Обратная связь

Опубликовано в № от 2.04.25
О том, как работает обратная связь в компании «ВкусВилл» и почему нужны жалобы клиентов, рассказывает Евгений Щепин, управляющий по внешним коммуникациям компаний "Избёнка" и "ВкусВилл"

Обратная связь – залог роста компании.

Почему компания «ВкусВилл» каждый день общается с покупателями, а сотрудники не представляют своей работы без обратной связи. 

Наверное, нам повезло, потому что в нашей компании нет проектов, которые спускаются сверху. Поэтому и отчитываться перед руководителями о проделанной работе не приходится. Главный заказчик всех проектов и инноваций – наш покупатель. Клиентам не нужны расплывчатые формулировки менеджеров. Им нужен результат – и чем конкретнее он будет, тем лучше.

Именно по этой причине мы так много внимания уделяем общению с покупателями. Оперативная обратная связь – это наш корректор, который исправляет допущенные ошибки и не дает им уйти в тираж.

В компании «ВкусВилл» 6 официальных каналов для получения обратной связи. Все они равнозначны друг другу. 

  1. Телефон горячей линии

  2. Бот «ВкусВилл» в Telegram

  3. Группа «ВКонтакте»

  4. Группа в «Фейсбуке»

  5. Аккаунт в «Инстаграме»

  6. Общая инфопочта – info@izbenka.msk.ru

В месяц со всех источников мы регистрируем около 25 тысяч покупательских обращений. Каждое зафиксированное обращение – это импульс для движения вперед. Особенно нам помогают жалобы. Именно они мотивируют нас меняться в лучшую сторону.

Отдельно анализируются возвраты от покупателей в магазин. Они разбиты по типам (не понравился вкус, запах, продукт испортился раньше времени и так далее). Каждый возврат покупателя – минус в карму продукта.

Конкретных цифр здесь нет: каждый эпизод – это набор индивидуальных факторов. Были в нашей практике случаи, когда продукт выводили из ассортимента или отправляли на доработку после 15 жалоб и 7 возвратов. С точки зрения объемов продаж это ничтожно маленькие цифры, но если мы понимаем, что инцидент набирает обороты, судьбу предпочитаем не испытывать, а покупателей не злить.

Недавно был яркий пример с салатом «Чука», который сразу показал отличные продажи. Покупателей устраивало в нем все, кроме количества масла. Когда проанализировали обращения за первую неделю продаж – ахнули. Более 100 человек написали и позвонили нам с просьбой уменьшить количество масла в продукте.

В таких случаях решение нужно принимать оперативно. Технолог запрашивает у производителя новые образцы продукта с учетом требований, сформулированных на основе покупательских отзывов. Салат с меньшим количеством масла на дегустации утверждают единогласно, а это значит, что обновленный продукт уже через 2-3 дня поступит в магазины.

Анализ новых покупательских обращений демонстрирует правильность наших действий. За неделю в реестре всего 9 записей с упоминанием салата «Чука». Из них 7 – благодарностей, 1 – вопрос, 1 – жалоба на вкус.

Помимо обработки входящих обращений, мы инициируем опросы покупателей по волнующим нас задачам: от общих тем, например, что нам улучшить, до вопросов, касающихся качества конкретных продуктов. Обзвоны покупателей по разным выборкам помогают нам каждую неделю измерять индекс лояльности. В нашей компании он называется ППП – показатель покупательской поддержки.

К примеру, обзвонили тех, кто покупал у нас сырники и задали им конкретный вопрос: «Нужны ли вам в нашем ассортименте сырники без сахара в составе?» 75% высказали категорическое «за».

По итогам обзвона готовится отчет для продакт-менеджеров. Именно продакт-менеджер инициирует поиск производителя сырников без сахара. Опираясь на покупательское мнение, он обращается к технологу молочной категории: «Ищи. Людям нужно». И тогда технолог, как хранитель стандартов качества продукции, начинает поиск производителей и отбор дегустационных образцов.

Прошло чуть больше месяца и сырники без сахара появились на полке. Что может быть проще? Покупатель сам управляет продуктовым ассортиментом, а мы не представляем, как некоторые компании умудряются жить без обратной связи.


еженедельное собрание.jpg

5 принципов обратной связи «ВкусВилл»

Принцип № 1. С людьми должны работать люди 

Принципы безбарьерного общения с покупателями мы применили на всех коммуникационных площадках. Везде они сработали и стали основополагающим фактором в развитии сарафанного маркетинга.

С покупателями общаются одновременно 10 сотрудников. Ни у одного человека нет опыта работы в call-центрах. Наши операторы – обычные молодые девчонки, которые и при общении с покупателями по телефону ведут себя непринужденно. Никаких: «Ваш звонок очень важен для нас». Девушки смеются в трубку на шутки, раздражаются на агрессию, возмущаются на несправедливые обвинения. Отсутствие скриптов и каких-либо инструкций для разговора позволило общаться с покупателями на языке, который понятен, интересен и напоминает разговор двух старых знакомых.  

