Как создаются фиксики - рассказывает Юлия Софронова

Опубликовано в № от 25.04.24
Юлия Софронова, генеральный директор ЗАО «Аэроплан» (правообладателя бренда «Фиксики») рассказала, как создается шедевр: от идеи до выхода в свет.

- Как появилась идея «Фиксиков»?

- В основе идеи проекта «Фиксики» лежит книга Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». В своё время мы приобрели права на её экранизацию и использовали оттуда базовую идею. Мысль о том, что эту повесть можно применить для современного анимационного проекта, пришла в голову знаменитому мультипликатору Александру Татарскому. Он очень чутко воспринимал особенности мира ребёнка и говорил, что детям наверняка была бы интересна игра о том, что внутри техники живут таинственные маленькие человечки. Другой автор проекта, продюсер Георгий Васильев, посчитал, что такой способ рассказа о технике даст маркетинговое преимущество проекту. Он позволит визуализировать современные реалии, рассказать детям о том мире, который их окружает, ведь большинство сказок рассказывает о прошлом или выдуманном мире, а дети нуждаются в том, чтобы им объяснили существующую вокруг нас сегодняшнюю реальность. На основе этой художественной идеи можно было создавать не только развлекательный, но и образовательный детский проект. В результате именно с «Фиксиками» в российскую анимацию вошел жанр edutainment, то есть обучение через развлечение.

 - Сколько уже вышло серий? Какие планы на будущее сериала?

- Сейчас готово 137 серий. Мы планируем снять 156 эпизодов сериала в таком формате, то есть работы у нас еще года на два (в год мы готовим 10-11 серий). Но параллельно мы уже снимаем полнометражные фильмы о фиксиках для кинотеатрального проката. Первый вышел в октябре 2017 года и собрал рекордную для детского фильма сумму в России и СНГ: 452 млн рублей. Его увидело 2,2 млн зрителей. Сейчас он начал путешествие по зарубежным экранам: его уже посмотрели в Турции, странах Балтии, Латинской Америки, скоро планируется показ в Испании, Южной Корее и на Ближнем Востоке. А мы тем временем уже активно готовим к выходу второй фильм, который появится на экранах кинотеатров в 2019 году. Надо сказать, что художественная Вселенная фиксиков очень обширна: они живут в разных домах и странах, и про них можно рассказать историй не меньше, чем про людей. Мы думаем о том, как могли бы создать видеоконтент с этими героями совсем в другом, непривычном для наших зрителей жанре и оригинальной визуальной форме. Например, вы можете себе представить фиксиков в жанре молодежного ситкома? А мы думаем, в том числе, и над таким перевоплощением.

 - Расскажите, как создается каждая серия? Сколько времени занимает производство одного мультика? Какие технологии используются сегодня?

- Сначала создается сценарий мультфильма. Это самая непредсказуемая по времени работа. Может занять от двух недель до шести месяцев, и чаще, увы, второе. Мы не испытываем дефицита в темах, о которых можем написать сценарий: проблема возникает именно в разработке сюжета, в драматургии истории. Когда сценарий готов, его берет под крыло режиссер. Он готовит раскадровку (цикл картинок-эскизов), которая напоминает комикс. Когда режиссер уже понимает, как должны вести себя герои, на озвучание приглашаются актеры. Они записывают материал по одиночке, делая несколько вариантов каждой реплики: короче, длиннее, громче, тише, рассерженнее, смешнее и так далее. Потом режиссер собирает эти реплики в единую последовательность, чтобы общая продолжительность не превышала шести минут – стандартный хронометраж серии. После этого сцены отдают аниматорам, которые одушевляют, анимируют героев (заранее сделанные трехмерные модели персонажей), чтобы они соответствовали актерским репликам и пожеланиям режиссера. Но это пока нерасцвеченный, условный мультфильм. На этом этапе вы видите еще только движение моделей. После этого все модели покрываются текстурами (дерево должно отличаться от металла, ткань - от пластика), выставляется свет внутри декорации, могут добавляться спецэффекты. Финальный пересчет данных компьютером, когда все исходные трехмерные параметры преобразуются в «почти финальное» плоское изображение, называется рендеринг. Это очень ресурсоемкий процесс, в том числе и по затратам электричества. На одной из финальных стадий к работе присоединяется звукорежиссер, который оформляет звуковую дорожку музыкальными треками и шумами. Композитинг – финальная сборка мультфильма – завершает процесс. Но краткий рассказ не передает всей его трудоемкости. Достаточно сказать, что норма для аниматора – это примерно две секунды анимации за рабочую смену. В общем, серия появляется на свет, как ребенок: примерно за девять месяцев, считая от момента, когда была впервые высказана её идея.

Аэроплан_Работа аниматора (3).JPG

- Где черпаете вдохновение на каждый новый сюжет?

- У нас, скорее, по Маяковскому: «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Мы перебираем множество предложений от сценаристов, анализируем их – есть ли повторение предыдущих сюжетов, можно ли интересно разыграть, не слишком ли сложно будет для детского восприятия, почувствуют ли зрители интригу. Очень много предложений, увы, отвергается из-за вторичности или не киногеничности материала. Часто нам предлагают сплошные разговоры, анимация же основана на действии. Правда, мы можем вспомнить и те счастливые случаи, когда на идеи сюжетов нас навели дети: например, на одной встрече со зрителями юная поклонница спросила, будет ли серия про салон красоты, мы задумались, и через некоторое время появилась серия «Красота».

