Осознанность и вовлечение в обучение

Опубликовано в № от 26.12.24
В ситуации, когда традиционные методы познания и обучения неэффективны, нужно искать новые варианты.  Директор АНО ДПО «ЦРМК-образовательные программы», практикующий психолог, тренер Михаил Москалев рассказывает о том, как учить и учиться осознанно и увлеченно, делится проверенными инструментами и успешными кейсами.

Про осознанность и вовлеченность сейчас много пишут и говорят: осознанность в профессии, осознанность в бизнесе, осознанность в личной жизни, осознанность в обучении и так далее. Полагаю, что это не просто дань моде, а пришло время, когда мы все больше начинаем задумываться над вопросами: кто я? что я чувствую? что делаю? почему это делаю? почему я имею то, что имею? Эти и другие вопросы, а главное – ответы на них позволяют возвращать наши мысли из прошлого либо будущего в «здесь и сейчас» и жить в настоящем моменте.

В своей психологической практике я часто, вернее сказать – практически всегда, призываю клиентов осознавать то, что происходит в их жизни, и вовлекаться, беря ответственность за результаты либо их отсутствие. Это не простой процесс, местами даже болезненный, и не каждый человек сразу готов в него погрузиться. Есть масса сдерживающих факторов. Вспоминая свою семью и большую часть семей моих клиентов и знакомых, понимаю, что нет привычки у родителей задавать такие элементарные вопросы: как ты сейчас себя чувствуешь? чего тебе хочется? что тебе интересно и почему? А в некоторых семьях хоть и задавались эти вопросы, но тут же ответы звучали от самих родителей. И это приводит к тому, что у детей нет необходимости осознавать – ведь есть тот, кто думает за них.

Готов поспорить, но навык осознанности с детства формируется в среде, в которой мы взрослеем, и у каждого период этого взросления свой. Если я умею осознанно относиться к себе, то этот навык транслируется и на все сферы моей жизни. Хотя не исключено и обратное, когда мы, например, начинаем осознаннее воспринимать свою профессию, что запускает процесс осознания самого себя.

Как этого достичь? Наилучший вариант – индивидуальная работа с психологом или психотерапевтом, которая, по моему мнению, дает большую осознанность и проработку. Но не каждый человек пока готов к индивидуальной работе. Это связано с отсутствием культуры обращения за психологической помощью, низким уровнем доверия к психологии, а для многих значим финансовый барьер (даже не отсутствие денег, а отсутствие понимания ценности такого взаимодействия).

Самостоятельное изучение специализированной литературы – тоже хороший вариант для тех, кто готов включаться в мыслительные процессы, закладываемые автором в произведение. Однако никто не отменял наши психологические защиты, которые всячески постараются исказить либо аннулировать значимые мысли и идеи. Опять же, самоанализ не всегда способен дать «правильный» эффект, по аналогии с медициной и опасностью самолечения, которое может привести к плачевным результатам.

Еще один популярный вариант – участие в групповой работе и различных тренинговых формах. Не хотел бы рассматривать тренинги личностного роста, польза от которых очень индивидуальна и часто имеет негативный эффект: нередко тренер не обладает психологической компетентностью, предлагает один способ «трансформации» для всех, после работы на тренинге отсутствует психологическое сопровождение участников. Я все же сторонник эволюционного психологического развития в относительно безопасной психологической среде.

Задумываясь над всем вышесказанным, мы с коллегами в течение года проводили серию открытых лекций и мастер-классов, темы которых определялись по степени актуальности либо заявлялись самими участниками. Мы исследовали саморегулирование; стресс и дистресс; работу с прокрастинацией; управление собственными страхами; противодействие манипулированию; формирование эмоционального интеллекта; эмоциональный вампиризм; понимание созависимости; как говорить то, что чувствуешь; лидерство в своей жизни и другие вопросы. Каждая тема затрагивала изучение собственных чувств и ощущений; анализ ситуации и своего физического и эмоционального вклада в нее; что мы делаем/не делаем и к чему это приводит/может привести; как может измениться наше восприятие/поведение/результат в тех или иных ситуациях.

Приведу пример одного реализованного образовательного мероприятия с темой «Как бороться с манипулированием?». Помимо вводной и завершающей частей тренинга, ключевыми моментами стало изучение методом фасилитации следующих вопросов:

  • Что такое манипулирование?

  • Что явилось причиной этого?

  • Какие способы ухода от манипуляционного воздействия Вы использовали?

В результате участниками были созданы информативные карты, отвечающие на поставленные вопросы и содержащие различные точки зрения и мнения.

 рис1 (1).jpeg

Рис. 1. Информативная карта

Пример обработанного материала по ответу на один вопрос можно увидеть на рис. 1.

 

рис.2.jpeg

Рис. 2. Что такое манипулирование

По итогам каждый сам принимает решение, насколько ему подходят/не подходят те или иные рекомендации, разработанные им самим и другими участниками встречи. Если мастер-класс формировал у участника потребность продолжить и более глубоко изучить тот или иной вопрос, то была возможность поработать в малой группе «Безопасного психологического пространства», которая позволяла погрузиться в процесс познания себя и осознанности во взаимоотношениях с другими людьми.

