Показать нельзя говорить

Опубликовано в № от 21.11.24
Ведущий российский эксперт в области визуального мышления и визуальной коммуникации в сфере обучения и развития. Член совета директоров Международной Ассоциации Визуализаторов IFVP. Организационный консультант и тренер тренеров, профессиональный визуальный фасилитатор и бизнес-скрайбер, командный и индивидуальный коуч.

Катерина Богина

Управляющий партнер компании Инсайт Груп (Insight Group)

Сейчас все больше и больше руководителей, сотрудников и профессионалов из сферы обучения обращаются к техникам визуализации в бизнесе. Это настоящий тренд, с которым нельзя не считаться. При этом важно понимать, визуализация для бизнеса или бизнес-визуализация – это совсем не про художество, это про быструю и осмысленную работу с информацией. 

У нас за последнее время на курсах обучились уже более 3000 человек в открытом и корпоративном формате, очно и дистанционно, и каждый из них понял, что визуализация – это ценный работающий инструмент – как для тренингов, так и для совещаний, переговоров и встреч. При этом специалисты в области обучения и визуального сопровождения используют форматы, которые находятся на стыке «красоты» и «содержания», такие, как скрайбинг, визуальная фасилитация, иллюстрации для раздаток и дистанционных курсов, плакаты и шаблоны для мероприятий. В это же время руководители, аналитики и топ-менеджеры пользуются форматом именно бизнес-визуализации, который включает в себя более лаконичные и структурные инструменты: схемы, модели, диаграммы и графики. 

Ниже будет рассмотрено, кто использует бизнес-визуализацию и под какие задачи, и под каждую задачу я предложу простые упражнения, через которые можно начать свое знакомство с визуализацией для бизнеса. 

 IMG_1027.jpg

Кто использует бизнес-визуализацию ?

 Тренеры и фасилитаторы

Тренеры и все, кто связан с бизнес-образованием, в открытом и корпоративном формате, - это первая группа людей, которая подхватила визуальную волну в России. Почему? Потому что это люди, которые работают с контентом профессионально, передавая его своим участникам через свои выступления и живую работу на флип-чарте. 

Руководители и топ-менеджеры

Руководители используют визуализацию совсем не так, как тренеры, они более лаконичны в образах и обычно не имеют время на подготовку и наведение красоты. Часто их визуализация – это в прямом смысле заметки на салфетках – будь то работа один на один с сотрудниками или высокостатусная встреча с коллегами и партнерами. 

Менеджеры по продажам и клиентские менеджеры

Все те люди, которые в сжатом формате передают смысл информации клиентам и партнерам, используют визуализацию для «продажи» своих идей прямо во время быстрой встречи. Эти же подходы часто используют спикеры на конференциях и участники стартап-инкубаторов, которым нужно делать яркие выступления продолжительностью всего несколько минут.


Где можно использовать техники бизнес-визуализации? 

Тренинги и фасилитационные сессии

Визуализация в тренингах сейчас стремительно переходит от стадии ноу-хау отдельных людей, стоящих на передовой, (как было пару лет назад) в ранг абсолютно массового явления. Все больше и больше тренеров обучаются осознанной визуальной работе на флип-чарте для того, чтобы понятно, системно и ярко передавать участникам контент своих программ. Часть из визуальных техник на тренинге носит эмоциональный характер – сочные образы, чтобы вовлечь, увлечь и повысить запоминаемость информации, а часть – это структурные схемы, диаграммы и модели, которые сложно назвать эмоциональными.  Тренеру/спикеру нужно уметь работать на двух пластах – и рациональном, и эмоциональных, чтобы его обучающие программы давали реальный результат. Техники бизнес-визуализации особенно важны там, где тема тренинга – сложная или относится к области hard-skills. Например, очень активно схемы и модели применяют тренеры в банковской сфере, ИТ и телекоме. 

Упражнение «Визуализация модели»

Нарисуйте упрощенную модель какого-нибудь процесса или концепции, которую вы планируете объяснить другим людям. Не используйте сложные рисунки или украшения, пусть это будет нарисовано просто, но понятно!

 UNADJUSTEDNONRAW_thumb_f0eb.jpg


 Переговоры, продажи и клиентские встречи 

Частенько руководители клиентских отделов жалуются мне, что их сотрудники не могут и слова сказать без презентации со слайдами, поэтому если проектора не дай бог нет, или он не работает, человек теряется и не может ни системно, ни визуально донести свои мысли. Он просто впадает в ступор! Но сейчас все больше и больше ценится способность человека работать с информацией, быстро и понятно объяснять свои мысли. На внутренних встречах менеджеров по персоналу HR-руководители крупных компаний неоднократно отмечают визуализацию как один из актуальных навыков для корпоративных профессионалов. 

 Отличие визуализации на переговорах – в её простоте. Если на тренингах и фасилитационных сессиях ведущие могут использовать более комплексные виды визуализации: визуальные шаблоны, заранее заготовленные плакаты, декоративные шрифты и так далее, то в переговорах арсенал визуальных техник значительно заужается. Для того, чтобы быстро провести визуальную встречу, нужно владеть навыком использования простых схем и диаграмм, а также самых простых пиктограммам для рассказывания визуальных историй. Это работает намного быстрее и точнее, чем любые слова, ведь 80% информации человек получает именно через визуальный канал. 

Для того, чтобы использовать бизнес-визуализацию на встречах, совсем не надо уметь рисовать, важно обладать азами визуального мышления и самыми простыми визуальными техниками.

Упражнение «Рисуем пиктограммы услуг»

Попробуйте нарисовать пиктограммы под услуги вашей компании. Главное, это должны быть самые простые пиктограммы, без усложнения и художественных спецэффектов. Когда вы хотя бы один раз отрисуете пиктограммы, для вас не составит труда воспроизвести их на переговорах или клиентской встрече.