 - Как работает команда создателей и разработчиков? Это творческий бум? Директивная вертикаль управления? Полное доверие, жесткий контроль или что-то другое?

- Когда «Фиксики» были стартапом и мы работали небольшой группой, то, скорее, это был порыв, постоянные мозговые штурмы, творческое бурление. Сейчас, когда в проекте участвует уже больше людей, нам пришлось перейти к автоматизированным системам управления, чтобы информация не терялась и выполнение творческих заданий отслеживалось корректно. Когда, например, в фильме надо создать тысячи объектов для декораций, без таких умных компьютерных систем трекинга уже не обойтись. Кроме того, у нас хорошо оптимизирована структура менеджмента, работают увлеченные люди, профессионалы в производстве.

 - Есть ли грань между творческим процессом и бизнес-задачами при создании мультика?

- В случае анимационного бренда эти задачи, на наш взгляд, идут рука об руку. Только то, что воздействует эмоционально, то, что трогает и привлекает нашего зрителя, способно удержать аудиторию. Именно поэтому продюсеры заинтересованы в художественных идеях, которые будут радовать детей и родителей, будут накапливать капитал лояльности и уважения. С другой стороны, нам приходится сдерживать фантазии наших сценаристов и режиссёров. Например, действие сериала «Фиксики» происходит всего в двух декорациях – квартире ДимДимыча и лаборатории профессора Чудакова. Мы не можем создать декорацию улиц, каких-то магазинов или детских центров, потому что это очень дорогие в производстве объекты, и тогда сериал сразу станет нерентабельным. Но творческие люди говорят, что подобные ограничения – это как раз вызов, который позволяет судить о твоем профессионализме, мастерстве и креативности.

 - В команде существуют какие-то особые традиции?

- Да, например, мы, как и наши герои, постоянно используем слово «Тыдыщ!», когда дело удается. Даже на деловых, серьезных переговорах. Партнеры понимают, с кем общаются, и уже совсем не удивляются.

 - Какова миссия проекта?

- Мы стараемся рассказать детям о том, как устроен мир вокруг. Мы стараемся пробудить в них любопытство, уважение к знаниям, науке, экспериментам, мы хотим, чтобы они росли трудолюбивыми и творческими, как наши фиксики.

Аэроплан_стена_с_детскими отзывами.JPG

- Фиксики сегодня - раскрученный бренд. Они повсюду. Приходится ли бороться с теми, кто производит продукцию (игрушки и пр.) без согласования с авторами-правообладателями образов героев? Или все же в современном мире проще «отпустить» ситуацию?

- Мы боремся с нарушителями наших авторских прав. «Отпустить» ситуацию мы не можем. Кроме нас самих, есть ещё, по крайней мере, две группы людей, перед которыми мы несем ответственность за такую борьбу с нарушителями. Во-первых, это наши зрители и покупатели продукции под брендом «Фиксики»: они доверяют нам, и их не должна разочаровать продукция мошенников, которые не заботятся не только о законе, но и о качестве продукции. Пиратские игрушки и сладости бывают не только некрасивыми, но и вредными по составу. Во-вторых, это наши лицензиаты, бизнес-партнеры, которые поверили в наш бренд и приобрели права на его использование законным путем. Они не должны чувствовать себя ущемленными за то, что действовали правомерно.

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

Pleneta.ru - краундфандинг в России, инструкция по применению

25 апреля 2635

Среди участников форума «Бизнес со смыслом» есть бизнесмены, которые смогли запустить свой бизнес благодаря народному финансированию. Их проекты показались интересными и социально важными большому количеству людей, которые решили поддерж...

Вдохновляющие истории

Студия керамики Ананас

25 апреля 2492

Однажды она прочитала книгу. Открыла случайно и просидела за ней до рассвета. На утро начала следовать советам автора - делать уборку. Она не раскладывала вещи по местам и не протирала тряпочкой пыль. Если верить Мари Кондо, той самой, ч...

Вдохновляющие истории

ЮДИ: мы не танцоры

25 апреля 2576

1995 год. Сальто, прыжок, поворот, проходка на руках. В пустом спортзале интерната гулким эхом отзывается каждый трюк. Двое щуплых мальчишек ловят каждую свободную минуту, чтобы прибежать сюда, и снова сальто, проходка на руках... Рядом ...

Вдохновляющие истории

Евгения Белонощенко о школе Белая ворона

25 апреля 2903

Школа «Белая ворона» - это история о том, как человек ищет и находит свое предназначение, хотя, казалось бы, все уже давно предопределено. Евгения Белонощенко по образованию экономист, дочь успешных самарских предпринимателей. Родители б...

Вдохновляющие истории

Интервью с Андреем Кривенко

25 апреля 3227

Доверять, не проверять и расширяться: генеральный директор и основатель сети магазинов «Избёнка» и «ВкусВилл» Андрей Кривенко о том, как выстроить признанное качество без единого регламента

Вдохновляющие истории

«Клуб Добряков» - как из личного блога сделать благотворительный фонд

25 апреля 8402

История «Клуба добряков» началась в 2013 году с Маши Субанта, которой всегда нравилось помогать. Этот клуб вырос из личного профиля в Instagram, став огромным сообществом добряков. Сегодня их больше 75 тысяч, и это уже благотворительный ...