Главным результатом стало то, что каждый участник попробовал задать себе вопросы про самого себя и ответить на них. Именно этот опыт закладывает основы формирования осознанности в жизни.

«Одной осознанностью сыт не будешь!» – скажет кто-то, и в чем-то будет прав. Осознавать необходимо, но недостаточно! Важным становится вовлечение самого себя в процесс работы над собой и формирования необходимых новых знаний и опыта. А здесь появляются немного другие процессы.

Вспоминая собственный опыт изучения английского языка, понимаю, что стандартные методы познания и заучивания на меня уже не действуют и степень вовлеченности и рабочей энергии падает. Однако простое личное общение с носителем языка на тему «Как дела? Как жизнь?» воодушевляет, особенно когда действительно интересно, что происходит в жизни другого человека. То есть через вовлечение в решение практических реальных кейсов мы можем легче обучаться и нарабатывать новые компетенции.

Но как быть с достаточно стандартизированными обучающими процессами и учащимися, которые мало замотивированы на это? На недавнем форуме педагогов Москвы мы с коллегами говорили о работе учителя в школе, и практически все называли основными сложностями:

  • «замотивировать»,

  • «работать с ленивыми»,

  • «зажечь на предмет»,

  • «преодолеть инертное мышление»,

  • «заинтересовать»,

  • «работать с трудными участниками».

Знакомые трудности для любого человека, работающего с группами, как для учителя, так и для бизнес-тренера и даже руководителя. Лишь до 30% состава группы готовы активно участвовать в том образовательном процессе, который предлагается. Но наша задача – сделать так, чтобы все «слушатели» превратились в «участников»!

В этом случае что может быть лучше фасилитации для вовлечения?! Возможно, метод фасилитации не всегда применим в изучении математики либо каких-нибудь химических процессов, хотя и с этим тоже можно поспорить, но в других направлениях – почему нет? Главное – подготовка организатора образовательного процесса по данному методу и желание заинтересовывать и вовлекать.

Возвращаясь к своему опыту проведения лекций и мастер-классов, скажу, что наилучшим вариантом введения участников в ту или иную тему был сбор имплицитных (обыденных) представлений методом фасилитации. Многие, придя на образовательное мероприятие, впервые включались в освоение заявленной темы не в качестве слушателей, а как активные участники формирования общего представления и понимания вопроса.

Интерактивная клеевая доска (может быть и металлическая доска с магнитами, флипчарт со скотчем либо малярной лентой), карточки (желательно цветные, но и просто белые тоже подойдут), маркеры либо фломастеры темных цветов, зона для работы и немного времени – все, что нужно для такого мастер-класса. Важно позволить участникам помечтать, написать то, что они когда-то слышали либо знают о каком-либо явлении, предмете, собрать все это в одну большую карту, где каждый видит свою идею, свой голос и чувствует причастность к общему результату. И, уверяю вас, каждый с нетерпением ждет, что же будет дальше. И ура! – появляется тот самый интерес – ключевая «питательная субстанция» вовлечения.

На старте обучения важно понять уровень знаний о той или иной теме (первоначальные знания), а по результатам обучения – освоенность полученных знаний.  Красочные карты, созданные на тренинге, запомнятся участникам намного лучше заученного текста, так как при этом используются другие структуры запоминания. И образовательный процесс превращается из рутины в интересное занятие, похожее по энергетике на хобби.

И да, возникает важный фактор в работе с вовлеченностью – это поддержание энергии, той самой, которая позволяет активно участвовать и обучаться. Что для этого делается на практике? Тренеры в своей работе используют различные способы: смена вида деятельности, чередование индивидуальной и групповой работы, гимнастика для глаз, рук, тела и др.

В своей тренерской работе я использую упражнения образовательной кинесиологии (то, что могут взять на вооружение и тренеры, и учителя/преподаватели). Это интегрированные знания о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе ощущениях положения и движения собственного тела в пространстве. С помощью определённых упражнений координируется работа обоих полушарий мозга, включается совместное взаимодействие интеллекта и тела. Комплекс данных упражнений называют необычным на первый взгляд словосочетанием «гимнастика мозга», но это наилучшим образом характеризует саму суть: делаем гимнастику для тренировки нашего мозга.

В работе со взрослыми мы делаем упражнения в классическом виде и при необходимости информируем о том, на что влияют данные упражнения и к какому эффекту приводят. В работе с детьми, да и со взрослыми тоже, можно трансформировать упражнения в различные игровые формы и всевозможные метафоры, ограничивающиеся только вашей креативностью. Например, это может быть лес с его обитателями и семьей Совы (упражнение «Сова»); джунгли со слонами, которые тоже хотят учиться и хоботом описывают в воздухе различные фигуры и буквы (упражнение «Слон»); поход, в котором все мы путешественники и пробираемся через препятствия, поднимая колени к противоположным локтям (упражнение «Перекрестные шаги»), либо мы перемещаемся в египетские гробницы и становимся мумиями фараонов, стоим, скрестив ноги, а скрещенные руки кладем себе на грудь, и в таком положении достигаем гармонии с миром (упражнение «Крюки Деннисона»), и другие вариации. В сети Интернет много информации об этом.

