Про осознанность и вовлеченность сейчас много пишут и говорят: осознанность в профессии, осознанность в бизнесе, осознанность в личной жизни, осознанность в обучении и так далее. Полагаю, что это не просто дань моде, а пришло время, когда мы все больше начинаем задумываться над вопросами: кто я? что я чувствую? что делаю? почему это делаю? почему я имею то, что имею? Эти и другие вопросы, а главное – ответы на них позволяют возвращать наши мысли из прошлого либо будущего в «здесь и сейчас» и жить в настоящем моменте.
В своей психологической практике я часто, вернее сказать – практически всегда, призываю клиентов осознавать то, что происходит в их жизни, и вовлекаться, беря ответственность за результаты либо их отсутствие. Это не простой процесс, местами даже болезненный, и не каждый человек сразу готов в него погрузиться. Есть масса сдерживающих факторов. Вспоминая свою семью и большую часть семей моих клиентов и знакомых, понимаю, что нет привычки у родителей задавать такие элементарные вопросы: как ты сейчас себя чувствуешь? чего тебе хочется? что тебе интересно и почему? А в некоторых семьях хоть и задавались эти вопросы, но тут же ответы звучали от самих родителей. И это приводит к тому, что у детей нет необходимости осознавать – ведь есть тот, кто думает за них.
Готов поспорить, но навык осознанности с детства формируется в среде, в которой мы взрослеем, и у каждого период этого взросления свой. Если я умею осознанно относиться к себе, то этот навык транслируется и на все сферы моей жизни. Хотя не исключено и обратное, когда мы, например, начинаем осознаннее воспринимать свою профессию, что запускает процесс осознания самого себя.
Как этого достичь? Наилучший вариант – индивидуальная работа с психологом или психотерапевтом, которая, по моему мнению, дает большую осознанность и проработку. Но не каждый человек пока готов к индивидуальной работе. Это связано с отсутствием культуры обращения за психологической помощью, низким уровнем доверия к психологии, а для многих значим финансовый барьер (даже не отсутствие денег, а отсутствие понимания ценности такого взаимодействия).
Самостоятельное изучение специализированной литературы – тоже хороший вариант для тех, кто готов включаться в мыслительные процессы, закладываемые автором в произведение. Однако никто не отменял наши психологические защиты, которые всячески постараются исказить либо аннулировать значимые мысли и идеи. Опять же, самоанализ не всегда способен дать «правильный» эффект, по аналогии с медициной и опасностью самолечения, которое может привести к плачевным результатам.
Еще один популярный вариант – участие в групповой работе и различных тренинговых формах. Не хотел бы рассматривать тренинги личностного роста, польза от которых очень индивидуальна и часто имеет негативный эффект: нередко тренер не обладает психологической компетентностью, предлагает один способ «трансформации» для всех, после работы на тренинге отсутствует психологическое сопровождение участников. Я все же сторонник эволюционного психологического развития в относительно безопасной психологической среде.
Задумываясь над всем вышесказанным, мы с коллегами в течение года проводили серию открытых лекций и мастер-классов, темы которых определялись по степени актуальности либо заявлялись самими участниками. Мы исследовали саморегулирование; стресс и дистресс; работу с прокрастинацией; управление собственными страхами; противодействие манипулированию; формирование эмоционального интеллекта; эмоциональный вампиризм; понимание созависимости; как говорить то, что чувствуешь; лидерство в своей жизни и другие вопросы. Каждая тема затрагивала изучение собственных чувств и ощущений; анализ ситуации и своего физического и эмоционального вклада в нее; что мы делаем/не делаем и к чему это приводит/может привести; как может измениться наше восприятие/поведение/результат в тех или иных ситуациях.
Приведу пример одного реализованного образовательного мероприятия с темой «Как бороться с манипулированием?». Помимо вводной и завершающей частей тренинга, ключевыми моментами стало изучение методом фасилитации следующих вопросов:
Что такое манипулирование?
Что явилось причиной этого?
Какие способы ухода от манипуляционного воздействия Вы использовали?
В результате участниками были созданы информативные карты, отвечающие на поставленные вопросы и содержащие различные точки зрения и мнения.
Рис. 1. Информативная карта
Пример обработанного материала по ответу на один вопрос можно увидеть на рис. 1.
Рис. 2. Что такое манипулирование
По итогам каждый сам принимает решение, насколько ему подходят/не подходят те или иные рекомендации, разработанные им самим и другими участниками встречи. Если мастер-класс формировал у участника потребность продолжить и более глубоко изучить тот или иной вопрос, то была возможность поработать в малой группе «Безопасного психологического пространства», которая позволяла погрузиться в процесс познания себя и осознанности во взаимоотношениях с другими людьми.
Главным результатом стало то, что каждый участник попробовал задать себе вопросы про самого себя и ответить на них. Именно этот опыт закладывает основы формирования осознанности в жизни.
