Правила командного майнд-менеджмента

Опубликовано в № от 17.04.24
Особая эффективность фасилитации по сравнению с тренингом или простым совещанием достигается за счет четкого следования технологии. Сотни приемов командного майнд-менеджмента, выверенных профессионалами и документированных, позволяют разработать сессию на все случаи жизни так, чтобы получить максимальный эффект от групповой работы. В этом материале мы собрали базовые правила, которые должен соблюдать ведущий практически на любой сессии групповой работы.

Шляпа «фасилитатора»: следить за процессом

Чтобы совещание, планерка, оперативка, сессия или другая рабочая встреча прошла максимально результативно, желательно четко понимать роль, которую вы играете. В какой-то момент вы выступаете в роли эксперта. Если возможно, обозначьте свою позицию вслух: «Сейчас я говорю как эксперт». В какой-то момент вы — руководитель. Но большую часть времени старайтесь быть «фасилитатором», т.е. тем, кто следит за процессом, за тем, как идет групповое взаимодействие.

Всегда стоять, не сидеть

Это очевидное правило почему-то не все соблюдают. Если вы хотите контролировать процесс, четко понимать, что и для чего делается, стойте. Стоя, вы лучше всего чувствуете энергию группы, видите включенность каждого участника и можете быстро отреагировать. Вы можете время от времени садиться. Желательно стоять, когда вы говорите, слушаете, пишете на флип-чарте.

Все, что говорят участники, пишется слово в слово

При необходимости уточняйте. Не сокращайте. Пишите четким разборчивым почерком, крупными печатными буквами, темным маркером (синим, зеленым, коричневым, черным). Написанное должно быть видно всем участникам.

Безоценочность

Ваша задача — поощрять участников высказываться, не давая оценки содержанию. Тогда даже самые молчаливые и осторожные поверят в то, что их мнение важно и начнут делиться своими знаниями.

Парковочные доски

Мы рекомендуем использовать минимум три:

Вопросы, которые необходимо обсудить позже

536bb4624f9fdfcfddae0083d180ba80.jpeg


Принятые решения

5335040362a5353aecfc771696bc49db.jpeg


Действия (кто, что, когда):

b0780ace86a2ee6da09ad4ebd7cc3827.jpeg


Часто пригождаются доски: слова клиентов, результаты исследований.

Зачем они нужны? Это своего рода «база знаний» мероприятия. Нередко во время совместных встреч включается коллективное мышление, появляются удачные мысли. В этот момент кажется, что мысль настолько важна, что ее никто не забудет. Как же часто это оказывается ошибкой! К величайшему сожалению, идеи забываются и теряются. Фиксируйте ценные идеи, мысли, решения. Это также позволит каждому участнику видеть, что его идеи не отвергаются, что его мнение важно, что он ценен. Это мотивирует и повышает ваш авторитет и лояльность к компании и вам лично.

Телефоны и планшетники можно использовать только для фото

Вы говорите о важных вещах, но слушают далеко не все. Кто-то уже на фейсбуке, кто-то пишет смс. Так бывает. И довольно часто. Во время обсуждений, не требующих использования планшетов, лучше попросить телефоны и планшеты убрать. Их можно доставать только для того, чтобы сделать фото.

Не входить и не выходить

Во время групповой работы, обсуждения, выступления хождения недопустимы. Это сбивает говорящего, сбивает фокус и отвлекает.

Много питьевой воды

Вы знаете, что наш мозг на 70% состоит из воды? Питьевая вода стимулирует кровообращение и повышает продуктивность работы мозга во много раз.

Вначале объясните участникам цель встречи, планируемое содержание и ожидаемый результаты

Любое общение полезно начинать с формулировки цели. Чтобы работа была максимально эффективной, мы рекомендуем в самом начале заинтересовать, вовлечь и взбодрить участников. Как это сделать? Расскажите им в течение 5-7 минут о том, для чего вы собрались, о чем пойдет речь, как будете работать и что планируете получить на выходе. Попробуйте, результаты вас ошеломят.

На сессии должны быть «все нужные люди»

  • Все, кто имеет право голоса.
  • Лидеры мнений.
  • Все, чье мнение важно для принятия взвешенного решения.
  • Нельзя брать тех, кого планируете увольнять.

В конце сессии обязательно обсудить парковочные доски и заполнить лист решений

Вам знакомо чувство растерянности, когда после долгих обсуждений, многочасового совещания вы идете к себе на рабочее место и не очень понимаете, что надо делать, какие решения приняты? Чтобы этого избежать, попробуйте в конце встречи четко проговорить ее итоги. Обсудите следующие шаги, принятые решения, ответственных и сроки.

В конце сессии договориться о цели и времени следующей встречи, а также о том, что должно быть сделано до следующей встречи

Это важный момент, позволяющий добиться исполнения принятых решений: договоритесь о том, когда вы подведете промежуточные итоги, обсудите результаты или продолжите обсуждение. Это позволит запустить процесс реализации договоренностей.


Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

10 ингредиентов "вкусной" презентации на iPad: креативность

17 апреля 2993

Кто из нас не хотел бы понимать цели и смысл нашей жизни? Например, успешные вдохновляющее ораторы-мотиваторы мастерски поднимают людям настроение, помогают им оптимистично взглянуть на себя и понять, что они способны на ...

Слово экспертам

Михаил Трутнев про эффективность и гибкость в Ultimate Guitar

17 апреля 2379

Можно ли в самоорганизующихся компаниях, без менеджеров, без жесткой иерархии, совместить гибкость и ежедневную эффективность? Не будет ли потеряна эффективность после ввода новых правил? Михаил Трутнев, исполнительный директор компании ...

Слово экспертам

Этика коммуникаций I. Дресс-код

17 апреля 3134

Слово экспертам

В поисках миссии и видения компании

17 апреля 3038

Универсальной пилюли, которая на «раз-два» создаст миссию или видение организации, нет. Сколько компаний - столько и мнений. Сколько консультантов - столько алгоритмов. На старте нового трудового года я хочу напомнить о значимости миссии...

Слово экспертам

Забудьте о слайдах, сконцентрируйтесь на вашем послании

17 апреля 2376

Почти ежедневно я провожу презентации и также часто присутствую на презентациях. Главный урок, который я из всего этого вынесла - НЕ ФОКУСИРОВАТЬСЯ НА слайдах и программе для создания презентации.

Слово экспертам

Зачем компании нужны ценности? Часть 1

17 апреля 3128

В этой статье вы узнаете, почему ценности являются инструментом оперативного управления компаний, и познакомитесь с примерами ценностей из разных областей. Прочитав этот материал, вы сможете разработать ценности вашей компании!