Таким образом, в зависимости от ситуации и того эффекта, который необходим в данный момент в работе с группой, можно использовать определенное упражнение либо их комбинацию и достигать того результата, который вы заранее запланировали. Это поддерживает необходимый уровень рабочей энергии и вовлеченности в процесс и, что немаловажно, снижает уровень напряжения и стресса и улучшает контакт с тренером/преподавателем. А мы помним еще из детства, что учимся с интересом только у тех педагогов, которые смогли установить с нами доверительный контакт. Именно он способствует восприятию образовательного процесса как психологически безопасного, вызывает интерес и вовлеченность.

Работая с различными категориями и возрастами людей, я понимаю, что от моей личной осознанности как тренера и психолога и вовлеченности в процессы, которыми я занимаюсь, зависит уровень осознанности и вовлеченности окружающих меня людей и, конечно же, участников образовательных мероприятий. Один из факторов успеха своей работы я вижу в формировании у людей интереса к собственной жизни и к тому, чем они занимаются. А как говорят коллеги-психологи, и я с этим полностью согласен: именно интерес является составной частью счастья. Человек с интересом что-то творит – и это делает его жизнь счастливой.

Коллеги, предлагаю вовлекаться самим и вовлекать людей, с которыми работаем,  все новыми и интересными методами и тем самым делать их счастливыми! Так мы и сами будем получать удовлетворение от того дела, которое осознанно выбрали как свою профессию!

В качестве итога:

  • Начинать жить осознанно никогда не поздно! Может быть непривычно, сложно, местами даже больно, но, возможно, это изменит вас и все вокруг, если вы к этому готовы. Достигнув собственных вершин осознанности, призываю вас помогать детям (по возможности и взрослым, но с их согласия) включаться в процесс осознания собственных чувств, желаний и всего происходящего в их жизни. Это поможет им сформировать необходимый опыт.

  • Быть в «здесь и сейчас» помогает реальнее смотреть на суть происходящего и принимать адекватные данным условиям решения (либо принимать решение – не принимать решение, но зато это будет ваш выбор!). Это наилучшим образом влияет на качество нашей жизни.Вовлеченность в обучение напрямую связана с осознанностью. Когда мы четко понимаем, зачем нам нужны те или иные знания и компетенции, то вовлеченно и ответственно включаемся в процессы по их освоению.

  • Современные условия развития образования предполагают новые методы, которые раньше использовались только в консалтинге либо бизнесе. Например, метод фасилитации может гармонично вписаться в интерактивное освоение какого-либо вопроса и включить/заинтересовать обучающихся в активное и ответственное развитие данной темы.

  • Открытый и доверительный контакт тренера/преподавателя/учителя/фасилитатора с участниками образовательного процесса позволяет создать безопасное психологическое пространство и повысить результативность. Для этого, помимо собственной квалификации и харизмы, тренер может использовать упражнения из образовательной кинесиологии, снижающие напряженность и корректирующие уровень рабочей энергии.

Благодарю вас за то, что разделили со мной интерес к данной теме! Если возникли вопросы, а может быть, несогласие с какими-то тезисами, появилось желание обсудить другие возможные варианты повышения осознанности и включенности в обучение, прошу писать мне на почту info@mmoskalev.com, мы сможем продолжить данную дискуссию!

 

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Как все успевать и получать результат с удовольствием

26 декабря 2955

Еще со школы рабочее место много для меня значит. Это мир, где нет мелочей, где каждая деталь продумана и оптимальна. Высокая загрузка и необходимость быстро переключаться и много писать и читать приучили меня к управлению энергией и про...

Слово экспертам

9 книг, которые перевернут ваше представление о питании и помогут быть энергичнее

26 декабря 3247

Слово экспертам

14 приложений для iPad, iPhone и Apple Watch, которые помогают мне управлять своей энергией

26 декабря 3100

1. lumosity. Использую его уже больше 3х лет. Узнала о нем от Дамира Халилова. Когда-то оно было только в веб-версии на компьютере, потом появилась iPad-версия. И ее я использую по сей день. С недавних пор тренировать памят...

Слово экспертам

Обратная связь

26 декабря 3967

О том, как работает обратная связь в компании «ВкусВилл» и почему нужны жалобы клиентов, рассказывает Евгений Щепин, управляющий по внешним коммуникациям компаний "Избёнка" и "ВкусВилл"

Слово экспертам

Борис Дьяконов о холакратии в банке "Точка"

26 декабря 3367

Холакратия — один из самых популярных методов самоуправления в мире. Она позволяет организациям быть гибкими и быстрыми. Борис Дьяконов, глава банка для предпринимателей «Точка», на форуме «Бизнес со смыслом» с юмором рассказывал о холак...

Слово экспертам

Внедрение проектного управления

26 декабря 3238

Малахов Андрей, Prince2 Practitioner - эксперт-практик в области проектного управления и проектных офисов с 13-летним опытом. Руководил стратегическими проектными офисами в ЮниКредит Банке и банке Ренессанс-кредит. Управлял портфелями до...