«Одной осознанностью сыт не будешь!» – скажет кто-то, и в чем-то будет прав. Осознавать необходимо, но недостаточно! Важным становится вовлечение самого себя в процесс работы над собой и формирования необходимых новых знаний и опыта. А здесь появляются немного другие процессы.
Вспоминая собственный опыт изучения английского языка, понимаю, что стандартные методы познания и заучивания на меня уже не действуют и степень вовлеченности и рабочей энергии падает. Однако простое личное общение с носителем языка на тему «Как дела? Как жизнь?» воодушевляет, особенно когда действительно интересно, что происходит в жизни другого человека. То есть через вовлечение в решение практических реальных кейсов мы можем легче обучаться и нарабатывать новые компетенции.
Но как быть с достаточно стандартизированными обучающими процессами и учащимися, которые мало замотивированы на это? На недавнем форуме педагогов Москвы мы с коллегами говорили о работе учителя в школе, и практически все называли основными сложностями:
«замотивировать»,
«работать с ленивыми»,
«зажечь на предмет»,
«преодолеть инертное мышление»,
«заинтересовать»,
«работать с трудными участниками».
Знакомые трудности для любого человека, работающего с группами, как для учителя, так и для бизнес-тренера и даже руководителя. Лишь до 30% состава группы готовы активно участвовать в том образовательном процессе, который предлагается. Но наша задача – сделать так, чтобы все «слушатели» превратились в «участников»!
В этом случае что может быть лучше фасилитации для вовлечения?! Возможно, метод фасилитации не всегда применим в изучении математики либо каких-нибудь химических процессов, хотя и с этим тоже можно поспорить, но в других направлениях – почему нет? Главное – подготовка организатора образовательного процесса по данному методу и желание заинтересовывать и вовлекать.
Возвращаясь к своему опыту проведения лекций и мастер-классов, скажу, что наилучшим вариантом введения участников в ту или иную тему был сбор имплицитных (обыденных) представлений методом фасилитации. Многие, придя на образовательное мероприятие, впервые включались в освоение заявленной темы не в качестве слушателей, а как активные участники формирования общего представления и понимания вопроса.
Интерактивная клеевая доска (может быть и металлическая доска с магнитами, флипчарт со скотчем либо малярной лентой), карточки (желательно цветные, но и просто белые тоже подойдут), маркеры либо фломастеры темных цветов, зона для работы и немного времени – все, что нужно для такого мастер-класса. Важно позволить участникам помечтать, написать то, что они когда-то слышали либо знают о каком-либо явлении, предмете, собрать все это в одну большую карту, где каждый видит свою идею, свой голос и чувствует причастность к общему результату. И, уверяю вас, каждый с нетерпением ждет, что же будет дальше. И ура! – появляется тот самый интерес – ключевая «питательная субстанция» вовлечения.
На старте обучения важно понять уровень знаний о той или иной теме (первоначальные знания), а по результатам обучения – освоенность полученных знаний. Красочные карты, созданные на тренинге, запомнятся участникам намного лучше заученного текста, так как при этом используются другие структуры запоминания. И образовательный процесс превращается из рутины в интересное занятие, похожее по энергетике на хобби.
И да, возникает важный фактор в работе с вовлеченностью – это поддержание энергии, той самой, которая позволяет активно участвовать и обучаться. Что для этого делается на практике? Тренеры в своей работе используют различные способы: смена вида деятельности, чередование индивидуальной и групповой работы, гимнастика для глаз, рук, тела и др.
В своей тренерской работе я использую упражнения образовательной кинесиологии (то, что могут взять на вооружение и тренеры, и учителя/преподаватели). Это интегрированные знания о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе ощущениях положения и движения собственного тела в пространстве. С помощью определённых упражнений координируется работа обоих полушарий мозга, включается совместное взаимодействие интеллекта и тела. Комплекс данных упражнений называют необычным на первый взгляд словосочетанием «гимнастика мозга», но это наилучшим образом характеризует саму суть: делаем гимнастику для тренировки нашего мозга.
В работе со взрослыми мы делаем упражнения в классическом виде и при необходимости информируем о том, на что влияют данные упражнения и к какому эффекту приводят. В работе с детьми, да и со взрослыми тоже, можно трансформировать упражнения в различные игровые формы и всевозможные метафоры, ограничивающиеся только вашей креативностью. Например, это может быть лес с его обитателями и семьей Совы (упражнение «Сова»); джунгли со слонами, которые тоже хотят учиться и хоботом описывают в воздухе различные фигуры и буквы (упражнение «Слон»); поход, в котором все мы путешественники и пробираемся через препятствия, поднимая колени к противоположным локтям (упражнение «Перекрестные шаги»), либо мы перемещаемся в египетские гробницы и становимся мумиями фараонов, стоим, скрестив ноги, а скрещенные руки кладем себе на грудь, и в таком положении достигаем гармонии с миром (упражнение «Крюки Деннисона»), и другие вариации. В сети Интернет много информации об этом.
