Компас здоровья укажет ориентир

Опубликовано в № от 23.11.24
За последние сто лет пищевые привычки людей изменились отнюдь не в лучшую сторону. Сдобные булочки, которые не черствеют, молоко, которое не скисает, колбаса, после которой обычное мясо кажется совсем безвкусным, - вот они, нормы современного питания. Пищевая промышленность погрязла в эмульгаторах, консерваторах, усилителях вкуса, красителях, загустителях, всевозможных заменителях натурального - во всем, что позволяет продлить срок годности продукции и снизить ее себестоимость. Чем длиннее становится состав на упаковке, тем больше люди задумываются о том, что они едят. Когда в 2005 году новосибирец Дмитрий Лыткин занялся производством продуктов здорового питания, его покупателями были пожилые люди. Те, кто в силу возраста имеет проблемы со здоровьем и хочет их решить. Спустя 13 лет аудитория заметно помолодела.

«Компас здоровья» - производитель натуральных продуктов: от пищевых до косметических. В ассортименте более 300 наименований. 150 магазинов «Основа здоровья» в 25 городах России. Предприятие обеспечивает достойной работой около 300 человек в Новосибирске и Алтайском крае. История производства началась в 2005 году с одной-единственной позиции и огромной личной заинтересованности учредителя. Уверенность в этой нише и понимание, кому и для чего нужна их продукция, помогли Дмитрию Лыткину с партнерами превратить маленькое производство в достойный бизнес со смыслом.

 - Как появилась идея здоровых продуктов?

Мы подхватили компанию в 2005 году. Она называлась «Сибирская масляная компания» и занималась производством подсолнечного масла. Обычный пищевой продукт. Мы стали рассматривать возможность расширения ассортимента. Начали производить рыжиковое, горчичное, льняное масла. Погрузились в эту тему и узнали, что есть масла, которые обладают очень хорошим терапевтическим, профилактическим действием. Обратили внимание на льняное масло, поскольку в нем содержание омега-3 - около 57%. Чем больше информации мы собирали, тем крепче убеждались, что это перспективное направление развития и такая продукция нужна людям, хотя в 2005 году она практически никого не интересовала. Многие открыто крутили у виска, мол, ребята, занимайтесь чем-нибудь более надежным. Но мы решили раскручивать направление натуральных полезных продуктов для здоровья. Вскоре на основе льняного масла родилась целая линейка продуктов. Мы много работали с лекарственными травами. Находили очень профессиональных сотрудников. Рецептуру разрабатывали фитотерапевты, научными руководителями были доктора наук, они помогли разобраться во многих вопросах, сформировать ассортимент и продуктовую матрицу. Параллельно развивался сбыт. Так все и закрутилось.

- Был какой-то личный интерес?

- Честно признаюсь, была личная заинтересованность меня как учредителя. Эта тема была мне очень близка. У моих родителей были некоторые проблемы со здоровьем, которые мне очень хотелось решить. Родители у меня вообще как подопытные кролики. Я получаю от них позитивную обратную связь, вижу, что продукция, которую мы производим, действительно работает и помогает. Моей маме сейчас 76 лет. Последние 20 лет она живет в дачном обществе в окружении таких же пенсионеров. Каждый раз, приезжая к ней в гости, я вижу, как отлично она выглядит и прекрасно себя чувствует. Особенно ярко это заметно на фоне ровесниц соседок, которые, к сожалению, постепенно увядают. Поэтому, можно сказать, личный мотив - поддержание здоровья родителей - стал мощным мотиватором для развития «Компаса здоровья».

- То есть ваша продукция в первую очередь - для пожилых людей?

