Для ответа на этот вопрос достаточно попросить любого человека ответить на вопрос: «Назовите страны с сильной культурой?». Мы задаем этот вопрос на тренинг-сессиях постоянно, и каждый раз нам отвечают одно и то же: Германия, Япония, США, Англия, Сингапур, Канада, … Где-то во втором десятке стран обычно кто-то находит в себе смелость и неуверенно произносит – Россия?!
Интересное наблюдение из практики: большинство участников не знают точного определения, что такое культура, почему она сильная или слабая, и как это вообще измеряется. Но перечень стран всегда одинаковый! Задайте этот вопрос любому человеку, находящемуся сейчас рядом с Вами – удивитесь.
И чем сильнее культура страны, тем больше в ней по-настоящему небезразличных к ней людей. И это является фундаментальным условием создания сильной системы управления.
Ну вот представьте себе такую ситуацию: Некто прогуливает свою собаку в одной из вышеназванных стран, которые обычно называют странами с сильной культурой (Германия, Япония, США, Англия, Сингапур, Канада, список продолжить). Представьте, что собака сделала свои большие дела, и этот Некто не убрал за своей собакой следы ее жизнедеятельности! И это все безобразие увидел другой гражданин этой «сильной» страны (немец, японец, американец, англичанин, сингапурец, канадец, список продолжить). Вот ответьте сейчас сразу, что он сделает?!
Когда мы приводим этот пример на тренингах, зал хором наперебой сначала отвечает «настучит!», «заложит!», «накапает!». Через некоторое время звучат варианты «сделает замечание», «научит убирать за своей собакой», «подойдет и сам уберет». И никто и никогда не говорит, что «оставит все, как есть».
И ведь в нашей стране тоже есть, как и во всех вышеназванных странах, закон о том, что хозяин собаки должен убирать за ней отходы ее жизнедеятельности. Иначе штраф 5000 рублей, между прочим. Но мы не видели еще ни одного города, где бы этот закон работал.
Высокий процент людей, небезразличных к принятым правилам игры, – это ключевое условие сильной культуры. И наоборот, чем больше безразличных людей, тем слабее культура.
Самое интересное – небезразличие уже есть в каждой организации! Если хотите, вот примеры:
Просто сейчас правила игры переписались, и быть безразличным к принятым правилам стало нормальным. (Подробнее читайте в статье «Добровольное принуждение»).Но Вы можете переписать эти навязанные правила игры для своей организации!
Мы называем эти элементы «лестницей управления»:
Правила игры есть на каждой из ступеней этой лестницы. Но они или навязанные, и тогда мы имеем дело с безразличием, или созданные Вами, и тогда есть возможность создать небезразличие.
Представим это в виде таблицы:
Элемент управления и определение |
На какой вопрос отвечает |
Безразличие (навязанные правила игры = две белых пирамидки) |
Небезразличие (принятые правила игры = потому что эта белая а эта черная) |
Задачи – управление на уровне конкретных мероприятий, которые можно запланировать и сделать в течение одного рабочего дня |
|
|
|
Процессы – управляемая последовательность действий, позволяющая постоянно получать требуемый результат (способ преобразования «входов» в «выходы») |
|
|
|
Правила - любые писаные и неписаные договоренности, принятые в организации |
|
|
|
Проект - обязательство команды по созданию новой ценности (создание нового процесса или улучшение существующего процесса) в ограниченное время |
|
|
Проект – это неизбежный заранее запланированный результат У нас нет шанса не сделать проект в срок |
Цель - измеримый показатель, по которому можно оценить успешность работы команды на конкретном временном отрезке |
|
|
|
Стратегия - одинаково понимаемый всеми план победы в конкурентной борьбе |
|
|
|
Идеология - система формирования смысла работы и определения правильного и неправильного поведения в компании для сотрудников |
|
|
|
Для того, чтобы сделать своих сотрудников небезразличными, Вам нужно сказать им о том, что теперь у них не «две белых пирамидки», а «белая и черная».
Ведь большинство сотрудников руководствуются не тем, что Вы им говорите, а тем, что им потом постоянно говорят окружающие их коллеги! «Две белые пирамидки, обе белые, две белых!».
Поэтому для того, чтобы правила игры стали разделяться, выполняться, контролироваться и улучшаться сотрудниками, нужно вместе с ними осознать, что теперь «одна пирамидка белая, а другая - черная». И это нужно делать регулярно. Для этого не подойдет оперативное совещание в течение одного часа. Для этого нужно вырваться из оперативной текучки и переписать правила игры своей организации.
Мы рекомендуем это делать во время отдельных тренинг-сессий. Такая сессия поможет Вам создать именно те правила игры для своей организации, которые будут работать. А следовательно, компания будет более управляемой, что означает:
Сотрудники научатся лучше друг с другом договариваться и обязательно выполнять достигнутые договоренности и др.
Слово экспертам
Как подготовиться к публичному выступлению/семинару/тренингу с помощью технологий майнд-менеджмента
В этой статье мы дадим единую технологию для подготовки к любому публичному выступлению, семинару или тренингу с помощью одной из технологий майнд-менеджмента — построение интеллект-карт в программе MindJet.
Слово экспертам
Зачем нужны корпоративные ценности: Как работает «управление по ценностям»?
Я написала статью «Зачем компании нужны ценности?» 4 года назад. Это был крик души на абсурд. Та статья до сих пор остаётся одной из самых читаемых на сайте «Правил Игры», и после неё регулярно приходят запросы на проведение идеологическ...
Слово экспертам
Кого сейчас оставить в команде: как определить?
Алгоритм, актуальный во все времена. По каким критериям мы принимаем решение о расставании: Отсутствие результата Недостаток компетенций «Кислотность» сотрудника для коллектива – «Достал всех, су№%*ок!» НО! Самый в...
Слово экспертам
Как самостоятельно подготовить и провести стратегическую сессию? POEMS-анализ.
POEMS-анализ используется для наглядного представления и выделения ключевых моментов настоящего. Он помогает развернуто ответить на вопрос «Где мы сейчас?» и учесть все аспекты. Его полезно использовать на стратегических сессиях, на пром...
Слово экспертам
Моя система планирования 2.0 или как все успевать, когда у вас много проектов
Автор статьи: Андрей Зинкевич, Специалист по привлечению и удержанию клиентов. Автор трех бесплатных книг Конвейер клиентов. Как привлекать и удерживать клиентов, Секреты клиентоориентированности и Прибыльные интернет-проекты .
Слово экспертам
Ценности компании
Ценности в действительности управляют деятельностью организации. Ценности Technology of Participation (технологии вовлечения, ToP) имеют высокий потенциал вовлечения и подразумевают безграничные возможности каждого человека, ту у...