Это единственный мощный способ сделать так, чтобы любая группа людей подробно исследовала любую тему и пришла к ценному результату. Он задействует естественный процесс мышления для того, чтобы сфокусировать энергию отдельного участника или группы на принятии решения и необходимом действии.
Для решения серьезных проблем и задач команду необходимо вывести на сфокусированное, вовлеченное и продуктивное обсуждение. Добиться этого можно с помощью воронки вопросов, построенных по ORID- или ОРИП-модели.
ОРИП-модель - это 4-уровневая модель человеческого поведения, которая учитывает, как люди реагируют друг на друга и на своё окружение, как они учатся, принимают решения и чем руководствуются в действиях.
Что означает аббревиатура ORID (ОРИП)?
Каждый день мы бесчисленное множество раз бессознательно проходим через 4 уровня восприятия и взаимодействия с миром:
O - objective: О - объективный уровень восприятия. Мы можем осознавать или не осознавать это, но мы внутренне воспринимаем информацию, благодаря органам чувств (зрение, слух, вкус, запах, прикосновения).
R - reflective: Р - рефлекторный уровень - наши эмоциональные, интуитивные или инстинктивные реакции представляют собой рефлективный уровень восприятия.
I - interpretive: И - интерпретативный уровень - мы различаем смыслы, придаем значение и учимся, благодаря интерпретации.
D - decisional: мы приходим к умозаключениям любого рода, решению или действию на уровне П - принятия решений.
Воронка вопросов по ОРИП-модели помогает группе уйти с поверхности обсуждения в глубинные смыслы, изучить вопрос и принять обоснованное решение.
Например, вы можете спросить: «Что нам делать с проблемой Х?» - как вы видите, вопрос в такой формулировке апеллирует сразу к уровню принятия решения. Но этот же вопрос вы можете задать другими способами и получить на него более глубокий ответ:
«Что мы знаем об этой проблеме?»
«С какими трудностями мы сталкивались в связи с этой проблемой и что нам удалось достичь?»
«Чему мы научились, исходя из нашего опыта: что может сработать, а что не сработает в работе над этой проблемой?»
В качестве примера приведём воронку вопросов, по которым мы организуем обсуждение нашего любимого видеоролика о пирамидках "Обе белые", который мы часто анализируем на наших тренинг-сессиях вместе с Клиентами.
Покажите это видео своей команде и попросите ответить на следующие вопросы:
Только на одном из 4 уровней тот или иной участник группы в силу своих природных данных чувствует себя сильнее и комфортнее. Таким образом, используя вопросы, построенные относительно специфичного уровня восприятия, мы имеем возможность вовлечь всех и каждого в обсуждение и раскрыть самые сильные стороны отдельных участников.
При использовании ОРИП-модели также вскрываются бессознательные установки, которые в других случаях принимаются по умолчанию. Благодаря этому группа избавляется от стереотипов, а предположения и выводы становятся более осознанными, продуктивными и обоснованными.
Эта модель может применяться к командной работе разных масштабов: как для неформального обсуждения в маленьких группах, так и в больших группах, когда обсуждения длятся днями, неделями и месяцами.
ОРИП-модель может быть использована в качестве связующего звена с любыми другими методами и инструментами: методом Мирового кафе, упражнениями из серии teambuilding, визуальной историей, мозговыми штурмами...
"Мой универсальный принцип таков: какой бы ни была ваша цель в работе с той или иной группой людей, в вашем арсенале всегда есть как минимум 4 ключевых шага к ее достижению. Даже если вам нужно принять решение по очень простому вопросу, 4 вопроса зачастую сработают лучше, чем один," - Мартин Гилбрейт об ОРИП-модели.
Фасилитация для лидера
Как транслировать правила игры так, чтобы их выполняли и о них не забывали
«Где можно ознакомиться с регламентами Вашей компании?», - этот вопрос мы часто задаем во время проведения диагностики. В ответ слышим, что они хранятся в пыльном шкафу, общих папках или далеком разделе корпоративного портала SharePoint....
Фасилитация для лидера
Как провести Форсайт и сценарное планирование в своей компании
Сейчас не время заниматься стратегией – это говорят все эксперты. И вот почему. Стратегическое планирование начинается с оценки реальности, все остальное исходит из того, что есть сейчас. Но опираться на нестабильную и неопределенную ...
Фасилитация для лидера
Почему договоренности по итогам совещаний (сессий) не выполняются
На совещаниях и сессиях мы часто достигаем договоренности, которые всем по душе, но также часто эти договоренности не выполняются. Почему? Разбираемся в этой статье.
Фасилитация для лидера
Исторический скан - пошаговая инструкция метода
«Исторический скан» - это инструмент вовлечения команды, который помогает подготовиться к будущему через путешествие по событиям прошлого, прорисовать в деталях прошлые события для того, чтобы построить общую историю, благодаря которой у...
Фасилитация для лидера
Онлайн-протоколирование
Вам, наверняка, приходилось хотя бы один раз (для многих, конечно, гораздо чаще, если не постоянно) участвовать в совещании, которое проходило примерно следующим образом. В ходе совещания издается множество указаний и ...
Фасилитация для лидера
ОРИП-модель как базовый метод вовлечения команды
Хотим поделиться с вами базовым методом технологии вовлечения ToP, который лежит в основе многих инструментов командной работы и метода сфокусированного обсуждения. Он актуален для любого процесса командного взаимодействия и обучения.