- Сейчас уже нет четкой границы возрастной. На старте мы говорили, что 95% наших потребителей - это пенсионеры. Мы ориентировались на тех людей, кто уже имеет проблемы со здоровьем, кто готов обратить внимание на подобные продукты в силу того, что нужно восстанавливать утраченное здоровье. Однако с каждым годом мы все ярче видим тенденцию по омоложению аудитории. Растет количество действительно молодых людей, которым близка идея здорового питания. Поэтому сейчас у нас есть линейка продукции, рассчитанная на людей, которые уже утратили здоровье и стремятся его восстановить, и линейка для более молодой части населения, для тех, кто хочет сохранить здоровье. Плюс отдельное направление - натуральная косметика. Все используемые для ее изготовления ингредиенты 100% экосертифицированы.

- Как людям разобраться в ассортименте и понять, что же им необходимо приобрести?

- Мы вкладываем большие усилия в консультативную, образовательную деятельность. Когда начали производить льняное масло, мы столкнулись с тем, что люди просто не знают, что это такое, в чем его польза. Мы поняли, что без информационной поддержки никаких продаж быть не может. Уровень компетенций в области здорового питания до сих пор остается очень слабым. А 13 лет назад было и того хуже. Несмотря на то, что сегодня уже сформировалось поколение, увлеченное здоровым образом жизни, без консультаций продукцию не продвинуть. Люди уже готовы к здоровому питанию, но еще мало информированы о нем, плохо понимают, что именно им необходимо. Мы общаемся с потребителем в разных форматах. Консультируем, проводим конференции, когда-то даже выпускали радиопередачи о здоровом питании. Такой формат общения с потребителем дает нам хорошую обратную связь и обеспечивает рост продаж и развитие бизнеса.

- По сути вы формируете рынок, взращиваете потребителя?

- Да, наверное, отчасти это история про маркетинг без бюджета в традиционном его понимании. Классический набор рекламных мероприятий не совсем наш путь. Нам важно обучить людей. Особенно много мероприятий образовательного характера мы проводили в самом начале развития бизнеса. Все шло от души, на адреналине, использовали все подручные инструменты, ничем не гнушались.

- В этом ваша сильная сторона?

- Да, пожалуй. И еще в честности. Мы изначально заявили, что используем только натуральные продукты. Иногда даже в ущерб своей прибыли. Могу привести пример: у нас в свое время в продуктовом портфеле было кедровое масло. Нам пришлось от него отказаться в пользу своих принципов. Дело в том, что на рынке 90% масла является дешевым фальсификатом. Низкая цена достигается банальным разбавлением подсолнечным или еще каким-нибудь рафинированным. Для нас это неприемлемо. В результате наше «честное» масло было много дороже, чем у конкурентов. У него себестоимость равна розничной цене масла в любом супермаркете. Мы просто ушли из этой ниши.

- В чем смысл вашего бизнеса?

- У нас прописана миссия компании, но я не хочу эти высокопарные фразы говорить. Для меня лично миссия в продвижении идеи здоровья. Человечеством накоплен многовековой опыт использования лекарственных растений, природных веществ. Но за последние 100-200 лет люди утратили опыт их использования. Смысл нашего бизнеса - возвращение старинных рецептов, традиций, которые веками позволяли вести здоровый образ жизни и оставаться активными.

- То есть ваша продукция изготавливается по старинным рецептам?

- По-разному. Часть продукции основана на старинных рецептах. Мы находим рецепты и в тибетской медицине, используем русские рецепты и европейский опыт. И, конечно, разрабатываем современные. Учитывая, что рынок молодой, зарождающийся, на чем-то одном сконцентрироваться не удалось. Это связано с тем, что слишком мала прослойка людей, которые интересуются каким-то одним направлением. Мы поняли, что просто не выживем на какой-то одной идее. Например, только на старинных рецептах. Поэтому вынуждены были диверсифицировать в разных направлениях. И это дало результат, я считаю.

- В интернете можно найти много отзывов о вашей продукции и они очень разные, некоторые весьма гневные. Как вы с ними работаете?

