Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»

Опубликовано 21.03.22 , изменено 13.04.22
Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Позволяет развить гибкость ума, креативность, помогает преодолеть творческий кризис и принять решение, соотнести его с целями и задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления как более конструктивного - разные подходы, мнения и идеи не сталкиваются лбами.

Метод 6 шляп помогает справиться с:

- Эмоциями

- Растерянностью и неуверенностью

- Переизбытком информации

2b2a06c8f1c429234a59a83c7a2632dd.jpeg

Процесс мышления представлен в виде шести метафорических шляп, каждую из которых нужно "примерять / надевать" поочередно:

1. Белая шляпа – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.


Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Визуальное знакомство

18 сентября 4227

Если спросить, чем лично мы как фасилитаторы можем гордиться, так это изобретением народного метода. Перелистывая ленты соцсетей, едва ли не каждый день видим «Визуальное знакомство» в действии. Как народная песня, уже и не вспомнится мн...

Фасилитация для лидера

Проект как обязательство создания ценности

18 сентября 4285

С чего начинается любой проект? С неудовлетворенности. Обычно, если нам чего-то не хватает, в какой-то момент мы решаем, что «так жить больше нельзя» и нам необходимо запустить Проект.

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 2. Вовлеките каждого в совместную работу.

18 сентября 4927

ВОВЛЕЧЕНИЕ ориентировано на то, чтобы каждый член команды был включен в процесс совместной работы, радел за результат, делился своими знаниями и опытом, помогал другим и стремился сделать все, что от него зависит для достижения общей цел...

Фасилитация для лидера

В поисках смысла. Как создать идеологию?

18 сентября 6732

В рамках проекта «Бизнес со смыслом» мы с Сергеем Бехтеревым выступаем как исследователи, наблюдатели или даже аккумуляторы внешнего опыта успешных российских компаний. Как вы наверняка уже поняли, проект подразумевает изучение истории о...

Фасилитация для лидера

Чек-лист подготовки к совещанию

18 сентября 4819

Идея Ингрид Бенз, перевод Вероника Мартынова Вам предстоит провести первое в жизни совещание. Или, возможно, Вы имеете в этом большой опыт, но пока не все совещания проходят с запланированными результатами. А, может, Вам хочется, чтобы ...

Фасилитация для лидера

Семь шагов к быстрому поиску решения в группе

18 сентября 3853

Как договориться в группе, чтобы результат приняли все участники