Принцип № 2. Полная материальная свобода операторов

Любой сотрудник, который общается с клиентами, имеет возможность начислить любую сумму на бонусную карту покупателя – и его никто не спросит, для чего он это сделал. Горячей линии это помогает оперативно решать вопросы, а не создавать покупателю дополнительных проблем, чиня ненужные барьеры. К примеру, если покупатель жалуется на продукт, но вернуть его в магазин физически не может (нет времени, маленький ребенок на руках, уехал в другой город), оператор горячей линии предложит компенсировать полную стоимость этого продукта баллами на карту. И для этого ему не нужно никаких разрешений.     

Любимый вопрос многих: «А оператор может сам начислить себе какую-то сумму и купить на нее продукты?» Конечно, может. Только зачем он будет это делать?

Принцип № 3. Никакого информационного вакуума! 

Каждый сотрудник в нашей компании знает, чем занимается компания, какие у нее планы на ближайшее будущее и в каком направлении идет развитие. Сотрудники горячей линии – не исключение. Почему-то многие топ-менеджеры не считают должным информировать своих подчиненных, а умышленно держат их в информационном вакууме. Развитие сотрудников «в тишине» напоминает рост растений в темноте. Ничего хорошего из этой затеи никогда не получится.

Следует также понимать: чем меньше информации у сотрудников, тем больше среди них существует домыслов, догадок и сплетен. Хотите избежать кулуарных заседаний? Держите всех сотрудников в курсе происходящего. Наберитесь сил и расскажите всем, если финансовые дела у компании идут не очень. Вы все равно не сможете сохранить это в тайне. А пустив на самотек, рискуете узнать много нового о себе и своей компании. Изощренность человеческой мысли удивительна!

Принцип № 4. Аутсорс – враг обратной связи

Обратная связь – это то, чем мы планируем всегда заниматься сами. Аутсорсинг в коммуникациях с покупателями для нас недопустим, так как это неизбежно ведет к охлаждению в отношениях между торговой сетью и покупателем. Банальный call-центр нам не нужен. Мы не видим в таком способе общения ценности. 

Да и передача обратной связи на аутсорс предполагает наличие четко прописанных процессов. А для нашей компании это невозможно, так как мы живем в режиме постоянных изменений.

Принцип № 5. Честность в ответах

Увиливать и недоговаривать – бессмысленно. Если промахнулись, лучше честно признаться в этом. Некоторым кажется, что тогда пошатнется кристальная репутация компании. Вы в это в самом деле верите? Вы совершили ошибку, признали ее, провели работу над этой ошибкой и считаете, что это не вызовет уважения у ваших клиентов?

 А еще мы никогда не удаляем негативных отзывов (их очень много о нас в интернете) и не пишем сами себе хвалебных комментариев, чтобы повлиять на репутацию в интернете. Все это «от лукавого». Когда вы хвалите себя и удаляете негатив, вы поступаете как человек, который выкладывает в соцсети обработанные до неузнаваемости фотографии. То есть обманываете себя, а не решаете проблему.  

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Борис Дьяконов о холакратии в банке "Точка"

2 апреля 4076

Холакратия — один из самых популярных методов самоуправления в мире. Она позволяет организациям быть гибкими и быстрыми. Борис Дьяконов, глава банка для предпринимателей «Точка», на форуме «Бизнес со смыслом» с юмором рассказывал о холак...

Слово экспертам

Работа в openspace

2 апреля 3456

Эффективность нашей работы зависит не только от нас, но и от коллег, которые нас окружают, от подчиненных, которым постоянно нужна какая- то информация и поддержка, и, конечно же, от руководителей, которые всегда обладают наивысшим приор...

Слово экспертам

От доски к Trello

2 апреля 4181

Одной из ключевых задач нашей команды является эффективная организация работы над сложными проектами. В последнее время количество человек в команде постоянно увеличивалось, поэтому актуальным вопросом был выбор удобных инструментов для ...

Слово экспертам

Не убивайте дракона: Как здоровая доля принуждения поможет вам достичь целей

2 апреля 3451

В наше демократичное и политкорректное время говорить о принуждении стыдно. Не принято. Даже считается неправильным, потому что принуждение неизменно ассоциируется с насилием. Как же можно — кого-то принуждать?

Слово экспертам

Удаленный помощник

2 апреля 3460

Если кто-то лучше тебя ведет твои дела, бухгалтерию, считает зарплату, отлично выполняет поручения, почему бы не делегировать ему все это? Ваш личный помощник, сервис «Кнопка», не принесет вам чашку кофе, но отправит почту, разберется с ...

Слово экспертам

Подборка лучших книг по майнд-менеджменту

2 апреля 3833

Мы знаем: лучший подарок - это книга! И наш проект #корпоративнаябиблиотека - кладезь полезных и достойных подарков.