Таким образом, в зависимости от ситуации и того эффекта, который необходим в данный момент в работе с группой, можно использовать определенное упражнение либо их комбинацию и достигать того результата, который вы заранее запланировали. Это поддерживает необходимый уровень рабочей энергии и вовлеченности в процесс и, что немаловажно, снижает уровень напряжения и стресса и улучшает контакт с тренером/преподавателем. А мы помним еще из детства, что учимся с интересом только у тех педагогов, которые смогли установить с нами доверительный контакт. Именно он способствует восприятию образовательного процесса как психологически безопасного, вызывает интерес и вовлеченность.
Работая с различными категориями и возрастами людей, я понимаю, что от моей личной осознанности как тренера и психолога и вовлеченности в процессы, которыми я занимаюсь, зависит уровень осознанности и вовлеченности окружающих меня людей и, конечно же, участников образовательных мероприятий. Один из факторов успеха своей работы я вижу в формировании у людей интереса к собственной жизни и к тому, чем они занимаются. А как говорят коллеги-психологи, и я с этим полностью согласен: именно интерес является составной частью счастья. Человек с интересом что-то творит – и это делает его жизнь счастливой.
Коллеги, предлагаю вовлекаться самим и вовлекать людей, с которыми работаем, все новыми и интересными методами и тем самым делать их счастливыми! Так мы и сами будем получать удовлетворение от того дела, которое осознанно выбрали как свою профессию!
В качестве итога:
Начинать жить осознанно никогда не поздно! Может быть непривычно, сложно, местами даже больно, но, возможно, это изменит вас и все вокруг, если вы к этому готовы. Достигнув собственных вершин осознанности, призываю вас помогать детям (по возможности и взрослым, но с их согласия) включаться в процесс осознания собственных чувств, желаний и всего происходящего в их жизни. Это поможет им сформировать необходимый опыт.
Быть в «здесь и сейчас» помогает реальнее смотреть на суть происходящего и принимать адекватные данным условиям решения (либо принимать решение – не принимать решение, но зато это будет ваш выбор!). Это наилучшим образом влияет на качество нашей жизни.Вовлеченность в обучение напрямую связана с осознанностью. Когда мы четко понимаем, зачем нам нужны те или иные знания и компетенции, то вовлеченно и ответственно включаемся в процессы по их освоению.
Современные условия развития образования предполагают новые методы, которые раньше использовались только в консалтинге либо бизнесе. Например, метод фасилитации может гармонично вписаться в интерактивное освоение какого-либо вопроса и включить/заинтересовать обучающихся в активное и ответственное развитие данной темы.
Открытый и доверительный контакт тренера/преподавателя/учителя/фасилитатора с участниками образовательного процесса позволяет создать безопасное психологическое пространство и повысить результативность. Для этого, помимо собственной квалификации и харизмы, тренер может использовать упражнения из образовательной кинесиологии, снижающие напряженность и корректирующие уровень рабочей энергии.
Благодарю вас за то, что разделили со мной интерес к данной теме! Если возникли вопросы, а может быть, несогласие с какими-то тезисами, появилось желание обсудить другие возможные варианты повышения осознанности и включенности в обучение, прошу писать мне на почту info@mmoskalev.com, мы сможем продолжить данную дискуссию!
Слово экспертам
Почему там сложно найти хорошего HR-директора?
«Как сложно найти хорошего HR-директора!» - такую фразу мы как управленческие консультанты слышали от очень многих собственников бизнеса и генеральных директоров. А еще сложно найти хорошего директора по развитию, управлению проектами – ...
Слово экспертам
Презентация без Power point
Рисунок стоит тысячи слов. Изображения мы воспринимаем гораздо быстрее, чем слова и запоминаем надолго. При этом «детские» или графические рисунки привлекают наше внимание быстрее, чем тщательно прорисованные профессиональные картины. Че...
Слово экспертам
Алексей Пименов: обучение длиною в жизнь
Автор статьи: Алексей Пименов, тренер и консультант по гибким методологиям Я хотел бы поделиться некоторыми принципами, которыми стараюсь руководствоваться в своей жизни.
Слово экспертам
Презентация в виде истории: сказка для взрослых
Презентация? Что может быть проще? Открываем Power Point и начинаем заполнять слайды. Немного (а может побольше?) текста, сюда картинку, сюда график. Готово! Интересно, почему меня никто не слушает? А вон там зевают... Почему так?
Слово экспертам
Совершенный день - философия неограниченной жизни
Вы много работаете, у вас много интересных и не очень проектов, которые идут порой параллельно. Аврал, цейтнот и стресс - ваши давние друзья. У вас семья, о которой тоже нужно заботиться; дети, которым нужно уделить внимание; друзья, кот...
Слово экспертам
Партнерство – дело тонкое опыт адвоката
Бизнес-партнеры. А они точно вам нужны? Вы уверены? Может, еще раз подумать? Дмитрий Гриц, адвокат, специалист по партнерским соглашениям, рекомендует много и крепко подумать, прежде чем делить бизнес. Профессиональный опыт позволяет ем...