По меркам экономистов ее компания относится к малому бизнесу. По уровню социальной ответственности - это гигантский проект. Один из тех, что отражают уровень развития страны. Это тот уровень, на котором она сможет стать еще более великой, сильной и справедливой. С Гузель Санжаповой началось знакомство проекта «Бизнес со смыслом» с социальным предпринимательством.
Уральский поселок Малый Турыш - это одна улица и менее сотни жителей (по данным переписи населения 2010 года). А еще это место, где отцу Гузель Санжаповой досталась в наследство небольшая пасека. Но продавать мед было некому. Это натолкнуло Гузель на мысль о том, что можно создать бизнес, который займет делом пожилых жителей этого поселка, даст им возможность почувствовать себя нужными, занятыми делом. Она запустила кампанию по сбору средств через Интернет на оборудование, взбивающее мед в крем. Она же придумала добавлять в мед ягоды, что помогло трудоустроить жителей деревни. Теперь крем-мед под брендом Cocco bello продается в больших городах. А на вырученные средства построили первую в деревне детскую площадку, беседку, обеспечили жителей чистой питьевой водой и наладили централизованный вывоз мусора. Уже спроектирована карамельная фабрика, которая позволит трудоустроить еще больше жителей. Сейчас Гузель запустила сбор средств на строительство общественного центра в деревне. В ее планах взять новую высоту и создать место, где с утра бабушки будут печь ароматный хлеб, днем встречать туристов, и где вечером после школы подростки смогут изучать новые профессии. Шаг за шагом она вдыхает в умирающий поселок утраченную когда-то жизнь. О своем проекте, его философии и важности расскажет сама Гузель Санжапова.
Начало
Я не строю города, так уж случилось. Моя история связана с одной маленькой деревней на Урале. Но мне кажется, она уже известна многим в нашей стране.
Когда моему отцу досталась в наследство пасека, я приехала в Малый Турыш. А я тогда работала в SAP, ходила в красивом пиджаке и все мерила зарплатой и бонусами. Но там я увидела стареющего отца и подумала: чем я могу ему помочь, кроме как просто давать денег? Есть он, есть пасека, есть люди. Мед с этой пасеки просто негде реализовывать, разве что отдавать перекупам почти даром. Тогда и появилась идея бизнеса: изготавливать вкусные продукты на основе меда. Я пришла к папе и сказала, что купила оборудование на 300 тысяч рублей. «Давай будем взбивать мед, попросим бабушек из вашей деревни собирать для нас ягоды» - предложила я. Папа назвал меня сумасшедшей. Для моей семьи 300 тысяч до сих пор огромные деньги. К тому же, он считал, что любая переработка только испортит мед. Но потом все же согласился попробовать.
И все получилось. Потребителям понравился продукт, бабушки полюбили вместе работать. Сегодня на производстве, которое мы построили с помощью спонсоров, четырех краудфандинговых компаний, работают 11 человек. Они бегут с утра на работу, потому что там общение и жизнь.
Знаете, приятно, когда у тебя на глазах происходят удивительные метаморфозы. Пять лет назад, когда я только затеяла перемены в этой деревне, люди, которым было всего по 55-60 лет, собирались «доживать». Сейчас им нужно больше. Им мало летней беседки для общения, они хотят встречаться и зимой. И ты думаешь: «Может, нужно клуб восстановить в деревне». Смотришь сметы, прикидываешь, сколько денег потребуется, а они предлагают построить новый клуб. Люди теперь хотят тусоваться и мечтают об отпуске. Это история про то, как меняется сознание людей, когда ты становишься к ним чуточку внимательнее и даешь им возможность заработать.
Ликбез для бабушек
В нашем проекте мы всегда объясняли людям: есть деревня и есть город - это две разные вселенные. Первое, что мы стали рассказывать нашим клиентам: «Есть бабушки, есть я - вот и весь бизнес. Если вы найдете волос в банке меда, можете спокойно винить меня, потому что я тоже отвечаю за качество головой».
