Автор материала Наталия Зайцева
главный эксперт Дирекции организационного развития и контроля ООО «Интер РАО-Инжиниринг»Довольно давно занимаясь описанием бизнес-процессов, я опробовала разные техники, инструменты и шаблоны. Поделюсь методом, который использую в последнее время и который «прижился» в нашей компании.
Итак, определяем процесс, который нужно описать. Далее
описываем каждый блок (подпроцесс). Для этого используем графическую функциональную блок-схему, шаблон которой есть в MS Visio:
В описании мы используем обозначения:
В результате схема процесса (этапа) выглядит так:
На схеме представлены участники процесса, действия, которые они выполняют и их продолжительность. На стрелках, соединяющих действия, указываем результаты.
Научиться читать такую схему несложно. У нас в компании большинство сотрудников это умеют, а для обучения новых сотрудников требуется совсем немного времени.
Схема, нарисованная в MS Visio, - это уже окончательный вариант. Вся суть в ее создании. И главное здесь – вовлечение непосредственных участников процесса.
Мы описываем процесс так:
1. Организуем рабочее совещание участников процесса и экспертов;
2. Готовим «клейкую стену» (очень рекомендую приобрести в «Правилах игры»), карточки формата A5, маркеры;
3. Определяем модератора, который ведет дискуссию, пишет и клеит карточки на стену;
4. Размечаем горизонтальные строки малярным скотчем;
5. Определяем участников процесса, записываем на карточках и клеим слева на стене в соответствующих строках;
6. Определяем (подтверждаем) вход/ выход процесса (желтые карточки);
7. Участников разбиваем на две группы, каждая группа обсуждает и пишет на карточках действия процесса от «входа» до «выхода». Раскладывает на столе;
8. По очереди берем от каждой группы по одной карточке, начиная от «входа» процесса; определяем, кто его выполняет, и наклеиваем на стену, соединяя последовательно малярным скотчем (это стрелки). В ходе этой работы договариваемся о формулировках и использовании различающихся карточек, приводим участников к общей схеме;
9. Проходимся по схеме (читаем), добавляем недостающие действия, задавая группам вопросы, определяем результаты действий (пишем на стрелках);
10. Фотографируем и отдаем на оцифровку.
В итоге получаем схему в MS Visio, как на предыдущем рисунке.
Все описание мы размещаем на одной странице – компактно и наглядно. Действия каждого участника описаны в отдельной строке, что позволяет быстро определить его роль и функции в процессе.
Если процесс сложный, действия требуют пояснения или непоследовательны – добавляем страницу с комментариями или пишем их на свободном месте в рамочке прямо на схеме.
Итоговую схему рассылаем всем участникам для согласования. Руководитель проекта (или другой ответственный) утверждает ее, она сохраняется в альбоме процессов проекта и становится руководством к действию.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
10 главных впечатлений от США
Так получилось, что наша страна и США сейчас активно воспринимаются большинством россиян как враги. Активно навязывается образ США как "тупых американцев", "мировых полицейских" и алчных дельцов-финансистов. При этом ...
Слово экспертам
18 книг о том, как создать и транслировать вдохновляющую корпоративную идеологию
Слово экспертам
От саботажа к лояльности: Как улучшить отношение сотрудников к организации
"Они безразличны! Им ничего не надо! Им все равно! Лишь бы зарплату получать и ничего не делать!", - такую характеристику о подчиненных мы часто слышим от Клиентов в начале нашего с ними сотрудничества.
Слово экспертам
Борис Дьяконов о холакратии в банке "Точка"
Холакратия — один из самых популярных методов самоуправления в мире. Она позволяет организациям быть гибкими и быстрыми. Борис Дьяконов, глава банка для предпринимателей «Точка», на форуме «Бизнес со смыслом» с юмором рассказывал о холак...
Слово экспертам
Как стать моложе и энергичнее? 12 книг о творчестве
Что мы знаем о настроении? Это не самая исследованная часть нашего «я», но, вместе с тем, от него так много зависит: дома, на работе, в коммуникациях, мотивации. Не берусь и я выступать гуру в теме управления настроением, но готова подел...
Слово экспертам
Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.
Давайте сразу договоримся: ценности – это не формальный элемент «чтобы было» в компании. И они нужны не для сайта и даже не для рекламных буклетов. Ценности – это «сердце» организации. Это стержневые принципы, в которые верят сотрудник...