 170028.jpg

Презентации и совещания внутри компании 

Для проведения эффективных и ярких совещаний сотрудники и менеджеры могут использовать визуальные техники как в более крупном формате (флип-чарт, маркерная доска), так и в уменьшенном виде (бумага А4, блокноты). Более того, нередко использование и специальной техники (айпады, планшеты). Я лично частенько пользуюсь айпадом и вижу, как это все больше и больше делают мои коллеги, например, Виктория Бехтерева уже много лет использует айпад для визуализации в формате ментальных карт. 

Для совещаний очень важно умение использовать бизнес-визуализацию прямо в процессе разговора или выступления, активизируя процессы групповой работы и групповой памяти. Полезным бонусом визуальных техник на совещаниях становится не только наглядная репрезентация повестки или достигнутых решений, но и бОльшая вовлеченность всех участников в процесс групповой работы. А визуальные иллюстрации после сообщения с легкостью отправляются всем участникам собрания по электронной почте и активно используются в работе. 

За рубежом, например, в Америке, наличие внутреннего визуализатора на совещаниях стало типичной практикой, но в России используются либо внешние эксперты в области визуализации, либо визуальную фиксацию осуществляет кто-то из участников собрания, если он обладает визуальными навыками.

Упражнение «Визуальная повестка совещания»

Нарисуйте повестку ближайшего собрания или разговора с сотрудником в формате ментальной карты. Название темы поместите в центре, а несколько подтем – вокруг главной темы. Вы можете зафиксировать несколько тезисов, которые вы обсудите в каждом пункте, запишите их, чтобы не забыть!

Визуальная заметка.jpg    

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_f4d0.jpg 

Осознанная работа с информацией 

Бизнес-визуализация помогает не только передавать информацию другим людям. Не меньшую пользу она приносит людям, которые хотят для себя структурировать, осознать и запомнить зачастую сложный контент. В этом могут помочь простые схемы, диаграммы и формат визуальных заметок. Визуальные конспекты отличаются от обычных конспектов намного более прицельной работой с информацией, ведь в случае составления визуальных заметок человек не просто переписывает всю информацию подряд, он осуществляет обработку контента, выделяя структуру текста и фиксируя только самую релевантную информацию. 

Визуальные заметки часто используются для сохранения выводов от прочитанных книг, фиксации содержания курсов и вебинаров, а также договоренностей, достигнутых во время совещаний и встреч. Сейчас у меня много корпоративных групп учатся фиксировать в формате визуальных заметок контент тренингов, на которые они ходят внутри компаний, и совещаний, на которых они присутствуют, чтобы основные выводы оставались с ними надолго. 

Главное, что нужно понимать, что визуальные заметки и простые схемы не обязаны быть красивыми, самое главное, чтобы они были структурными и понятными автору, а для этого достаточно использования самых простых форм и текста.

Упражнение «Визуальная заметка по книге»

Зафиксируйте основные выводы и тезисы из книги, которую вы читаете или недавно прочитали, в формате визуальной заметки. Не гонитесь за красотой, пусть это будет предельно просто с точки зрения исполнения, но структурно и понятно для вас. Вы можете использовать или не использовать пиктограммки, помните, что главное – содержание!

    44.jpg


Как только вы начнете использовать визуальные инструменты в своей работе, вы тут же увидите позитивную обратную связь от коллег, сотрудников и партнеров.  После этого вам уже очень будет очень сложно от них отказаться! Какими бы ни были ваши цели – объяснить понятно, оставить информацию в памяти, вовлечь участников совещания в работу или «продать» свою идею – простые фигуры, диаграммы и схемы и и элементарные пиктограммы сделают эту работу намного лучше, чем ваше «голое» выступление. Самого же большого эффекта вы добьетесь, соединив союзом «и» слова «выступать» и «говорить» для содержательных, структурных, ярких и осмысленных выступлений!

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Правила командного майнд-менеджмента

21 ноября 2962

Особая эффективность фасилитации по сравнению с тренингом или простым совещанием достигается за счет четкого следования технологии. Сотни приемов командного майнд-менеджмента, выверенных профессионалами и документированных, позволяют раз...

Слово экспертам

Этика деловой переписки

21 ноября 21532

В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы. [Лихтенберг Георг Кристоф] Пиши такие письма, которые ты хотел бы получать. [Античный афоризм] Письмо – весомый аргумент в мире бизнеса. [Бехтерева Виктор...

Слово экспертам

Зачем нужны корпоративные ценности: Как работает «управление по ценностям»?

21 ноября 9158

Я написала статью «Зачем компании нужны ценности?» 4 года назад. Это был крик души на абсурд. Та статья до сих пор остаётся одной из самых читаемых на сайте «Правил Игры», и после неё регулярно приходят запросы на проведение идеологическ...

Слово экспертам

Почему там сложно найти хорошего HR-директора?

21 ноября 2689

«Как сложно найти хорошего HR-директора!» - такую фразу мы как управленческие консультанты слышали от очень многих собственников бизнеса и генеральных директоров. А еще сложно найти хорошего директора по развитию, управлению проектами – ...

Слово экспертам

Этика коммуникаций II. Золотые правила субординации

21 ноября 6009

Слово экспертам

Интервью со спикером форума "Бизнес со смыслом" Виталиной Левашовой

21 ноября 2862

Мы нередко встречаемся с предпринимателями России. Многие из них так успешны, что давно могут позволить себе жить и не тужить за границей. Но они сознательно остаются работать в нашей стране, делают бизнес, который помогает ей расти и ра...