- Отзывы - это отдельное направление нашей деятельности. Два года назад мы создали отдельную структуру - отдел лояльности. Кстати, благодаря «Бизнесу со смыслом» и «Правилам игры» у нас эта идея родилась. Мы собираем все негативные отзывы, структурируем их. Обязательно даем ответ конечному потребителю. А потом передаем в то производственное направление, к кому они относятся: косметическое, продуктовое и т.д. Служба контроля качества ведет статистику. Если какой-то отзыв единичный и в течение года не повторялся, то мы про него просто забываем. Если же приходит больше двух негативных сообщение на одну и ту же тему - для нас это сигнал, что нужно предпринять действия. Мы сертифицированы по ISO 22000, а это серьезная сертификация, не многие на нее идут. У нас есть регламент, согласно которому по каждой жалобе собирается группа ответственных людей, они разбирают проблему и делают выводы. Иногда по итогам заменяется рецептура, бывает, меняются поставщики сырья, либо корректируются какие-то процессы в производственном цехе.

Например, у нас в свое время был противопаразитарный эликсир на основе лекарственных трав. Он был эффективным, но очень горьким, люди физически не могли его употреблять. Было много нареканий по поводу вкуса. Нам пришлось уменьшить горечь заменить компоненты какими-то другими более сладкими травками, пойти на компромисс. Задачу решили. Эффективность не упала, но мы избавили потребителя от страданий.

- У вас большая розничная сеть и интернет-магазин. Что сегодня эффективнее?

- Сегодня все говорят, что интернет делает большие продажи. В нашем сегменте это не совсем так. У нас доля продаж через интернет-магазин едва дотягивает до 3%. Я периодически наблюдаю, как проявляются новые интернет-магазины и уходят с рынка. Возможно, в каких-то сегментах это действительно хороший канал, но продукты здорового образа жизни люди все же покупают в рознице. Может, потому, что там можно получить консультацию. Сложно сказать.

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

«Живая» библиотека. Креативное спасение бизнеса в кризис

23 ноября 6094

«Живые города» - это люди. Интересные, увлеченные, деятельные и неравнодушные люди, которым не все равно, что происходит сегодня, и уж точно важно, что будет завтра. В разных уголках нашей страны они делают свое дело, а вместе ищут совре...

Вдохновляющие истории

Ясно поле: как устроен семейный бизнес

23 ноября 3012

Продолжаем беседу с владельцами экопарка Ясно Поле Дмитрием и Региной Черепковыми. Узнаем о  делегировании ответственности, о работе с людьми, которым хочется доверять, поговорим о распределении ролей в семейном бизнесе, о том,...

Вдохновляющие истории

Легород - место, где за детей не страшно

23 ноября 3027

С чего все началось? С того, что он с самого детства фанатично любил Lego, а она… ну-у-у.... не то чтобы не любила, но испытывала навязчивый дискомфорт во время уборки. Ее он любил больше, чем Lego, поэтому хобби-фигурки переехали на раб...

Вдохновляющие истории

Мужчинам вход воспрещен Женский фитнес-клуб – социальная бизнес-модель

23 ноября 7178

Я стояла перед зеркалом и думала: «Все хорошо. У меня есть все: крутая карьера, я хорошо зарабатываю, перспективы. А жить не хочется...» Это состояние преследовало меня очень долго. До тех пор, пока я не задала себе два вопроса: «Как ты ...

Вдохновляющие истории

Как создаются фиксики - рассказывает Юлия Софронова

23 ноября 3596

Юлия Софронова, генеральный директор ЗАО «Аэроплан» (правообладателя бренда «Фиксики») рассказала, как создается шедевр: от идеи до выхода в свет.

Вдохновляющие истории

Олег Лега и его пекарни

23 ноября 4025

Исследуя бизнесы со смыслом, так интересно задавать всегда ключевой вопрос: а почему именно это направление вы выбрали? Почему кто-то учит танцевать, кто-то создаёт настольные игры, кто-то качественно ремонтирует автомобили. Что интересн...