне...

Слово экспертам

Этика деловой переписки

1 июля 29000

В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы. [Лихтенберг Георг Кристоф] Пиши такие письма, которые ты хотел бы получать. [Античный афоризм] Письмо – весомый аргумент в мире бизнеса. [Бехтерева Виктор...