Жителям деревни мы в свою очередь объясняли, что нельзя делать плохой продукт, нельзя наклеивать этикетку вверх ногами. Удивительно, но в российской деревне до сих пор жив стереотип: делаешь на продажу, значит, делаешь плохо. Если у человека есть корова и висит табличка: «Продаю молоко», молоко здесь не купят.
Еще мы решили рассказывать своим сотрудникам, как устроены большие корпорации, потому что я поняла, что мы работаем по тем же принципам только в деревне, где живут 52 человека.
Мне нужно подумать, что я еще могу дать людям, кроме возможности зарабатывать. Естественно, это возможность комфортно жить. Именно поэтому в деревне есть и детская площадка, и общественная зона и сейчас я планирую строить клуб.
История роста
У нас есть одиннадцать постоянных сотрудники. Мы начинали с четырех бабушек, которые собирали для нас ягоды летом. В прошлом году сезонных сотрудников на сборе ягод и трав для нашей продукции было уже 98. Будущим летом ожидаем около двухсот. Я не живу в Турыше постоянно, поэтому, когда узнала о таком коллективе, подумала, что все они пенсионеры. Прилетела в очередной раз, пью свой утренний кофе. Вижу, подъезжают два подростка на велосипедах, и пролезают сквозь дырку в заборе к нам во двор. Начинаю волноваться. Оказалось, напрасно - из этих 98 человек у нас работало 30 подростков. Не знаю, что их сподвигло. Может за эти пять лет они выросли и поняли, что надо работать и зарабатывать, может бабушки им что-то «подкручивают». Я разговаривала с этими девочками. Они говорят: «Да, работаем. А что нам делать-то еще?»
Такой поворот заставил меня задуматься об общественном центре. Я хотела собрать этих 14-15 летних ребят и показать им, что своими руками можно делать классный продукт, который будет востребован в городах, и позволит им зарабатывать деньги, осваивать какое-то ремесло. Зачем уезжать из дома, если здесь можно найти себя. Можно даже полноценно учиться и получить хорошее образование, если у тебя есть, к примеру, интернет.
Весь этот проект, на самом деле, про равные возможности. В какой-то момент мне стало обидно, что мы живем такие классные в городе и отделяем невольно себя от них, деревенских. Хотя по сути-то мы все одинаковые. Мне важно, если у меня не будет завтрашнего дня, понимать, насколько я помогла людям, насколько они были счастливы, а не то, какой оборот был у моей фирмы. В этом смысл моей деятельности.
Общественный центр
В деревнях до сих пор остались клубы – балансовые здания, на которые тратятся деньги, но которые, к сожалению, практически не работают. Когда мы стали обсуждать, что людям нужно место для встреч и общения, решили, что оно должно окупаться. Это мой принцип: даже если ты делаешь что-то доброе и полезное, оно все равно должно зарабатывать деньги, хотя бы себе на эксплуатацию.
Я говорю своим бабушкам: «Вы зарабатываете деньги у меня на фабрике, а вам их некуда тратить, потому что магазина нет. Автолавка приезжает раз в неделю. Вы покупаете по шесть 6 булок хлеба, морозите его в морозилке, а потом по необходимости размораживаете. Так себе удовольствие. Давайте будем печь свежий хлеб здесь». Сначала они отказывались от этой идеи, но теперь, спустя три года, согласились. Тогда я закинула вторую идею: «Если вы будете печь хлеб, мне важно, чтоб это был не мой бизнес. Пусть это сделает кто-то в деревне, кого я научу, как стать предпринимателем: считать деньги, платить налоги, нести всю ответственность, арендовать средства производства». Есть еще одно условие: нужно будет сделать так, чтобы подростки уже сейчас в будущем общественном центре начинали печь хлеб, на практике постигали азы бизнеса и производства, были заняты делом, почувствовали ответственность. Они должны понимать: если Гузель заказала 10 тысяч пряников на Новый год, - это тоже ниша, бизнес и отдельный сегмент, от которого зависит будущее каждого из них.
По задумке клуб будет не просто местом для бабушек, где они смогут собраться на чаепития по праздникам. Это будет место, где будет работа и досуг как для пенсионеров, так и для молодежи. Это будет место, где кроме всего прочего можно качественно встречать туристов. Они в Турыш и сейчас приезжают, и нам не хватает места, чтобы принять всех.
Бизнес-ценности
Запуская каждую линейку продуктов, мы думаем: а как этот продукт может помочь людям вокруг. Для нас вопрос «Куда мы его продадим?» - не главный. В первую очередь думаем о том, из чего мы будем его делать, какие ингредиенты могут трудоустраивать больше людей.
Сейчас мы запускаем целую линейку натуральной косметики, и максимально прорабатываем социальные аспекты. В свое время именно так мы придумали ложку с карамелью. В ней лежат травы и ягодки, которые собрали бабушки. Когда ты пьешь в офисе безвкусный черный чай, тебе не хватает аромата, ты знаешь, что можно все изменить. С компанией Unilever мы запустили совместный проект. «Я не верю вашей белозубой рекламе» - сказала я им. Давайте сделаем так, чтобы на ваших пачках с чаем появились бабушки. И они согласились.
Бренд
Меня часто спрашивают: «Гузель, ну что за название у бренда – Cocco bello»? Но меня ведь никто раньше не учил маркетингу. Несмотря на то, что я закончила Московский госуниверситет, специальность у меня была другая. Сейчас пришло понимание, что нужно гордиться своей страной, своим домом. По сути, то, что я делаю, и есть моя любовь к родной стороне. Мы решили, что начиная с линейки натуральной косметики, вы будете знать, что все это сделала деревня Малый Турыш.
Я верю, что у этой деревни еще многое впереди, что все возможно. Давайте вместе сделаем сказку былью. Мне важно, чтобы люди, которые покупают наш продукт в России, понимали, что от них тоже что-то зависит. И что наше будущее – в наших руках.
Вдохновляющие истории
QIWI - история бизнеса
Сергей Солонин, несмотря на серьезность своих бизнес-амбиций (в хорошем значении слова), совершенно не ассоциируется с образом банкира, который без пиджака не выйдет за хлебом. С ним легко можно рассуждать про бизнесы со смыслом,...
Вдохновляющие истории
Ясно поле: как устроен семейный бизнес
Продолжаем беседу с владельцами экопарка Ясно Поле Дмитрием и Региной Черепковыми. Узнаем о делегировании ответственности, о работе с людьми, которым хочется доверять, поговорим о распределении ролей в семейном бизнесе, о том,...
Вдохновляющие истории
интервью с Денисом Котовым
7 лет, 120 магазинов – и это не предел. В беседе в рамках проекта «Бизнес со смыслом» Денис Котов, основатель и генеральный директор сети книжных клубов «Буквоед», рассказал, почему хочет, чтобы Россия вновь стала читающей страной, а так...
Вдохновляющие истории
Мужчинам вход воспрещен Женский фитнес-клуб – социальная бизнес-модель
Я стояла перед зеркалом и думала: «Все хорошо. У меня есть все: крутая карьера, я хорошо зарабатываю, перспективы. А жить не хочется...» Это состояние преследовало меня очень долго. До тех пор, пока я не задала себе два вопроса: «Как ты ...
Вдохновляющие истории
Искал бизнес, а нашел культуру. Интервью с предпринимателем Антоном Васюткиным
Сеть «Бэби-клуб» известна многим неравнодушным мама и папам. Подчеркнем – неравнодушным. Не тем, которые предпочитают «сдать» чадо на несколько часов и отдохнуть от родительства, а тем, которые делают это осмысленно и с рациональным подх...
Вдохновляющие истории
Студия керамики Ананас
Однажды она прочитала книгу. Открыла случайно и просидела за ней до рассвета. На утро начала следовать советам автора - делать уборку. Она не раскладывала вещи по местам и не протирала тряпочкой пыль. Если верить Мари Кондо, той самой, ч...